Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.
В
современных условиях фермерские хозяйства
являются одной из доминирующих по
численности организационно-
В
современных условиях все более
актуальное значение в продовольственном
обеспечении, росте благосостояния
населения Беларуси приобретает
вопрос повышения эффективности
функционирования аграрного производства.
Эффективная работа субъектов хозяйствования
АПК становится главным критерием
осуществления эффективной
Цель
курсовой работы - проанализировать степень
развития крестьянских (фермерских) хозяйств
Беларуси, оценить уровень
Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключение, списка использованных источников и приложения.
При
написании курсовой работы использовались
книги белорусских и
российских издательств, ряд статей из
периодической печати.
ГЛАВА
1. ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ.
1.1.Сущность и роль крестьянских (фермерских) хозяйств в развитии и повышении эффективности функционирования сельскохозяйственного производства.
Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель [4, c. 532].
В
современных условиях хозяйствования
эффективность функционирования фермерских
хозяйств в Беларуси имеет свои особенности,
которые определяются, особенностями
самой сферы
а) учредителями фермерского хозяйства могут выступать один гражданин или члены одной семьи. Однако право сохранения членства в составе членов фермерского хозяйства иных лиц сохраняется для хозяйств, созданных до вступления в силу новой редакции Закона.
б) Основными видами предпринимательской деятельности фермерского хозяйства является производство сельскохозяйственной продукции, а также допускается ее переработка, хранение, транспортировка и реализация. Вместе с тем, фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и его уставу.
в)
Обязательным условием осуществления
предпринимательской
г)
Осуществление
д) Среди основных организационных факторов, определяющих эффективное функционирование фермерского хозяйства в рыночных условиях, важно отметить местоположение хозяйства, удаленность его от рынков сбыта продукции и источников получения ресурсов. Территориальное размещение с учетом почвенно-климатических условий, уровня обеспеченности производственными и трудовыми ресурсами определяет выбор направления деятельности хозяйства, специализацию производства и их эффективность.
е)
В процессе осуществления
ж) В системе трудовых отношений фермерское хозяйство выступает в роли нанимателя и при необходимости может привлекать по трудовому или иному договору лиц, не являющихся членами хозяйства, с соблюдением требований законодательства.
з) Фермерские хозяйства как особая форма коммерческих организаций наделена рядом льгот при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере материально-технического обеспечения, финансовой и налоговой деятельности, что имеет актуальное значение в повышении эффективности их функционирования. Так, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве предоставлено право организациям и индивидуальным предпринимателям передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы.
Эти и другие особенности являются основными факторами, определяющими эффективное функционирование фермерских хозяйств в современных экономических условиях.
В
современных условиях фермерские хозяйства
являются одной из доминирующих по
численности организационно-
Рисунок
1. Развитие фермерских хозяйств Беларуси.
Основной причиной сворачивания деятельности фермерских хозяйств в Беларуси является низкая эффективность, вызванная рядом причин как объективного, так и субъективного характера. Так, в 2005–2009 гг. стоимость валовой продукции в фермерском секторе в расчете на один баллогектар сельскохозяйственных угодий была меньше, чем в хозяйствах всех категорий – на 33 % и организациях-производителях сельхозпродукции – на 8 %. Это объясняется низкими показателями урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Вместе с тем, в последние 2-3 гг. наблюдается тенденция усугубления финансовой активности деятельности фермерских хозяйств, приобретших ресурсы реформированных сельскохозяйственных организаций, при сложившейся положительной динамике производства сельскохозяйственной продукции [11, c. 232].
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств является на современном этапе одним из важных направлений в обеспечении роста
производства
сельскохозяйственной продукции,
занятости сельского населения
и его жизнеобеспечения. Несмотря
на то, что доля частного сектора
в АПК имеет устойчивую тенденцию
к росту, число крестьянских и
фермерских хозяйств за последние
года сокращалось. Этот процесс
и продолжающуюся в сельском
хозяйстве трансформацию
1.2.
Государственное
регулирование
В процессе осуществления хозяйственной деятельности неизбежно происходит столкновение частных интересов субъектов хозяйствования и публичных интересов общества. Задача государства – уравновесить эти интересы и избежать существенного конфликта сторон. Однако не всегда замыслы законодателя совпадают с их воплощением. Достижение такого баланса является целью государства.
Цель
государственного регулирования АПК
- обеспечение устойчивого
Регулирование АПК осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим. Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в РБ являются [6, c.23]:
В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и программированию. Планирование и прогнозирование осуществляются по АПК в целом, а также в территориальном разрезе с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей сферы, по видам сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы и т.д.) и фермерским хозяйствам; в разрезе подкомплексов - зернопродуктового, картофелепродуктовогои т.д. Особо выделяется лесное хозяйство.
Закупочная интервенция - это организованная закупка сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства. Товарная интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке. Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен. Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при: расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для гос. нужд; определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных[6, c. 12].
Важными формами государственного регулирования АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов.
Для отражения степени гос. поддержки сельского хозяйства в целом и по отдельным видам сельскохозяйственного производства в той или другой стране используется эквивалент субсидий производителя (ЭСП). Он рассчитывается на основе разницы внутренних и мировых цен, совокупности прямых и косвенных платежей и выручки от реализации сельскохозяйственной продукции.
В
зависимости от уровня этого показателя
выделяют страны со слабой государственной
поддержкой сельского хозяйства (например,
Австралия), умеренной (Австрия) и сильной
(Швеция). В расчете на ферму наиболее высокий
уровень выделяемых субсидий имеет Норвегия,
а на единицу площади - Япония. Эквивалент
субсидий потребителя реализуется через
налогообложение потребителей продовольствия.
Сумма средств, полученных от налогов,
направляется в гос. бюджет для последующего
перераспределения на поддержку АПК. Эквивалент
субсидий потребителя воздействует на
экономику двояко. Положительное заключается
в сдерживании роста цен, отрицательное
- в препятствовании падению потребительских
цен. И это при том, что в структуре гос.
субсидирования наибольший удельный вес
принадлежит субсидиям, направляемым
на регулирование цен[5, c.32].