Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.
1.3.
Опыт зарубежных
стран в государственном
регулировании крестьянских (фермерских)
хозяйств
Для
любой страны с развитой рыночной
системой характерно активное участие
государства в
Существенным
элементом государственного регулирования
сельскохозяйственного
Недостаток
свободных финансовых средств, высокая
капиталоемкость, относительно низкая
фондоотдача, несовпадение по срокам периода
затрат и получения доходов требуют
специфических форм помощи сельскому
хозяйству со стороны банковской
системы. Для поддержания уровня
финансовых средств предприятий
создаются сельскохозяйственные кооперативные
банки. На базе некоторых кооперативов
выросли огромные банки, к примеру,
Раба-банк в Голландии, занимающий второе
место в мире по обороту капитала.
Широкое развитие сельская кредитная
кооперация получила в США. Государственные
бюджетные средства предоставляются
не только кооперативным, но и специализированным
сельскохозяйственным банкам по различным
направлениям: снижение ссудного процента;
выдача льготного кредита на укрупнение
или перепланировку хозяйства; изменение
структуры и типа производства. Существуют
также льготные кредитные ссуды
для начинающих фермеров, молодежи,
целевые ссуды на обустройство, в
том числе жилищное. Активное участие
государства в регулировании
сельскохозяйственного
Таким
образом, опыт зарубежных стран убедительно
доказывает, что государственная политика
в отношении малого предпринимательства
в аграрном секторе экономики, является
важным самостоятельным системным направлением.
При этом действенность государственных
мер в отношении развития и поддержки
крестьянских (фермерских) хозяйств напрямую
связана со стабильностью экономической
политики государства, развитием рыночной
инфраструктуры, идеологическим фоном
стимулирования предпринимательской
инициативы, эффективной системой мер
по правовому, финансовому, материально-техническому
и информационному обеспечению устойчивого
развития малого предпринимательства.
Как показал опыт прошлых лет, становление
и развитие малого аграрного предпринимательства
все еще нуждается в поддержке со стороны
государства[7, c. 174].
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ
2.1.
Характеристика сельского
хозяйства Республики
Беларусь
Агропромышленный
комплекс (АПК) Беларуси включает: сельское
хозяйство (растениеводство и
В
2005 г. была одобрена Программа совершенствования
АПК Республики Беларусь до 2010 г. Основная
цель данной программы заключается
в том, чтобы сформировать микро;
и макроэкономическую систему хозяйствования,
обеспечивающую устойчивое развитие и
последовательное повышение эффективности
агропромышленного
В январе-ноябре 2010 г. в
хозяйствах всех категорий
производство продукции
В организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность,
объем
производства продукции за этот
период увеличился на 1,6%. При
этом производство продукции
животноводства увеличилось на
5,7%, растениеводства – уменьшилось
на 3,9%.
Рисунок
2.1. - Темпы изменения продукции
сельского хозяйства в
Годовой прогноз по темпам роста продукции сельского хозяйства
не выполняется во всех областях. При этом в Гомельской области объем произведенной продукции сложился ниже уровня января-ноября 2009 г. на 3,6%.
Что
касается животноводства, то на 1 декабря
2010 г. численность крупного
рогатого скота в сельскохозяйственных
организациях республики составила
3927,1 тыс. голов и по сравнению
с соответствующей датой
За январь-ноябрь 2010 г. в хозяйствах всех категорий реализация скота и птицы на убой (в живом весе) составила 1,3 млн. тонн, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2009 года, производство молока – 6,2 млн. тонн (на 0,7% больше). Яиц получено 3,3 млрд. штук (на 3,9% больше).
В хозяйствах всех категорий в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года во всех областях (кроме Гродненской) увеличился объем реализации скота и птицы на убой (в живом весе). Производство молока уменьшилось в Витебской (на 1,1%) и Минской (на 0,5%) областях. Производство яиц увеличилось во всех областях.
В сельскохозяйственных организациях производство (выращивание)
скота и птицы (в живом весе) увеличилось на 7,5%, молока – на 3,1%, яиц – на 5,6%. В структуре производства (выращивания) скота и птицы (в живом весе) удельный вес крупного рогатого скота составляет 44,2%, свиней – 30,5%, птицы – 25,3%.
Сельскохозяйственные организации в целом по республике в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличили продажу по всем каналам сбыта молока, скота и птицы на мясо. Реализация молока в январе-ноябре 2010 г. составила 4,5 млн. тонн (увеличение на 1,7%). Среди областей объем реализации молока уменьшился только в Минской области (на 0,4%). Вместе с тем, удельный вес реализации молока в общем объеме его производства в январе-ноябре 2010 г. уменьшился во всех областях и составил 83,7% против 84,9% в январе- ноябре 2009 г.
За 11 месяцев текущего года реализация скота и птицы на убой (в живом
весе) составила 1,1 млн. тонн и по сравнению с январем-ноябрем 2009 г.
увеличилась на 6%, в Гомельской области – на 10,7%, Витебской – на 10%, Брестской – на 8%, Минской – на 7,8%, Могилевской – на 0,5%. При этом, в Гродненской области реализация скота и птицы на мясо уменьшилась на 0,7%. Из общего объема реализации скота (без птицы) промышленным мясоперерабатывающим организациям и хладокомбинатам поставлено 68,4%, подсобным производствам организаций – 15,1%, организациям потребительской кооперации – 5,8%, в порядке рыночной торговли, населению, включая расход на общественное питание, и по другим каналам сбыта – 10,7%.
Данные
об объемах реализации основных
видов скота и птицы на
убой (в живом весе) сельскохозяйственными
организациями представлены в таблице
2.1:
Таблица 2.1. Объем реализации основных видов скота и птицы на убой (в живом весе) с/х организациями.
Показетели | Ноябрь 2010 г. | Январь-
ноябрь 2010 г. в % к январю- ноябрю 2009 г. |
Справочно
январь- ноябрь 2009 г. в % к январю-ноябрю 2008 г. | |||
реализовано, тыс. т | в % к | удельный
вес
реализации отдельных видов скота и птицы в общем объеме, % | ||||
ноябрю
2009 г. |
октябрю
2010 г. | |||||
Скот и птица на убой (в живом весе) | 103,6 | 108,3 | 100,6 | 100 | 106,0 | 112,4 |
Из них: | ||||||
-крупный рогатый скот | 39,4 | 99,8 | 97,1 | 38,0 | 101,7 | 116,7 |
-свиньи | 32,4 | 111,0 | 100,3 | 31,3 | 103,1 | 106,0 |
-птица | 31,5 | 117,8 | 105,5 | 30,4 | 117,2 | 114,3 |
За январь-октябрь 2010 г. сумма чистой прибыли сельскохозяйственных организаций составила 1,6 трлн. рублей, что на 14,4% больше, чем за январь-октябрь 2009 г. Чистая прибыль за октябрь по сравнению с сентябрем 2010 г. снизилась на 27,8% и составила 152,7 млрд. рублей. За январь-октябрь 2010 г. 35 сельскохозяйственных организаций, или 2,2% от общего числа сельскохозяйственных организаций, учитываемых в текущем порядке, получили чистый убыток (за январь-октябрь 2009 г. – 13 организаций, или 0,8%). Сумма чистого убытка убыточных организаций составила 34,5 млрд. рублей, что в 2,6 раза больше.