Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:48, реферат
Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.
Главная тенденция заключается в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).
В настоящее время в США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.
В моей работе исследуется международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.
Введение 3
Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
История и современное развитие франчайзинга 6
Преимущества и недостатки франчайзинга 10
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем 16
Классификации франчайзинга 19
Финансовые принципы построения франшизной системы 25
Доходы и расходы в системе франчайзинга 25
Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного предприятия 32
Законодательно - правовая база франчайзинга в России 42
Практическая часть 54
Заключение 80
Список используемой литературы 85
На заводе также имеются собственные линии по производству мясных и молочных изделий, булочек, лаборатория контроля качества продукции и отдел сбыта.
В настоящее время в 37 городах России работают 172 ресторана McDonald's. Заметим, что сейчас в России работает 69 ресторанов «МАКАВТО» с совершенно новой для России концепцией обслуживания, благодаря которой водитель и пассажиры могут пообедать, не выходя из автомобиля. «МАКАВТО» работает по принципу «трех окон». В первом окне работники принимают заказ, во втором - заказ оплачивается, а в третьем посетитель получает уже упакованную продукцию, не выходя из автомобиля.
1.2. Преимущества и недостатки франчайзинга.
Сегодня франчайзинг применяется в более чем 80 отраслях.
Ведущей отраслью применения франчайзинга является ресторанная индустрии (табл. 1).
Таблица 1
Ведущие отрасли бизнеса в сфере франчайзинга в США
Отрасли бизнеса |
Процент франшизных точек |
Процент роста по отраслям |
Рестораны |
40 |
5 |
Все другие отрасли бизнеса |
21 |
16 |
Розничная торговля (ритейл) |
18 |
-5 |
Питание на вынос |
8 |
9 |
Отели |
6 |
15 |
Риэлторские услуги |
4 |
22 |
Услуги автосервиса и сдачи в аренду |
2 |
8 |
Туристические услуги |
1 |
31 |
Накопленный 150-летний опыт международного франчайзинга показывает, что:
Для франшизодателя франчайзинг дает ряд преимуществ и недостатков.
Преимущества:
Недостатки:
Франчайзинга также дает ряд преимуществ и недостатков для франшизополучателя.
Преимущества:
Недостатки:
1.3. Взаимоотношения между
франшизодателем и
Отношения между франшизодателем и франшизополучателем принципиально отличаются от обычных деловых отношений в коммерческих предприятиях, поскольку франчайзинг, являясь партнерским бизнесом, предполагает длительное взаимозависимое сотрудничество.
При этом положение партнеров во франшизном предприятии неравноправное. Взаимоотношения сторон эволюционируют во времени: на начальной стадии держатель франшизы (франшизополучатель) сильнее зависит от франшизодателя, но по мере накопления опыта, приобретения знаний и навыков его зависимость значительно ослабевает.
В соответствии с франшизным договором, который является основой взаимоотношения сторон, права владельца франшизы строго ограничены. Договор составляется франшизодателем и носит обязательный характер, предлагая франшизополучателю либо соглашаться с его условиями, либо нет.
Однако, хотя франшизополучатель и не может рассчитывать на обсуждение условий и внесение каких-либо изменений, его положение нельзя считать бесправным. Ни один франшизный договор не в состоянии учесть все нюансы взаимоотношений сторон.
Кроме того, несмотря на строгую регламентированность действий, франшизополучатель все же обладает значительной независимостью, так как фактически принимает все оперативные решения в своем франшизном предприятии самостоятельно.
В случае конфликтной ситуации на его сторону, по зарубежному опыту, как правило, встает «Ассоциация владельцев франшиз», имеющаяся практически в каждой крупной франчайзинговой системе.
По своим функциям Ассоциация, особенно если она в своей деятельности независима от компании - франшизодателя, во многом напоминает профсоюз пользователей франшиз, деятельность которого направлена, в конечном счете, против франшизодателя.
Поэтому, чтобы предотвратить создание подобных структур, сами франчайзинговые компании зачастую создают ассоциации владельцев франшиз как объединенные консультативные органы для обмена опытом. Примером может служить Международная ассоциация держателей франшиз Pizza Hut, представители которой имеют 50% голосов при принятии решений о финансировании рекламных кампаний и внедрении новых видов продукции.
По опыту действующих
Поскольку поддержание положительного
имиджа торговой марки и франчайзинговой
системы в целом имеет
За рубежом контроль, как правило, осуществляется с помощью штата районных инспекторов в функции которых входит отслеживать, чтобы развитие франшиз происходило в рамках бизнес - концепции франшизодателя. При этом проверяющие приходят не только с официальными визитами, но и под видом обычных клиентов.
В целом ответственность за успешное развитие франшизной системы лежит на обоих партнерах. Однако ведущая роль принадлежит франшизодателю, и именно он должен стремиться создать доверительный рабочий климат, который поможет франшизополучателю почувствовать себя причастным к единой структуре франшизной системы.
От владельца франшизы требуется работать с полной отдачей, соблюдая все требования франчайзинговой системы. Те партнеры, у которых в рамках франчайзинга складываются гармоничные отношения, как правило, и становятся самыми успешными франчайзинговыми предпринимателями.
Образцовыми взаимоотношениями между
франшизодателем и
Заслуга Р. Крока состоит в том, что он нашел и отработал единственно верный подход к организации партнерства «франшизодатель - франшизополучатель», состоящий не просто в обучении владельцев ресторанов, а в воспитании преданных последователей, разделяющих взгляды компании и демонстрирующих предпринимательское чутье в рамках традиционных ценностей McDonald's.
Процесс воспитания франшизополучателей начинается с отбора претендентов на приобретение франшизы McDonald's. Прошедшим вступительное интервью предлагают отработать несколько дней в соседнем ресторане McDonald's. Если тестируемый считает ниже своего достоинства мыть полы, чистить туалеты и работать, засучив рукава, делается вывод, что он никогда не добьется успеха, так как его подход ошибочен. Если же испытание пройдено успешно, ему предоставляется возможность отработать еще 1800 часов на McDonald's в счет бесплатной стажировки.
Стратегия Р. Крока не только обеспечила всемирный успех компании и ее франшизам, но и трансформировала гастрономические вкусы и привычки Америки: 96% американцев в возрасте от 16 до 65 лет посещали McDonald's по меньшей мере один раз. О воздействии компании на рынок занятости уже говорилось выше.
Несомненно, деловые отношения в бизнесе значительно более формализованы по сравнению с семейными отношениями, и договор франчайзинга является центральным документом, определяющим основные аспекты взаимоотношений в рамках этого своеобразного партнерства.
1.4. Классификации франчайзинга
Франчайзинг как способ ведения бизнеса - явление особое. В отличие от традиционных форм бизнеса, при которых задействованы преимущественно две стороны (в лице продавца и покупателя), при франшизном бизнесе функции продавца выполняют одновременно два франшизных партнера: франшизодатель и франшизополучатель. Но оба франшизных участника объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимального удовлетворения потребительского спроса на конкретном сегменте рынка.
В связи с этим однозначно классифицировать франчайзинг, как явление в целом, достаточно сложно, поскольку: