Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать степень развития крестьянских (фермерских) хозяйств Беларуси, оценить уровень государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и выявить перспективы их развития. Объектом анализа выступает Республика Беларусь. Предмет исследования – крестьянские (фермерские) хозяйства.
.
ж)
Важным направлением эффективного развития
фермерских хозяйств должно стать развитие
межфермерской кооперации, интеграции
их с сельскохозяйственными, перерабатывающими,
торговыми и иными
Однако,
в современных условиях недостаточно
усовершенствован и отработан механизм
кооперативно-интеграционных отношений
и связей фермерских хозяйств с сельскохозяйственными
и иными организациями. В практической
деятельности эти отношения имеют
единичные случаи и различные
формы взаимного
Механизмом развития межфермерской кооперации может выступать совместная деятельность на принципах простого товарищества (договор о совместной деятельности) в производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции, а также создания коммерческих организаций по переработке, хранению, транспортировке и реализации продукции, производственному, агросервисному и иному обслуживанию.
Вертикальная интеграция фермерских хозяйств с сельскохозяйственными, перерабатывающими, торговыми и иными организациями может быть разной и в каждом конкретном случае определяться условиями хозяйствования. Формами интеграции фермерских хозяйств являются, как правило, договорные отношения, такие как поставка сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, контрактация, совместная деятельность на принципах простого товарищества и т.д. [12, c. 63].
Таким
образом, комплексная реализация мероприятий,
направленных на эффективное функционирование
фермерских хозяйств, в системе развития
рыночных отношений и государственного
регулирования будет
2.4.
Проблемы в сфере
государственной
поддержки крестьянских (фермерских)
хоозяйств в Республике
Беларусь
Сегодня
ни у кого не вызывает сомнение необходимость
присутствия государственного регулирования
в аграрной сфере. В силу высокого
органического строения капитала в
сельском хозяйстве субъекты предпринимательской
деятельности получают более низкий
доход и не могут конкурировать
на рынке с производителями других
отраслей. Кроме того, зависимость
урожая, а, следовательно, и доходов
сельскохозяйственных товаропроизводителей
от климатических условий ведет
к нестабильности их положения. Государство,
принимая во внимание то, что продукты
питания как товар имеют
Несмотря
на достаточну сильную поддержку
крестьянских (фермерских) хозяйств существуют
и проблемы в данной сфере. Очень
часто направляемые бюджетные средства
используется недостаточно эффективно,
так как большая их часть используется
не на создание инновационной инфраструктуры,
а на решение текущих задач: обслуживание
кредитов, удешевление
Сегодня
определенная часть руководителей
и специалистов в материальном и
финансовом обеспечении надеются на
государство, игнорируя меры по повышению
эффективности собственного производства.
Поэтому приоритетное использование
консолидированного бюджетного фонда
поддержки
С
государственной точки зрения было
бы целесообразным Национальному банку
Республики Беларусь дифференцировать
процентные ставки по кредитополучателям,
снизив их для агропромышленного
комплекса и повысив для
Сегодня
АПК представлен разрозненными
субъектами хозяйствования, не увязанными
единой идеологией в цепи производство
– переработка – реализация.
В большей мере в их деятельности
предусматриваются
Для реального придания приоритета экономике в АПК основным показателем следует установить прибыль с учетом условий хозяйствования. Он будет наиболее объективно характеризовать уровень хозяйствования на земле и деловые качества руководителей и специалистов.
Таким образом, крестьянские (фермерские) хозяйства и в целом сельское хозяйство Беларуси имеет довольно жесткое управление и контроль со стороны государства. При этом наблюдается ряд проблем, которые возникли на фоне распада СССР и сохранения элементов командно-административных методов управления. С другой стороны сельское хозяйство в том числе и РБ должно быть под государственным контроль, так как это одна из наименее устойчивых отраслей любой страны.
направлений
деятельности в сельской местности.
Фермерские хозяйства при создании
им соответствующих условий и
финансовой поддержки со стороны
государства могут выступить
активными участниками развития
новых и нетрадиционных отраслей
и направлений деятельности в
сельском хозяйстве и производстве
продукции, обеспечивающей замещение
импорта. Это создаст реальные возможности
по сокращению ввоза сырья и продовольствия
из-за пределов, улучшению внешнеторгового
баланса и повышения
В-третьих, эффективное функционирование фермерского сектора создает реальные экономические условия и стимулы для развития нормальной конкуренции в аграрном бизнесе, исключает монополизацию в сфере производства, сглаживает сезонность производства в сельском хозяйстве, обеспечивает создание рабочих мест, повышает занятость и получение дополнительных доходов населения.
Достижение
прогнозных параметров производственно-хозяйственной
деятельности фермерских хозяйств обуславливает
необходимость обоснования
Таким образом, оценка деятельности, обоснование прогнозных параметров, критериев и принципов развития фермерских хозяйств в Беларуси позволила выдвинуть ряд условий для эффективного развития КФХ:
1) В условиях развития научно-технического прогресса важнейшим фактором эффективного функционирования является система управления и уровень квалификации кадрового состава фермерских хозяйств. Таким образом, государству следует выделять средства на повышение квалификации персонала хозяйств и направлять молодых специалистов в эту отрасль.
За
счет данного фактора, по некоторым
данным, на 70 % обеспечивается эффективность
работы предприятия. Система управления
деятельностью фермерского
Важно
отметить, что преимущественное право
на создание и ведение фермерского
хозяйства должно принадлежать инициативным
и предприимчивым гражданам, имеющим
опыт работы в сфере сельскохозяйственного
производства, способным обеспечить
эффективную
Повышение квалификации кадрового состава фермерских хозяйств республики предусматривает проведение ежегодных курсов в зимне-весенний период для руководителей фермерских хозяйств, касающихся вопросов правового обеспечения, технологии производства сельскохозяйственной продукции, организации и ведения аграрного бизнеса и т.д.
2) Основой эффективного функционирования фермерских хозяйств является состояние материально-технической базы и обеспеченность производственными ресурсами. В этой связи в современных условиях укрепление материально-технической базы и повышение уровня ресурсообеспеченности фермерских хозяйств должно осуществляться не посредственно с помощью государства.
Во-первых,
источником укрепления материально-технической
базы должны выступить средства республиканского
бюджета, направляемые на первичное
обустройство фермерских хозяйств на
безвозвратной основе. Причем в условиях
совершенствования
Во-вторых, важным направлением повышения фондооснащенности фермерских хозяйств является привлечение кредитных ресурсов на льготных условиях. В данном случае необходимо расширить возможность предоставления платежеспособным фермерским хозяйствам кредитов на льготных условиях на создание (приобретение) долгосрочных активов: технических средств, сельскохозяйственных машин и оборудования, строительство (реконструкцию) зданий и сооружений, создание базы хранения сельскохозяйственной продукции.
Следует отметить, что в условиях финансовой и экономической нестабильности наряду с банковским кредитованием дополнительным источником финансового обеспечения фермерских хозяйств может стать создание обществ (кооперативов) взаимного кредитования. В соответствии Положением об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, утвержденного соответствующим постановлением Совета Министров Республики от 21 декабря 1999 г. № 1972, участниками их могут выступать индивидуальные предприниматели и юридические лица (в том числе фермерские хозяйства), отнесенные к субъектам малого предпринимательства законодательными актами Республики Беларусь.
Таким
образом, в целях создания и развития
обществ взаимного кредитования
субъектов малого предпринимательства
необходимо активизировать работу со
стороны органов
В-третьих,
резервом укрепления материально-технической
базы фермерских хозяйств может выступать
неиспользуемое имущество государственной
и негосударственной
3) Неотъемлемым условием эффективного функционирования фермерских хозяйств является совершенствование условий хозяйствования и придание равноправного статуса фермерским хозяйствам наряду с другими субъектами хозяйствования аграрного сектора.
В данном случае речь идет
о том, что фермерские