Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.

Работа содержит 1 файл

1 глава.docx

— 166.06 Кб (Скачать)

    Во-первых, в сложившейся структуре аграрного  производства Беларуси численный состав фермерских хозяйств по обоим вариантам  расчетов можно признать как оптимальный, так как соотношение численности  их к иным формам организаций товарного  сектора аграрного производства будет составлять 1:1–1,5. Такое соотношение, с одной стороны, обеспечивает условия  и возможности для совместной деятельности, кооперации фермерских хозяйств и крупных сельскохозяйственных организаций в производстве и  реализации сельскохозяйственной продукции, оказании производственных услуг, а  с другой – способствует углублению специализации, концентрации производства и эффективному функционированию субъектов  хозяйствования в условиях жесткой  конкуренции. Опыт показывает, что в  условиях становления инновационной  экономики и развития научно-технического прогресса чрезмерный количественный рост фермерских хозяйств может привести к дроблению производства, распылению ресурсов по мелким хозяйственным единицам, что окажет негативное влияние на эффективность экономики аграрного  сектора.

    Во-вторых, концентрация и специализация традиционных отраслей сельскохозяйственного производства в крупных формах организаций-производителей сельскохозяйственной продукции обуславливает  необходимость сочетания отраслей в фермерском секторе, развитии новых  отраслей, производстве дефицитных и  востребованных на рынке видов сельскохозяйственного  сырья и продовольствия, нетрадиционных направлений деятельности в сельской местности. Фермерские хозяйства при  создании им соответствующих условий  и финансовой поддержки со стороны  государства могут выступить  активными участниками развития новых и нетрадиционных отраслей и направлений деятельности в  сельском хозяйстве и производстве продукции, обеспечивающей замещение  импорта. Это создаст реальные возможности  по сокращению ввоза сырья и продовольствия из-за пределов, улучшению внешнеторгового  баланса и повышения эффективности  экономики аграрного сектора  Беларуси.

    В-третьих, эффективное функционирование фермерского  сектора создает реальные экономические  условия и стимулы для развития нормальной конкуренции в аграрном бизнесе, исключает монополизацию  в сфере производства, сглаживает сезонность производства в сельском хозяйстве, обеспечивает создание рабочих  мест, повышает занятость и получение  дополнительных доходов населения.

    Достижение  прогнозных параметров производственно-хозяйственной  деятельности фермерских хозяйств обуславливает  необходимость обоснования направлений  и методов их эффективного функционирования в новых условиях экономических отношений. Таким образом, комплексная реализация мероприятий, направленных на эффективное функционирование фермерских хозяйств, в системе развития рыночных отношений и государственного регулирования будет способствовать стабилизации и увеличению объемов производства товарной продукции сельского хозяйства, повышению доходности, окупаемости производственных ресурсов, мотивации труда в фермерском секторе [8, c. 35].

    Таким образом, оценка деятельности, обоснование  прогнозных параметров, критериев и  принципов развития фермерских хозяйств в Беларуси позволила выдвинуть  ряд условий для эффективного развития КФХ.

    а) В условиях развития научно-технического прогресса важнейшим фактором эффективного функционирования является система  управления и уровень квалификации кадрового состава фермерских хозяйств. За счет данного фактора, по некоторым  данным, на 70 % обеспечивается эффективность  работы предприятия. Система управления деятельностью фермерского хозяйства  должна быть направлена, прежде всего, на соблюдение производственной, технологической  и трудовой дисциплины, рациональное использование производственных ресурсов, снижение ресурсоемкости производства и эффективный сбыт конечной продукции. Вместе с тем, как показывает практика, решение данной проблемы в условиях финансовой и экономической нестабильности возможно при достаточно высокой  квалификации кадрового состава  фермерского хозяйства. Нужно направлять работников фермерских хозяйств на специальные  курсы либо в институты аграрного  направления, чтоб работники могли  правильно и эффективно использовать распоряжаться имеющимся ресурсами.

    Важно отметить, что преимущественное право  на создание и ведение фермерского  хозяйства должно принадлежать инициативным и предприимчивым гражданам, имеющим  опыт работы в сфере сельскохозяйственного  производства, способным обеспечить эффективную предпринимательскую  деятельность фермерского хозяйства  в условиях глобального экономического кризиса.

    Повышение квалификации кадрового состава  фермерских хозяйств республики предусматривает  проведение ежегодных курсов в зимне-весенний период для руководителей фермерских хозяйств, касающихся вопросов правового  обеспечения, технологии производства сельскохозяйственной продукции, организации  и ведения аграрного бизнеса  и т.д.

    б) Основой эффективного функционирования фермерских хозяйств является состояние материально-технической базы и обеспеченность производственными ресурсами. В этой связи в современных условиях укрепление материально-технической базы и повышение уровня ресурсообеспеченности фермерских хозяйств должно осуществляться не только за счет собственных средств, но и привлеченных ресурсов.

    Во-первых, источником укрепления материально-технической  базы должны выступить средства республиканского бюджета, направляемые на первичное  обустройство фермерских хозяйств на безвозвратной основе. Причем в условиях совершенствования государственного финансирования аграрного сектора  существует объективная необходимость  увеличения размеров финансирования в  данном направлении. В соответствии с требованиями ВТО поддержка  фермерских хозяйств относится к  мерам «зеленой» корзины и  соответствует двум критериям, содержащимся в Соглашении по сельскому хозяйству  стран-членов ВТО, которые позволяют  не принимать обязательств по сокращению их бюджетного финансирования. Следует  отметить, что поддержка, направляемая на первичное обустройство этих хозяйств (строительство дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и  т.д.) оказывается в форме бюджетных  расходов, не связанных с производством. Кроме того, централизованное финансирование определяется статусом товаропроизводителя  и представляет собой ассигнования государства на структурную перестройку  сельского хозяйства, так как  в настоящее время преобладающий  удельный вес в общем объеме производства занимают крупные организации.

    Во-вторых, важным направлением повышения фондооснащенности фермерских хозяйств является привлечение кредитных ресурсов на льготных условиях. В данном случае необходимо расширить возможность предоставления платежеспособным фермерским хозяйствам кредитов на льготных условиях на создание (приобретение) долгосрочных активов: технических средств, сельскохозяйственных машин и оборудования, строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, создание базы хранения сельскохозяйственной продукции.

    Следует отметить, что в условиях финансовой и экономической нестабильности наряду с банковским кредитованием  дополнительным источником финансового  обеспечения фермерских хозяйств может  стать создание обществ (кооперативов) взаимного кредитования. В соответствии Положением об обществах взаимного  кредитования субъектов малого предпринимательства, утвержденного соответствующим  постановлением Совета Министров Республики от 21 декабря 1999 г. № 1972, участниками их могут выступать индивидуальные предприниматели и юридические лица (в том числе фермерские хозяйства), отнесенные к субъектам малого предпринимательства законодательными актами Республики Беларусь.

    Таким образом, в целях создания и развития обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства  необходимо активизировать работу со стороны органов государственного управления и обеспечить консультационное обслуживание субъектов малого предпринимательства  в вопросах организации и деятельности обществ.

    В-третьих, резервом укрепления материально-технической  базы фермерских хозяйств может выступать  неиспользуемое имущество государственной  и негосударственной собственности. В этой связи в современных  условиях хозяйствования возникает  необходимость вовлечения в хозяйственный  оборот неиспользуемого имущества  сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов) на условиях, предусмотренных  законодательными актами для организаций  государственной собственности. Следовательно, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов должно осуществляться на условиях конкурса или аукциона.

    в) Неотъемлемым условием эффективного функционирования фермерских хозяйств является совершенствование  условий хозяйствования и придание равноправного статуса фермерским хозяйствам наряду с другими субъектами хозяйствования аграрного сектора. В данном случае речь идет о том, что фермерские хозяйства должны стать полноправными участниками  реализации государственных целевых  программ, поставщиками сельскохозяйственной продукции для государственных  нужд, бюджетного финансирования и  инвестиционной деятельности. Последние  направления особенно актуальными  являются для фермерских хозяйств, осваивающих новые направления  деятельности в сельском хозяйстве, занятых производством дефицитных видов продукции, обеспечивающей замещение  импорта сырья и продовольствия из-за пределов страны, а также фермерских хозяйств, ставших правопреемниками реформированных сельскохозяйственных организаций.

    г) Резервом повышения эффективности  фермерских хозяйств в условиях становления  и развития рыночных отношений является рациональная специализация и диверсификация производства. Как показывает опыт, наиболее эффективными являются специализированные хозяйства, рационально сочетающие главное направление деятельности сельскохозяйственного производства с развитием иных направлений, в  том числе несельскохозяйственных. При этом нужно идти фермерским хозяйствам по своим направлениям, специализациям.

    В условиях насыщения потребительского рынка традиционными продуктами питания и росте доходов населения  может возрасти спрос на дефицитные виды продукции. В этой связи в целях стимулирования развития новых отраслей и производства востребованной на рынке продукции, на государственном уровне важно обосновать направления централизованного финансирования на развитие и поддержку производства новых видов продукции.

    Эффективным направлением бюджетного финансирования фермерских хозяйств может стать  отрасль плодоводства, ввиду того, что внутреннее производство плодов и ягод в стране не удовлетворяет  существующий спрос в количественном и качественном аспектах. Как показывает опыт, размеры бюджетных средств, выделяемых на реализацию мероприятий  программы «Плодоводство» для организаций  крупнотоварного сектора осваиваются на 50–60 %. В этой связи возникает необходимость увеличения посадок плодовых и ягодных культур в фермерских хозяйствах, способных увеличить объемы производства товарной продукции и удовлетворить спрос на нее на потребительском рынке. Кроме того, в растениеводстве фермерского сектора приоритетными направлениями развития и поддержки может выступить производство овощей, картофеля, а также выращивание грибов, лекарственных, декоративных растений и других видов продукции.

    В животноводстве актуальное значение имеет  развитие и поддержка таких отраслей как разведение и выращивание  крупного и мелкого рогатого скота  мясных пород, производство козьего  молока, кумыса, в птицеводстве –  мяса и яиц гусей, уток, перепелов, страусов и т.д.

    Важными направлениями диверсификации производства является несельскохозяйственная деятельность: торговля, производственное и сервисное  обслуживание, агроэкотуризм и другие направления.

    д) Важнейшим фактором эффективного функционирования фермерских хозяйств в современных условиях является ценовая политика. В условиях либерализации экономики и сокращения размеров прямых государственных преференций в сферу аграрного производства и удовлетворения потребностей внутреннего потребительского рынка важно совершенствовать механизм ценообразования, ликвидировать пределы ценовых ограничений на реализацию продукции собственного производства. Развитие эффективной ценовой политики принесёт только положительные результаты для фермерских хозяйств.

    В современных условиях хозяйствования государственное ограничение цен  на картофель и плодоовощную продукцию, производимую и реализуемую организациями-производителями  сельскохозяйственной продукции, является не совсем обоснованным решением, что  объясняется следующими причинами:

    - рынок картофеля и овощей отличается  высоким уровнем производства  и потребления на душу населения. Так, в 2007 г. при производстве картофеля около 900 кг, овощей – 220 кг, потребление составило соответственно 188 и 141 кг на человека, что в 1,1 раза выше рекомендуемых норм потребления этих видов продукции [55, с. 57].

    - данные виды продукции отличаются  высокой трудоемкостью и затратностью производства, а ценовое ограничение сдерживает рост доходности отраслей и снижает эффективность деятельности фермерских хозяйств.

    Механизмом  стабилизации цен на потребительском  рынке на эти виды продукции должны выступать интервенционные закупки  продукции в стабилизационные фонды  по гарантированным ценам. Кроме  того, решением данной проблемы является создание современной базы хранения, строительство хранилищ на промышленной основе путем предоставления фермерским хозяйствам из республиканского бюджета  субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений. Это позволит расширить временные рамки реализации сельскохозяйственной продукции, стабилизировать  конъюнктуру рынка, ограничить ввоз продукции из-за пределов страны.

    е) Эффективность функционирования фермерского  хозяйства во многом определяется системой сбытовых отношений. В условиях научно-технического прогресса механизмом создания и  функционирования эффективной системы  сбыта сельскохозяйственной продукции  является внедрение информационных технологий, средств компьютеризации, коммуникационных устройств, рекламная  деятельность в средствах массовой информации и т.д. В этой связи  в контексте совершенствования  государственной поддержки сельского  хозяйства важным направлением должно стать выделение централизованных бюджетных ресурсов на приобретение организациями-производителями сельскохозяйственной продукции средств компьютеризации. По исследованиям, из 40 опрошенных руководителей  фермерских хозяйств не пользуются услугами Интернет 18 фермеров или 45 %, очень редко  пользуются – 12 (30 %), часто – 4 (10 %) и  постоянно – 6 (15 %). Причем источником финансирования фермерских хозяйств в  данном направлении могут выступать  средства, выделяемые из республиканского бюджета на первичное обустройство фермерских хозяйств. Кроме того, организациям-производителям сельскохозяйственной продукции необходимо обеспечить компенсацию за счет средств  фонда производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки фиксированного времени работы в Интернет (до 1800 минут в месяц  или 60 минут в сутки).

Информация о работе Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Беларусь