Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

    В современных условиях фермерские хозяйства  являются одной из доминирующих по численности организационно-правовых форм коммерческих организаций, функционирующих  в сельском хозяйстве. За период развития фермерства в Беларуси (1992–2009 гг.) было создано 5796 фермерских хозяйств, из которых  на начало 2008 г. сохраняли деятельность 2016 хозяйств или 34,8 %, а 3780 хозяйств (62,2 %) прекратили свою деятельность. Кроме того, наряду с уменьшением численности фермерских хозяйств в последние годы наметилась тенденция сокращения площади землепользования и объемов производства сельскохозяйственной продукции. В 2008 г. фермерские хозяйства, занимая 1,2 % площади всех сельскохозяйственных угодий в стране, произвели 0,7 % валовой продукции сельского хозяйства.

    В современных условиях все более  актуальное значение в продовольственном  обеспечении, росте благосостояния населения Беларуси приобретает  вопрос повышения эффективности  функционирования аграрного производства. Эффективная работа субъектов хозяйствования АПК становится главным критерием  осуществления эффективной предпринимательской  деятельности и адаптации аграрного  сектора экономики республики к  требованиям рыночной экономики. Таким  образом, в современных условиях разработка предложений по эффективному функционированию фермерских хозяйств является одной из актуальных проблем  прикладной экономической науки, что  позволит в дальнейшем обеспечить их устойчивое функционирование в контексте  аграрных преобразований и трансформации  агропромышленного комплекса.

    Цель  курсовой работы - проанализировать степень  развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной  поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы  их развития. Объектом анализа выступает  Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.

    Курсовая  работа состоит из двух глав, введения, заключение, списка использованных источников и приложения.

    При написании курсовой работы использовались книги белорусских и 
российских издательств, ряд статей из периодической печати.
 

    ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ. 

    1.1.Сущность  и роль крестьянских (фермерских) хозяйств в развитии  и повышении эффективности  функционирования  сельскохозяйственного  производства.

     

    Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация,  созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим    (внесшими)    имущественные вклады,  для   осуществления предпринимательской        деятельности        по       производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного  участка, предоставленного для этих    целей   в соответствии  с законодательством об  охране   и использовании земель [4, c. 532].

    В современных условиях хозяйствования эффективность функционирования фермерских хозяйств в Беларуси имеет свои особенности, которые определяются, особенностями  самой сферы сельскохозяйственной деятельности, организационно-правового, экономического и иного характера, суть которых заключается в следующем [7, c. 164]:

    а) учредителями фермерского хозяйства  могут выступать один гражданин  или члены одной семьи. Однако право сохранения членства в составе  членов фермерского хозяйства иных лиц сохраняется для хозяйств, созданных до вступления в силу новой  редакции Закона.

    б) Основными видами предпринимательской  деятельности фермерского хозяйства  является производство сельскохозяйственной продукции, а также допускается  ее переработка, хранение, транспортировка  и реализация. Вместе с тем, фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству и его уставу.

    в) Обязательным условием осуществления  предпринимательской деятельности фермерского хозяйства является использование земельного участка, предоставленного для этих целей  в соответствии с законодательством  об охране и использовании земель. Причем законодательством не установлены  минимальные и максимальные размеры  земельного участка.

    г) Осуществление предпринимательской  деятельности фермерского хозяйства  в сфере сельскохозяйственного  производства с использованием земельного участка предопределяет зависимость  эффективности его функционирования от природно-климатических и иных условий природной среды.

    д) Среди основных организационных факторов, определяющих эффективное функционирование фермерского хозяйства в рыночных условиях, важно отметить местоположение хозяйства, удаленность его от рынков сбыта продукции и источников получения ресурсов. Территориальное размещение с учетом почвенно-климатических условий, уровня обеспеченности производственными и трудовыми ресурсами определяет выбор направления деятельности хозяйства, специализацию производства и их эффективность.

    е) В процессе осуществления предпринимательской  деятельности фермерское хозяйство  несет ответственность по своим  обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом.

    ж) В системе трудовых отношений  фермерское хозяйство выступает  в роли нанимателя и при необходимости  может привлекать по трудовому или  иному договору лиц, не являющихся членами  хозяйства, с соблюдением требований законодательства.

    з) Фермерские хозяйства как особая форма коммерческих организаций наделена рядом льгот при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере материально-технического обеспечения, финансовой и налоговой деятельности, что имеет актуальное значение в повышении эффективности их функционирования. Так, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве предоставлено право организациям и индивидуальным предпринимателям передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы.

    Эти и другие особенности являются основными  факторами, определяющими эффективное  функционирование фермерских хозяйств в современных экономических  условиях.

    В современных условиях фермерские хозяйства  являются одной из доминирующих по численности организационно-правовых форм коммерческих организаций, функционирующих  в сельском хозяйстве. За период развития фермерства в Беларуси (1992–2009 гг.) было создано 5796 фермерских хозяйств, из которых  на начало 2009 г. сохраняли деятельность 2016 хозяйств или 34,8 %, а 3780 хозяйств (62,2 %) прекратили свою деятельность (рис. 1.). Кроме того, наряду с уменьшением  численности фермерских хозяйств в  последние годы наметилась тенденция  сокращения площади землепользования и объемов производства сельскохозяйственной продукции. В 2009 г. фермерские хозяйства, занимая 1,2 % площади всех сельскохозяйственных угодий в стране, произвели 0,7 % валовой продукции сельского хозяйства.  

    

    Рисунок 1. Развитие фермерских хозяйств Беларуси. 

    Основной  причиной сворачивания деятельности фермерских хозяйств в Беларуси является низкая эффективность, вызванная рядом  причин как объективного, так и  субъективного характера. Так, в 2005–2009 гг. стоимость валовой продукции  в фермерском секторе в расчете  на один баллогектар сельскохозяйственных угодий была меньше, чем в хозяйствах всех категорий – на 33 % и организациях-производителях сельхозпродукции – на 8 %. Это объясняется низкими показателями урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Вместе с тем, в последние 2-3 гг. наблюдается тенденция усугубления финансовой активности деятельности фермерских хозяйств, приобретших ресурсы реформированных сельскохозяйственных организаций, при сложившейся положительной динамике производства сельскохозяйственной продукции [11, c. 232].

    Развитие  крестьянских  (фермерских)  хозяйств является  на современном этапе  одним  из  важных  направлений     в   обеспечении   роста

производства   сельскохозяйственной   продукции,      занятости    сельского населения  и его жизнеобеспечения. Несмотря на то, что доля  частного  сектора  в  АПК  имеет  устойчивую тенденцию  к росту, число крестьянских и  фермерских  хозяйств   за  последние  года  сокращалось.  Этот  процесс  и  продолжающуюся  в  сельском  хозяйстве трансформацию собственности  можно назвать  "естественным"  отбором,  в  ходе которого выстоят  и  выживут  только  сильнейшие.  В  этой  связи  возникает вопрос, следует ли государству вмешиваться  в этот процесс или положиться  на действие    только    рыночных     сил?     Зарубежный     опыт     развитии сельскохозяйственного  производства  и  первые  уроки  отечественного  опыта показывают,  что  вмешательство  государства  в   процесс   реструктуризации сельхозпредприятий и желательно и необходимо[5, c. 98]. 

    1.2. Государственное  регулирование предпринимательской  деятельности в  аграрном секторе:  сущность, значение, методы. 

    В процессе осуществления хозяйственной  деятельности неизбежно происходит столкновение частных интересов  субъектов хозяйствования и публичных  интересов общества. Задача государства  – уравновесить эти  интересы и  избежать существенного конфликта  сторон. Однако не всегда замыслы законодателя совпадают с их воплощением. Достижение такого баланса является целью государства.

    Цель  государственного регулирования АПК - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных  отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной  безопасности страны.

    Регулирование АПК осуществляется посредством  разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим  методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим. Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в РБ являются [6, c.23]:

  • поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК;
  • государственный протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • сохранение самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности; использование преимущественно экономических методов в системе государственного регулирования;
  • воздействие на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка;
  • приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного комплекса.

    В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и программированию. Планирование и прогнозирование осуществляются по АПК в целом, а также в территориальном разрезе с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей сферы, по видам сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы и т.д.) и фермерским хозяйствам; в разрезе подкомплексов - зернопродуктового, картофелепродуктовогои т.д. Особо выделяется лесное хозяйство.

    Закупочная  интервенция - это организованная закупка  сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства. Товарная интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке. Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен. Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при: расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для гос. нужд; определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных[6, c. 12].

    Важными формами государственного регулирования  АПК являются льготное кредитование и налогообложение, предоставление товарных кредитов.

    Для отражения степени гос. поддержки сельского хозяйства в целом и по отдельным видам сельскохозяйственного производства в той или другой стране используется эквивалент субсидий производителя (ЭСП). Он рассчитывается на основе разницы внутренних и мировых цен, совокупности прямых и косвенных платежей и выручки от реализации сельскохозяйственной продукции.

    В зависимости от уровня этого показателя выделяют страны со слабой государственной поддержкой сельского хозяйства (например, Австралия), умеренной (Австрия) и сильной (Швеция). В расчете на ферму наиболее высокий уровень выделяемых субсидий имеет Норвегия, а на единицу площади - Япония. Эквивалент субсидий потребителя реализуется через налогообложение потребителей продовольствия. Сумма средств, полученных от налогов, направляется в гос. бюджет для последующего перераспределения на поддержку АПК. Эквивалент субсидий потребителя воздействует на экономику двояко. Положительное заключается в сдерживании роста цен, отрицательное - в препятствовании падению потребительских цен. И это при том, что в структуре гос. субсидирования наибольший удельный вес принадлежит субсидиям, направляемым на регулирование цен[5, c.32]. 

Информация о работе Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь