Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

    1.3. Опыт зарубежных  стран в государственном  регулировании крестьянских (фермерских) хозяйств 

    Для любой страны с развитой рыночной системой характерно активное участие  государства в воспроизводственном  процессе всего продовольственного комплекса. В системе государственного регулирования экономики ведущую роль играет поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, заключающееся в установлении верхних и нижних пределов цен и индикативной (условной) цены. При этом инструментом регулирования служат скупка или продажа нескоропортящейся продукции. Подобная система была впервые широко применена в середине 30-х годов в США После второй мировой войны такие системы стали стандартным методом поддержания цен. Правда, здесь необходимо планирование объемов производства с переходом государства на контрактную систему договоров с фермерами. Обычно используются два типа такой системы: подписание контрактов по ограничению посевов данной культуры и выводу земли из оборота с соответствующей компенсацией; введение прямого квотирования объемов производства. Первый тип планирования начал использоваться после второй мировой войны в США, позднее - в Западной Европе, затем в Японии. Второй тип планирования практически повсеместно распространен в молочном животноводстве и частично - в птицеводстве [1, c. 12].

    Существенным  элементом государственного регулирования  сельскохозяйственного производства является изменение его производственной структуры. Общепринятой является система, в соответствии с которой фермер пользуется государственной поддержкой в виде льгот при выполнении им плана властей по сокращению посевов  или поддержанию структуры производства. Тем самым государство получает возможность регулировать посевные площади. В условиях увеличения производства сельского хозяйства широко практикуются целевые государственные субсидии на строительство, покупку техники, переоборудование животноводческих помещений  и т.д. По мере насыщения рынка  и перепроизводства сельскохозяйственной продукции государственные выплаты  направляются не на стимулирование производства, а на поддержание уровня доходов  фермера. Вместе с тем, накоплен положительный  опыт функционирования полугосударственых объединений, сочетающих конечный государственный  контроль и возможность оперативного ведения дел на коммерческой основе. К примеру, в США в мясной промышленности, находящейся главным образом в руках крупных корпораций, создан государственный ветеринарный контроль. При реализации продукции на местном рынке ее качество проверяет ветеринарный инспектор, являющийся служащим ветеринарного управления. При ориентации бойни на внешний рынок качество мясной продукции проверяется специалистом федерального министерства сельского хозяйства. В любом случае соблюдается главный принцип контроля - независимость ветеринарного инспектора от данной компании. Подобная система функционирует и в других отраслях пищевой промышленности.

    Недостаток  свободных финансовых средств, высокая  капиталоемкость, относительно низкая фондоотдача, несовпадение по срокам периода  затрат и получения доходов требуют  специфических форм помощи сельскому  хозяйству со стороны банковской системы. Для поддержания уровня финансовых средств предприятий  создаются сельскохозяйственные кооперативные  банки. На базе некоторых кооперативов выросли огромные банки, к примеру, Раба-банк в Голландии, занимающий второе место в мире по обороту капитала. Широкое развитие сельская кредитная  кооперация получила в США. Государственные  бюджетные средства предоставляются  не только кооперативным, но и специализированным сельскохозяйственным банкам по различным  направлениям: снижение ссудного процента; выдача льготного кредита на укрупнение или перепланировку хозяйства; изменение  структуры и типа производства. Существуют также льготные кредитные ссуды  для начинающих фермеров, молодежи, целевые ссуды на обустройство, в  том числе жилищное. Активное участие  государства в регулировании  сельскохозяйственного производства обусловлено размерами предприятий, в большинстве своем не способных  создавать собственную инфраструктуру. Поэтому формированием инфраструктуры (дорожно-транспортная сеть, электрификация, телефонизация) занимаются в основном государство и частично специализированные кооперативы. На Западе осушение земель, их химическая мелиорация, обработка  земель почвосберегающего характера  осуществляются также за счет государственных  средств.

    Таким образом, опыт зарубежных стран убедительно доказывает, что государственная политика в отношении малого предпринимательства в аграрном секторе экономики, является важным самостоятельным системным направлением. При этом действенность государственных мер в отношении развития и поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств напрямую связана со стабильностью экономической политики государства, развитием рыночной инфраструктуры, идеологическим фоном стимулирования предпринимательской инициативы, эффективной системой мер по правовому, финансовому, материально-техническому и информационному обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства. Как показал опыт прошлых лет, становление и развитие малого аграрного предпринимательства все еще нуждается в поддержке со стороны государства[7, c. 174]. 
 
 

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

    2.1. Характеристика сельского  хозяйства Республики  Беларусь 

    Агропромышленный  комплекс (АПК) Беларуси включает: сельское хозяйство (растениеводство и животноводство), перерабатывающую промышленность (пищевая, мукомольно-крупяная, комбикормовая, первичная  обработка льна), обслуживающую сферу (производственно-техническое, мелиоративное, землеустроительное, научное, агрохимическое, ветеринарное, строительное, торговое и другие виды обслуживания). Приоритетами в развитии АПК Беларуси являются животноводческий, льняной, зерновой, свеклосахарный и маслорастительный комплексы [1, c. 24].

    В 2005 г. была одобрена Программа совершенствования  АПК Республики Беларусь до 2010 г. Основная цель данной программы заключается  в том, чтобы сформировать микро; и макроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и  последовательное повышение эффективности  агропромышленного производства, гарантию продовольственной безопасности государства.

      В январе-ноябре 2010  г.  в   хозяйствах  всех  категорий   производство продукции  сельского   хозяйства  в  текущих   ценах  составило 29,3  трлн.  рублей  и увеличилось по  сравнению   с  январем-ноябрем 2009  г.  в  сопоставимых ценах на 2%.

    В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность,

объем  производства  продукции  за  этот  период  увеличился  на 1,6%. При  этом  производство  продукции  животноводства  увеличилось  на 5,7%, растениеводства – уменьшилось  на 3,9%. 

Рисунок 2.1. - Темпы изменения продукции  сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по областям  за январь-ноябрь 2010 г. в сопоставимых ценах;  в % к  соответствующему периоду предыдущего  года.

    Годовой  прогноз  по  темпам  роста  продукции  сельского  хозяйства

не  выполняется  во  всех  областях.  При  этом  в  Гомельской  области  объем произведенной продукции  сложился ниже уровня января-ноября 2009 г. на 3,6%.

    Что касается животноводства, то на 1  декабря 2010  г.  численность  крупного  рогатого скота  в  сельскохозяйственных  организациях  республики  составила  3927,1  тыс.  голов и по сравнению  с соответствующей датой предыдущего  года увеличилась на 29,8 тыс. голов (на 0,8%), в том числе коров –  на 51,6 тыс. голов (на 4,2%) и составила 1286 тыс. голов. Поголовье свиней за этот период возросло на 122,8 тыс. голов, или  на 4,3% и составило  2992,4 тыс. голов.

    За  январь-ноябрь 2010  г.  в  хозяйствах  всех  категорий  реализация  скота  и  птицы  на  убой (в  живом  весе)  составила 1,3  млн.  тонн,  что  на 5%  больше, чем  за  аналогичный  период 2009  года,  производство  молока – 6,2  млн.  тонн (на 0,7% больше). Яиц получено 3,3 млрд. штук (на 3,9% больше).

    В  хозяйствах  всех  категорий  в  январе-ноябре 2010  г.  по  сравнению  с  аналогичным  периодом  предыдущего  года  во  всех  областях  (кроме  Гродненской)  увеличился  объем  реализации  скота  и  птицы  на  убой (в  живом  весе).  Производство  молока  уменьшилось  в  Витебской  (на 1,1%) и Минской (на 0,5%) областях. Производство яиц увеличилось во всех областях.

    В  сельскохозяйственных  организациях  производство (выращивание)

скота  и  птицы (в  живом  весе)  увеличилось  на 7,5%,  молока –  на 3,1%,  яиц  –  на 5,6%. В структуре производства (выращивания) скота и птицы (в  живом весе) удельный  вес  крупного  рогатого  скота  составляет 44,2%,  свиней – 30,5%,  птицы – 25,3%.  

    Сельскохозяйственные  организации  в  целом  по республике в январе-ноябре 2010 г. по сравнению  с соответствующим периодом прошлого  года  увеличили  продажу  по  всем  каналам  сбыта  молока,  скота  и  птицы  на  мясо.  Реализация  молока  в  январе-ноябре 2010  г.  составила  4,5 млн.  тонн (увеличение на 1,7%). Среди  областей  объем  реализации молока уменьшился  только  в Минской  области (на 0,4%). Вместе  с  тем,  удельный  вес реализации  молока  в  общем  объеме  его  производства  в  январе-ноябре 2010  г. уменьшился  во  всех  областях  и  составил 83,7%  против 84,9%  в  январе- ноябре 2009 г.

    За 11 месяцев текущего года реализация скота и птицы на убой (в живом 

весе)  составила 1,1  млн.  тонн  и  по  сравнению  с  январем-ноябрем 2009  г.

увеличилась  на 6%,  в  Гомельской  области  –  на 10,7%,  Витебской –  на 10%, Брестской –  на 8%,  Минской  –  на 7,8%,  Могилевской –  на 0,5%.  При  этом,  в Гродненской  области реализация скота и птицы  на мясо уменьшилась на 0,7%. Из  общего  объема  реализации  скота (без  птицы)  промышленным мясоперерабатывающим  организациям  и  хладокомбинатам  поставлено 68,4%, подсобным производствам  организаций – 15,1%, организациям потребительской  кооперации – 5,8%,  в порядке рыночной  торговли, населению,  включая расход на общественное питание, и по другим каналам сбыта – 10,7%.

    Данные  об  объемах  реализации  основных  видов  скота  и  птицы  на  убой  (в живом весе) сельскохозяйственными  организациями представлены в таблице 2.1:  

    Таблица 2.1. Объем реализации основных видов  скота и птицы на убой (в живом  весе) с/х организациями.

Показетели Ноябрь 2010 г. Январь-

ноябрь

2010 г.

в % к

январю-

ноябрю

2009 г.

Справочно

январь-

ноябрь

2009 г.  в % к январю-ноябрю 2008 г.

реализовано, тыс. т в % к удельный  вес

реализации  отдельных видов скота и птицы  в общем  объеме, %

ноябрю

2009 г.

октябрю

2010 г. 

Скот  и птица на убой   (в живом  весе) 103,6 108,3 100,6 100 106,0 112,4
Из  них:
-крупный  рогатый скот     39,4 99,8 97,1 38,0 101,7 116,7
-свиньи 32,4 111,0 100,3 31,3 103,1 106,0
-птица 31,5 117,8 105,5 30,4 117,2 114,3

     

    За  январь-октябрь 2010  г.  сумма  чистой  прибыли  сельскохозяйственных организаций  составила 1,6  трлн.  рублей,  что  на 14,4%  больше,  чем  за  январь-октябрь 2009  г.  Чистая  прибыль  за  октябрь  по  сравнению  с  сентябрем 2010 г. снизилась на 27,8% и составила 152,7 млрд. рублей. За январь-октябрь 2010 г. 35 сельскохозяйственных организаций, или 2,2% от  общего  числа  сельскохозяйственных  организаций,  учитываемых  в  текущем  порядке,  получили  чистый  убыток (за  январь-октябрь 2009  г. –  13  организаций,  или 0,8%).  Сумма  чистого  убытка  убыточных  организаций составила 34,5 млрд. рублей, что в 2,6 раза больше.

Информация о работе Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь