Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:48, реферат
Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.
Главная тенденция заключается в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).
В настоящее время в США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.
В моей работе исследуется международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.
Введение 3
Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
История и современное развитие франчайзинга 6
Преимущества и недостатки франчайзинга 10
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем 16
Классификации франчайзинга 19
Финансовые принципы построения франшизной системы 25
Доходы и расходы в системе франчайзинга 25
Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного предприятия 32
Законодательно - правовая база франчайзинга в России 42
Практическая часть 54
Заключение 80
Список используемой литературы 85
В настоящее время существуют
множество классификаций
1.Классификация по характеру
деятельности объекта
2.Классификация по количеству франшиз:
3.Классификация по структуре построения франшизной системы:
4.Классификация по стоимости франшизы:
Рассмотрим одну из классификаций более подробно. В основу классификации по характеру деятельности объекта франчайзинга находятся три вида франшизы:
Именно эти три типа франшиз определяют основные направления развития франчайзинга на протяжении всей его более чем 150-летней истории.
Товарный франчайзинг представляет собой передачу франшизополучателю исключительного права на реализацию продукции, выпускаемой франшизодателем.
Однако, продавая франшизу,
правообладатель-производитель
Владелец франшизы, становясь единственным продавцом данного товара и эксклюзивным представителем торговой марки франшизодателя, берет на себя обязательство закупать продукцию для продажи исключительно у своего франшизодателя и полностью отказывается от реализации товаров, которые могли бы составить ей конкуренцию.
В этой классической форме товарный франчайзинг идеально подходит для торговли такими товарами, продажа которых требует от продавца определенных знаний: с одной стороны, специфических характеристик продукта и особенностей его эксплуатации, а с другой - психологии покупателя. Товарный франчайзинг не потерял своей актуальности и сейчас.
Рассмотрим товарный франчайзинг на примере автомобильного бизнеса
В США торговля автомобилями традиционно сопровождалась широким спектром услуг до и после продажи. Помимо предоставления гарантийного обслуживания, большое значение имело общение с клиентом.
Как показали наблюдения, очень немногие покупатели изначально четко представляли, какую модель автомобиля они хотели бы приобрести (особенно это относилось к женщинам, которые были в меньшей степени осведомлены о технических характеристиках автомашин), и их окончательный выбор во многом определялся компетентностью и агрессивностью продавца.
Стремительный рост автомобильного производства в 1890-е гг. поставил успех производителей в зависимость от эффективности сбыта. Отсутствие свободных средств и квалифицированного персонала для организации собственной системы сбыта подтолкнуло компании к использованию товарного франчайзинга.
Состоятельные дилеры, отстроив необходимые помещения на собственном участке земли, приобретали у производителя машины и запчасти со значительной скидкой. Примерно к 1920-м гг. эта система успешно прижилась в General Motors, Ford, Chrysler и других компаниях автомобильной промышленности.
Производственный франчайзинг подразумевает передачу запатентованной технологии производства или исходного компонента продукции, часто в комплекте с упаковочным материалом. Понятно, что в этих случаях исключительным поставщиком сырья и материалов, необходимых для производства продукции, остается франшизодатель.
Замечательную основу для франчайзинговых отношений представляют сиропы и концентраты. Действительно, какой смысл тратить деньги на доставку готовых напитков, которые на 95% состоят из воды, когда франшизодателю можно получать стабильный доход от передачи права на их производство из фирменных компонентов?
Все крупнейшие компании безалкогольной отрасли (Coca-Cola, Pepsi и др.) работают именно по этому принципу. Отказавшись от расходов на транспортировку готового продукта, франшизодатели предпочли продавать франшизополучателю свои запатентованные сиропы и концентраты или их формулы вместе с правом производства из них фирменных напитков.
Деловой франчайзинг представляют собой передачу франшизополучателю право открыть собственное предприятие аналогичного профиля под торговым знаком продавца франшизы.
Наиболее удачными областями применения делового франчайзинга традиционно являются сфера обслуживания и ресторанный бизнес.
Начало небывалого взлета в развитии делового франчайзинга относится к периоду после Второй мировой войны. В послевоенной экономической ситуации он более чем иные формы малого бизнеса, помог объединить интересы владельцев капитала, мелких предпринимателей и потребителей.
В США преобладающее значение в этот период имели социально-демографические факторы. С ростом народонаселения быстро увеличивалась потребность в товарах и услугах повседневного спроса, и Америка остро ощутила недостатки существующего рынка предложения.
Возрастающее количество молодых семей мигрировало из городских районов в пригородные зоны; все большее значение в повседневной жизни людей приобретал автомобиль, а в рамках делового франчайзинга стали активно развиваться центры автосервиса и мелкие станции техобслуживания по замене и ремонту тормозов, коробок передачи и пр.
Особую популярность подобные франшизы получили, когда в 1980-е гг. на автомобильном рынке резко возросли цены, потребители вынуждены были увеличить срок эксплуатации старых машин и, соответственно, заботу об их содержании.
С утверждением в жизни Америки автомобиля появилась и объективная возможность внести изменения в систему проката автомашин. В противовес большим компаниям, ориентированным на состоятельных бизнесменов, вновь образованные мелкие фирмы, отвечая запросам средних американцев, значительно снизили цены и переместили свои станции проката из крупных аэропортов в жилые и коммерческие районы.
Пристрастие американцев к длительным путешествиям в поисках работы или досуга выявило еще одну нишу на рынке делового франчайзинга: гостиничный бизнес. Большинство мотелей, которыми до 1950-х гг. пользовались в основном коммивояжеры, находились, несмотря на высокие расценки, в крайне запущенном состоянии. Объективной необходимостью для американского рынка стало предложить среднему американцу, вынужденному пользоваться гостиничными услугами, уровень обслуживания, соответствующий привычным домашним удобствам. И первым таким мотелем стал Holiday Inn.
Изменения в социальной структуре общества США были связаны не только с укреплением позиций среднего класса, но и с активным вступлением женщин на рынок труда.
Их высвобождение из традиционной сферы домашнего хозяйства стимулировало предоставление повседневных бытовых услуг в значительно более широком масштабе, поэтому к системе франчайзинга подключились предприятия бытового обслуживания: прачечные, химчистки, агентства по уборке помещений, а также детские сады и ясли, ориентированные на поколение, родившееся в период демографического взрыва - «беби-бум» 1950-х гг.
Увеличение занятости женщин, наряду с общим ускорением ритма жизни, внесло коррективы и в традиции общественного питания, поэтому на первый план выдвинулись рестораны, предлагающие быстрое обслуживание или еду на вынос McDonald's, Kentucky Fried Chicken, Wendy's и др.
Отдельные рестораны практиковали обе формы обслуживания: в меню Kentucky Fried Chicken специально для работающих женщин входили ведерки с жареной курицей на ужин всей семье. С 1968 г. к обслуживанию клиентов в помещениях перешел и McDonald's.
2. Финансовые принципы построения франшизной системы
2.1.Доходы и расходы в системе франчайзинга
Финансовые взаимоотношения франшизодателя и владельца франшизы неоднозначны и основаны на сложной системе компенсаций, которая включает целый ряд как обязательных, так и оговариваемых платежей.
Существует два обязательных платежа, которые получает франшизодатель от франшизополучателя.
Первый обязательный платеж - единовременная оплата непосредственно франшизы (вступительный взнос в франшизную систему франшизодателя), обычно оплачивается франшизополучателем при заключении договора франчайзинга.
Размер вступительного взноса может составлять от 30 до 70% стоимости всей франшизы, причем солидный размер этого взноса, как правило, соответствует первоначальным вложениям франшизодателя на организацию франшизной системы, и обычно учитывает следующие управленческие услуги, которые оказываются франшизодателем франшизополучателю при покупке франшизы:
Второй обязательный платеж известен как роялти - оплата управленческих и прочих услуг франшизодателя по содержанию франчайзинговой системы. В отличие от единовременной оплаты франшизы эти периодические отчисления производятся франшизополучателем на регулярной основе и являются текущими платежами, составляющими основу дохода франшизодателя.
Выплата роялти строится по одной из установленных схем:
Следует отметить, что из указанных способов более всего распространены еженедельные или ежемесячные процентные отчисления. Эта схема, возможно, и не предполагает максимальной выгоды для каждой из сторон, зато справедливо уравновешивает финансовые обязательства одного и риск другого партнера.
Зарубежные специалисты по франчайзингу настоятельно рекомендуют еженедельные расчеты, так как в этом случае приток денежных средств в компанию распределяется более равномерно, тем более что у франшизодателей нет оснований предоставлять владельцам франшиз регулярные краткосрочные кредиты, как это происходит при ежемесячных платежах.
Немаловажным преимуществом является и то, что такой порядок позволяет франшизодателю постоянно быть в курсе хозяйственной деятельности франшизного предприятия франшизополучателя и быстро реагировать на малейшие признаки неблагополучия.
Можно выделить целый ряд дополнительных услуг, позволяющих получать доход от деятельности франшизных предприятий. Естественно, что наличие этих дополнительных статей дохода будет зависеть не только от внутренней политики и возможностей компании - франшизодателя, но и от условий франшизного договора, где они будут оговариваться.
Наиболее распространенными
дополнительными источниками