Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.
Примечание
– Рассчитано по данным Государственного
комитета по земельным ресурсам, геодезии
и картографии Республики Беларусь.
Низкое качество земель определяет и невысокую продуктивность земли в фермерских хозяйствах. Так, за последние 4-5 лет урожайность основных сельскохозяйственных культур (зерно, овощи, картофель), возделываемых в фермерских хозяйствах, на 10-25 % ниже, чем в целом по всем категориям хозяйств республики. В то же время в республике можно привести множество фермерских хозяйств с высоким уровнем культуры земледелия и производства растениеводческой продукции, а многие из них стали примером передового опыта и эффективного производства высококачественной продукции, включая семенной материал: КХ «Шруба М.Г» (Житковичский район), К(Ф)Х «Элита-К» (Копыльский район) и ряд других.
Оценка
эффективности использования
Таблица 2.5 - Оценка выхода основных видов продукции растениеводства в фермерских хозяйствах Республики Беларусь, кг/балло-гектар
Показатели | В среднем за год | ||||
2001-2005 | 2006-2009 | ||||
Зерно | |||||
Выход продукции на 1 балло-гектар, кг | 70,4 | 89,1 | |||
В процентах к: | |||||
хозяйствам всех категорий | 99,6 | 100,1 | |||
организациям
производителям
сельхозпродукции |
100,2 | 100,8 | |||
Продолжение таблицы 2.5 | |||||
Картофель | |||||
Выход продукции на 1 балло-гектар, кг | 480,0 | 593,5 | |||
В процентах к: | |||||
хозяйствам всех категорий | 107,9 | 95,5 | |||
организациям
производителям
сельхозпродукции |
134,1 | 108,3 | |||
Овощи | |||||
Выход продукции на 1 балло-гектар, кг | 579,2 | 624,0 | |||
В процентах к: | |||||
хозяйствам всех категорий | 116,3 | 92,4 | |||
организациям
производителям
сельхозпродукции |
122,1 | 125,2 |
Что касается животноводства фермерского сектора, то оно не характеризуется достаточно высоким уровнем производства и продуктивности скота. Одной из причин чего выступает низкий уровень специализации производства фермерских хозяйств в этом направлении деятельности. В структуре животноводческой продукции на их долю приходится около 0,3-0,4 % производства молока и 0,4-0,5 % реализации скота и птицы.
Оценка
продуктивности коров свидетельствует,
что в период с начала 2001 гг. продуктивность
дойного стада в фермерских хозяйствах
была выше, чем в целом по стране
на 5-25 % (таблица 2.6). Вместе с тем начиная
с 2002 г. этот показатель заметно снизился.
Такая ситуация обусловлена процессами
реформирования убыточных предприятий
аграрного сектора и организацией на базе
отдельных субъектов хозяйствования фермерских
хозяйств. К тому же, в 2009 г. в среднем на
корову в фермерском секторе было надоено
3233 кг молока, или на 4,5 % меньше уровня
предыдущего года и на 21,5 % ниже показателя
сельскохозяйственных организаций. Это
обусловлено прекращением производства
молока в одном из крупных товарных хозяйств
Гомельской области по производству молока
(КХ «Шруба М.Г.») в результате проведения
карантинных мероприятий против туберкулеза.
Таблица 2.6 - Динамика продуктивности коров в крестьянских (фермерских) хозяйствах Республики Беларусь, 2003-2009 гг
Годы | Удой на корову | ||
Кг | В процентах к | ||
Хозяйствам всех категорий | Организациям-производителям сельхозпродукции | ||
2003 | 2911 | 110,1 | 120,9 |
2004 | 2187 | 80,4 | 87,2 |
Продолжение таблицы 2.6. | |||
2005 | 2207 | 78,4 | 84,5 |
2006 | 2739 | 85,3 | 88,3 |
2007 | 3389 | 84,6 | 84,3 |
2008 | 3233 | 78,3 | 78,5 |
2009 | 3132 | 76,3 | 76,5 |
Исследования
показывают, что 2007–2009 гг. лидирующие
позиции по удою молока на корову занимали
Могилевская и Гомельская области,
где этот показатель был выше среднего
всех хозяйств фермерского сектора
соответственно на 25,6 % и 21,7 %.
Рисунок
2.5 – Продуктивность коров в крестьянских
(фермерских) хозяйствах по областям Республики
Беларусь, в среднем за 2007-2009 гг.
Вместе с тем, в фермерском секторе имеются хозяйства, где удой в 5500-6000 кг молока на корову стал стабильным показателем в последние годы. Среди них можно отметить ФХ «Алекс» Березовского района (6320 кг – 2007 г.), ФХ «Пралесак» Могилевского района (6211 кг), КФХ «Прогресс» Дрибинского района (5190 кг) и другие хозяйства.
Было отмечено, что в 2007-2010 гг. уровень производства продукции сельского хозяйства в фермерском секторе в расчете на 1 балло-гектар составил 67,1 % от соответствующего показателя всех категорий хозяйств и 92 % организаций-производителей сельскохозяйственной продукции. Это обусловлено сокращением производства животноводческой продукции в фермерских хозяйствах и ростом объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупнотоварных хозяйствах с момента реализации Государственной программы возрождения и развития села. Однако в фермерских хозяйствах Брестской, Гомельской и Минской области стоимость валовой продукции в расчете на 1 балло-гектар была выше, чем в крупнотоварном секторе аграрного производства этих регионов соответственно на 29,7 %, 11,7 % и 19,3 %.
В
структуре распределения
Рисунок
2.6 – Распределение фермерских хозяйств
Республики Беларусь по направлениям
специализации в сельском хозяйстве,
2010 г.
Оценивая
уровень заработной платы работников
КФХ можно отметить, что среди
регионов страны в 2007-2009 гг. наибольший
уровень номинальной заработной
платы отмечался в фермерских
хозяйствах Минской области, а наименьший
– в Брестской области (см. рисунок
2.7).
Рисунок
2.7 – Среднемесячная начисленная
номинальная заработная плата работников
в фермерских хозяйствах по областям
Республики Беларусь, в среднем за
2007–2009 гг.
Таким
образом, эффективность функционирования
фермерских хозяйств зависит от ряда
факторов производства и условий
хозяйствования, среди которых определяющее
значение имеет направление
2.3.Состояние
государственной
поддержки крестьянских (фермерских)
хозяйств за последние
5 лет
Нестабильность
социально-экономической
Государственная
программа возрождения и
а) содействовать их кооперации с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями;
б)
обеспечить совершенствование
Исследования
показывают, что в реализации этих
направлений уже сделано
- выраженный статус
-
семейный принцип организации
фермерского хозяйства и
-
закрепление права
-
возможность привлечения лиц
по трудовым и иным договорам
для выполнения работ в
В новой редакции Закона от 19 июля 2005 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в качестве синонима-определения используется термин «фермерское хозяйство», а не «крестьянское хозяйство» как было в первоначальной редакции Закона от 18 февраля 1991 г. Следует отметить, что с научно-практической точки зрения это подчеркивает предпринимательский характер функционирования фермерских хозяйств, направленный на извлечение прибыли, развитие эффективного товарного и конкурентоспособного производства продукции, привлечение наемного труда и т.д.
Указом Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» усовершенствована система земельных отношений в целом и крестьянских (фермерских) хозяйств в частности. Во-первых, Указ юридически закрепил право финансирования работ, связанных с разработкой проекта отвода земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, за счет средств республиканского бюджета. Во-вторых, наряду с правом пожизненного наследуемого владения и аренды, фермерские хозяйства, как и другие формы организаций, занятых производством сельскохозяйственной продукции, имеют возможность приобретать земельные участки в пользование для ведения сельского хозяйства.
Можно
отметить, что реализация Государственной
программы возрождения и
Механизм
возвратного финансирования осуществляется
в форме бюджетных ссуд и займов,
которые выделяются на укрепление материально-технической
базы, финансирование целевых программ
и конкретных проектов. Так, в 2005 г. в
контексте создания высокоэффективных
и оснащенных фермерских хозяйств за счет
средств республиканского фонда производителей
сельскохозяйственной продукции, продовольствия
и аграрной науки облисполкомами были
предоставлены бюджетные ссуды фермерским
хозяйствам в размере 3700 млн. р. со сроком
погашения до 31 декабря 2007 г. на приобретение
сельскохозяйственной техники отечественного
производства. Бюджетные средства были
освоены 131 хозяйством в размере 3515,9 млн.
р. (см. таблица 2.1), за что было приобретено
123 трактора марки МТЗ и 8 единиц сельскохозяйственной
техники отечественного производства.