Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.
Таблица 2.8 – Централизованное субсидирование фермерских хозяйств на приобретение техники отечественного производства в 2009 г.
Область | Выделено средств | Освоено средств | Численность
хозяйств-ссудополучателей |
Размер ссуды
в среднем
на хозяйство | ||
млн. р. | млн. р. | в % к выделенным | всего | % к численности на 1.01.2009 г. | млн. р. | |
Брестская | 550 | 550,0 | 100,0 | 20 | 4,1 | 27,5 |
Витебская | 640 | 457,4 | 71,5 | 22 | 5,2 | 20,8 |
Гомельская | 720 | 719,1 | 100,0 | 23 | 8,2 | 31,3 |
Гродненская | 550 | 550,0 | 100,0 | 20 | 6,2 | 27,5 |
Минская | 560 | 558,4 | 100,0 | 20 | 4,1 | 27,9 |
Могилевская | 680 | 680,0 | 100,0 | 26 | 8,3 | 26,2 |
ИТОГО | 3700 | 3515,9 | 95,0 | 131 | 5,7 | 26,8 |
В современных условиях материальная поддержка фермерских хозяйств, как и иных организаций-производителей сельскохозяйственной продукции, в этом направлении осуществляется в форме долгосрочной аренды (лизинга) и кредитования на 7 лет под льготный процент (лизинговую ставку) в размере 2 % годовых. Так, в 2009 г. такими условиями кредитования воспользовалось 106 фермерских хозяйств, которым предоставлено 7 млрд. р. кредитных ресурсов или 66,6 млн. р. в расчете на хозяйство (см. таблица 2.9).
Таблица 2.9 - Льготное кредитование фермерских хозяйств на приобретение техники отечественного производства, 2009 г
Область | Количество хозяйств-кредитополучателей | Сумма предоставленных
кредитных ресурсов, млн. р. | ||
всего | в % к численности на 1.01.2009 г. | всего | в среднем
на хозяйство | |
Брестская | 34 | 7,6 | 2475,5 | 72,8 |
Витебская | 9 | 2,4 | 394,5 | 43,8 |
Гомельская | 7 | 2,9 | 202,5 | 28,9 |
Гродненская | 18 | 6,2 | 656,4 | 36,5 |
Минская | 11 | 2,4 | 1265,0 | 115,0 |
Могилевская | 27 | 9,3 | 2061,7 | 76,4 |
Итого | 106 | 5,0 | 7055,6 | 66,6 |
Начиная с 2009 г, централизованные ресурсы из целевых средств (параграф 095 – «Крестьянские (фермерские) хозяйства») предоставляются только на безвозвратной основе на проведение работ по первичному обустройству: строительство дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи, мелиорация земель. В начале 2009 г. на эти цели было направлено 1580,2 млн. р., которыми воспользовались 83 фермерские хозяйства. В середине 2009 г. на первичное обустройство фермерских хозяйств предполагается направить 2182 млн. р. или почти в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году.
Также
было замечено, что в процессе аграрных
преобразований и сокращения численности
фермерских хозяйств в республике прослеживается
тенденция повышения
Вместе
с тем обеспеченность фермерских
хозяйств техникой была и остается
актуальной проблемой. На начало 2009 г.
не имели тракторов 36,1 % фермерских
хозяйств, а грузовых автомобилей
– 63,6 % (см. рисунок 2.1).
Рисунок
2.8 – Обеспеченность техникой фермерских
хозяйств, 2009 г
Опыт
показывает, что источником и резервом
укрепления материально-технической
базы фермерских хозяйств могут стать
неиспользуемые основные средства и
имущество организаций
В
процессе развития фермерского сектора
Беларуси заметно изменился не только
количественный, но и качественный
состав руководящего звена. Вместе с
тем, удельный вес фермеров, занятых
до создания хозяйства
Что касается производственной деятельности фермерских хозяйств, то в последние годы наметилась тенденция сокращения размеров землепользования и объемов производства животноводческой продукции. Это объясняется, главным образом, процессами прекращения деятельности и сокращения масштабов производства в фермерских хозяйствах, организованных на базе реформированных сельскохозяйственных организаций. Так, за период с 2005 по 2010 гг. общая площадь землепользования фермерских хозяйств сократилась на 47,6 тыс. га или в 1,4 раза, а средний размер земельного участка – на 12,6 га или в 1,2 раза (приложение К).
В 2009 г. в фермерском секторе было произведено 92,7 тыс. т зерна, 18,2 тыс. т молока и реализовано в живом весе 5,3 тыс. т скота и птицы, что составило соответственно 78,3 %, 55,8 и 79,1 % к уровню 2005 г. (приложения Ж и К).
В
то же время производство растениеводческой
продукции стабилизировалось и
даже возросло. В последние годы
фермерские хозяйства Беларуси ориентируются
преимущественно на развитии трудоемких
и высокодоходных отраслей (овощеводство,
картофелеводство и т.д.). Так, за период
с 2001 по 2010 гг. доля фермерских хозяйств
в производстве картофеля в целом
по стране возросла с 0,4 до 1,3 %, овощей –
с 0,1 до 3,7 %. В структуре организаций-
Таким
образом, можно полагать, что к
концу реализации Государственной
программы возрождения и
2.4.Перспективы
развития крестьянских (фермерских)
хозяйств в Республике
Беларусь
В
ближайшей перспективе
Инновационные разработки должны соответствовать приоритетным направлениям развития Республики Беларусь. Для сельского хозяйства приоритетные направления определяются Государственной программой возрождения и развития села на 2005 - 2010 гг.
Мероприятия по развитию социальной сферы села:
-
повышение привлекательности
-
совершенствование
-
развитие жилищного
-
модернизация автомобильных
-
повышение качества
-
улучшение медицинского
- развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов;
- развитие физической культуры, спорта и туризма на селе;
-
улучшение бытового и
Мероприятия по развитию производственной сферы села:
-
совершенствование
-
повышение плодородия почв и
продуктивности
-
развитие растениеводства и
- развитие крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств;
-
развитие перерабатывающей
-
расширение внешнеторговой
-
совершенствование
-
совершенствование
-
техническое переоснащение
-
совершенствование системы
Эти мероприятия приведут к улучшению как производственной, так и социальной сферы села. Будут способствовать совершенствованию частного предпринимательства в АПК [2, c. 12].