Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Всемирный франчайзинговый форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.
Главная тенденция заключается в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).
В настоящее время в США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.
В моей работе исследуется международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.

Содержание

Введение 3
Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
История и современное развитие франчайзинга 6
Преимущества и недостатки франчайзинга 10
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем 16
Классификации франчайзинга 19
Финансовые принципы построения франшизной системы 25
Доходы и расходы в системе франчайзинга 25
Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного предприятия 32
Законодательно - правовая база франчайзинга в России 42
Практическая часть 54
Заключение 80
Список используемой литературы 85

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 200.13 Кб (Скачать)

Содержание

Введение            3

  1. Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса 6
  2. История и современное развитие франчайзинга     6
  3. Преимущества и недостатки франчайзинга             10
  4. Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем    16
  5. Классификации франчайзинга               19
  6. Финансовые принципы построения франшизной системы          25
  7. Доходы и расходы в системе франчайзинга             25
  8. Финансовая поддержка и помощь в развитии франшизного                      предприятия                  32
  9. Законодательно - правовая база франчайзинга в России           42

Практическая  часть                 54

Заключение                  80

Список используемой литературы               85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Всемирный франчайзинговый  форум в Вашингтоне показал успешность развития франчайзинга в более чем 80 отраслях видов бизнеса в развитых и развивающихся странах мира. Посещение международного форума российскими делегациями рассматривается западными франшизодателями как индикатор возросшей готовности российского рынка к буму франчайзинга, как свидетельство качественного роста в среде предпринимателей и инвесторов потенциальных франшизополучателей - пользователей франшиз.

Главная тенденция заключается  в том, что интерес к франчайзингу в России растет даже не с каждым годом, а с каждым днем, наблюдается  лавинообразный рост франчайзинговых сетей в регионах России (счет идет на десятки и сотни франшизных точек).

В настоящее время в  США (имеющих более чем 150 - летнюю историю франчайзинга) более 2500 франшизодателей  и более 800 тыс. франшизополучателей, а в России уже 230 франшизодателей (10 лет назад было только 20) и около 2800 франшизополучателей, так что у нас в стране большой потенциал роста, в том числе и для подготовки франчайзинговых специалистов.

В моей работе исследуется  международный опыт франчайзинга, практика построения франшизного бизнеса в России и за рубежом.

Что представляет из себя франчайзинг? Если обратиться с подобным вопросом к нашим соотечественникам в России, вряд ли наберется и 20% тех, кто сможет уверенно объяснить суть данного явления.

Те, кто не знаком с франчайзингом, несомненно удивятся, что по материалам международного рейтинга мировым лидером в этой области, прочно занимая первое место, является всем нам хорошо знакомый McDonald's с годовым оборотом $52 950 млн., имеющий 30 771 франшизный ресторан быстрого питания в разных странах мира.

Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически в США еще в 1860-х гг. и прочно закрепилось в развитых странах мира в 1970-х гг. под воздействием объективных потребностей экономического развития.

Более того, за рубежом эту  форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что, поскольку мы стремимся перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России.

Российское представление  о франчайзинге на сегодняшний день складывается в основном благодаря газетным и журнальным публикациям о первых франшизных предприятиях, которые постепенно начинают появляться и на российском рынке, например:

ЗАО «Баскин Роббинс Продакшн Интернешнл» - сеть кафе-мороженого «Баскин Роббинс»;

ООО «РосИнтер» - сеть ресторанов «РостикС» (ООО «Ресторанная Объединенная Сеть Торгового и Коммерческого Сервиса»);

Торговый дом «Арома» - сеть винных супермаркетов «Ароматный Мир»;

Поскольку франчайзинг в  России - явление относительно новое и в русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности, поэтому придется поневоле столкнуться с различным употреблением терминов отдельными авторами книг о франчайзинге.

Сам термин «франчайзинг»  происходит от французского слова franchise [франшиз] (льгота, привилегия), которое в первоначальном значении вошло в экономическую лексику, в том числе и отечественную, еще до того, как заговорили о франчайзинге.

В английском языке в соответствии с правилами английской фонетики закрепилось произношение [фрэнчайз], и в дальнейшем, уже в XX в., от этого  термина были образованы производные  слова для обозначения понятий, связанных с новым явлением предпринимательской деятельности: franchising, franchisor; franchisee.

Наибольшую трудность  для употребления в русском языке  представляют два последние слова, обозначающие стороны, вовлеченные в отношения франчайзинга. Транслитерация английского термина «франчайзи» во многих случаях значительно затрудняет понимание, так как это иностранное слово не склоняется в падежной системе русской грамматики.

Поэтому наиболее часто при  переводе используется аналогия с участниками лицензионного договора: франчайзер (лицензиар) - сторона, которая передает франшизу (лицензию), и франчайзиат (лицензиат) - сторона, которая ее приобретает.

Чтобы не осложнять понимание  и без того сложного и незнакомого  нам явления в России я по возможности буду использовать наиболее удобные в произношении и употреблении термины франшизодатель и франшизополучатель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность франчайзинга, как специфической формы ведения бизнеса

1.1. История и современное развитие франчайзинга

 

Принято считать, что первым франшизодателем является американская фабрика «Зингер» (Singer Sewing Machine Company, основана в 1851 г).

Именно фирма изобретателя Исаака Зингера (Isaak Merritt Singer, род. в 1811 г. в Нью-Йорке) с 1853 г. стала взимать плату с розничных торговцев (франшизополучателей) зингеровских изделий за предоставляемое им (пользователям франшизы) право продавать продукцию правообладателя (швейные машинки, $100 за единицу изделия) и обслуживать конечных потребителей (домохозяек) по всей территории США.

Как часто бывает в истории компаний, изобретения, «обреченные» на всемирную славу, являются делом случая. Наглядный пример - компания «Coca-Cola».

В 1886 г. скромный фармацевт из Атланты, ветеран недавно закончившейся Гражданской войны Джон Пембертон колдовал над составом тонизирующих напитков, стараясь найти замену спиртовым настойкам, поскольку южане, в то время познав горечь поражения, начали активно бороться «за здоровый образ жизни» и объявили войну пьянству.

Эксперименты проходили на заднем дворе дома фармацевта, где он разжигал огонь под треногой и смешивал в кастрюле в основном два ингредиента: сухие листы южноамериканского куста «соса», содержащих небольшое количество кокаина, и экстракт (с примесью кофеина) из ореха африканского дерева «cola», завезенного когда-то в Новый Свет рабами. Полученный сироп был бурого цвета и смахивал на освежающий лимонад, вот только вкус его был далек от приятного. Тем не менее новый напиток в бутылках из-под пива начал понемногу поступать в близлежащие аптеки, но спроса не вызывал, пока один из покупателей не попросил аптекаря открыть бутылку и развести сироп водой, но тому было лень идти в дальний угол к водопроводному крану, и он добавил содовую, бывшую у него под рукой, и произошло чудо! Покупатель с восклицаниями восторга опустошил бутылку, а назавтра вся Атланта раскупала темно-коричневый шипучий тоник.

Интересно, что авторство торгового  знака принадлежит не Пембертону, а его бухгалтеру Фрэнку Робинсону, который предложил соединить  в названии оба компонента: Coca-Cola, а поскольку Фрэнк был еще каллиграфом-любителем, он собственноручно начертал новое словосочетание, которое было зарегистрировано (вместе с компанией) в 1892 г. и практически без изменений существует уже более столетия.

Также следует отметить еще один фактор, который способствовал успеху компании Coca-Cola. В 1915 г. напиток начали разливать в бутылки необычной формы, причем после долгих поисков и рассмотрения множества конкурсных предложений остановились на классическом дизайне - рифленое стекло с расширением в средней части, так что бутылка по форме напоминала орех «cola».

Как говорил один из руководителей  конкурсной комиссии: «Теперь ее можно  опознать даже в темноте, на ощупь и в разбитом виде, чтобы даже по осколкам можно было узнать, что в ней была Coca-Cola».

Таким образом, компания Coca-Cola в дальнейшем приняла решение выпускать концентраты для будущих напитков и продавать их франшизополучателям - оптовым торговцам на определенных территориях в США, причем оптовые торговцы разбавляют концентрат газированной водой, разливают по фирменным бутылкам и отправляют их розничным торговцам.

Чистая прибыль американской Coca-Cola (доступная для распределения среди акционеров) по итогам I полугодия 2010 г. составила $3,98 млрд. против аналогичного показателя годовой давности в размере $3,38 млрд. Валовая прибыль компании выросла на 8% - до $10,70 млрд. с $9,93 млрд. Операционная прибыль Coca-Cola за январь-июнь 2010 года. составила $4,94 млрд., что на 15% больше аналогичного показателя I полугодия 2009 года в размере $4,30 млрд.

Главным конкурентом компании Coca-Cola в сфере франчайзинга является компании Pepsico. Заметим, что более долгой и кровопролитной войны, чем между этими двумя мировыми лидерами по продаже прохладительных напитков, в истории бизнеса не зарегистрировано.

Начало создания у компании Pepsico было схожим, как и в случае с компанией Coca-Cola, причем придумал Pepsi в 1898 г. тоже фармацевт и тоже бывший офицер армии конфедератов Калеб Бредхэм, владевший аптекой в городке Нью-Берн (Северная Каролина).

Будучи выпускником медицинского училища, он долго экспериментировал с разными эликсирами в поисках рецептуры напитка, облегчающего желудочные недомогания, а когда в очередной раз смесь из масел и специй, тропических фруктов и растений, а также сахара и экстракта знакомого нам ореха колы показалась ему удачной, очень кстати пришлось название Pepsi-Cola (.Pepsis по-гречески означает «пищеварение»).

Бредхэм не слишком тогда задумывался  над, казалось, невинным заимствованием второго слога у компании Coca-Cola, которая уже тогда набирала финансовые обороты, поэтому расхлебывать последствия такой неосторожности в полной мере довелось его наследникам.

На протяжении последних нескольких десятилетий свидетелями рекламных сражений двух фирм-гигантов на телевизионных экранах становились потенциальные избиратели в каждом доме. Миллионы людей, например, напевали песню, исполненную в 1984 г. популярнейшим тогда Майклом Джексоном: «You are the Pepsi generation» («Вы - поколение "Пепси"»). Время идет, а схватки знаменитых конкурентов продолжаются и в наши дни.

Годовой оборот компании Pepsico составил около 60 млрд. долларов.

В начале XX в. франчайзингом стали  заниматься первопроходцы американской автомобилестроительной промышленности.

    • Компания Ford Motor Company была создана в 1903 г., а торговая марка «Ford» появилась в 1904 г..
    • Компания General Motors была создана в 1908 г

Компания Baskin Robbins была создана в 1946 г., знаменитая торговая марка «31» появилась в 1953 г. во всех фирменных кафе Baskin Robbins, предлагающих покупателям разнообразное мороженое ежедневно. В 2005 г. она отметила свой грандиозный 60-летний юбилей.

Ежедневно 1,5 млн. людей наслаждаются вкуснейшим мороженым в 5600 кафе 52 стран мира, включая Японию, Корею, Великобританию, Россию.

Время расцвета франчайзинга в США пришлось на 1950 - 1960-е гг. - период создания многих современных франшизных сетей, которые в настоящее время стали франшизодателями – мультимиллиардерами.

Такое бурное развитие франчайзинга было связано с двумя основными  факторами: подъемом в сфере телевизионной рекламы и строительством национальной сети автострад.

Первое сделало рекламу в  масштабах страны действенным способом развития бренда правообладателями, в результате чего появилась возможность создавать крупные франшизные сети с предприятиями (пользователями франшизы), расположенными по всей стране, причем их конкурентное преимущество заключалось в узнаваемости бренда.

Узнаваемость бренда способствовала возникновению необходимости появления национальных брендов как средства демонстрации качества в более отдаленных районах США.

Первые шаги по развитию франчайзинга в России были сделаны еще в  период существования СССР (в 1972 г.): ряд советских предприятий (пользователи франшизы) по франшизному договору с правообладателем Pepsico производили прохладительные напитки (типа «Пепси-кола») из сиропов и концентратов правообладателя в соответствии с его стандартами качества и под его торговой маркой.

У компании McDonald's Restaurants of Canada Ltd. первые сложности в нашей стране возникли при получении разрешения властей на ведение бизнеса. Однако 31 января 1990 г. в Москве был открыт первый собственный франшизный ресторан быстрого питания McDonald's на Пушкинской площади, который в первый же день обслужил около 30 тыс. посетителей.

В 1990 г. компания McDonald's также сделала значительные инвестиции (в размере $45 млн) в строительство завода по производству полуфабрикатов.

Это современный перерабатывающий и распределительный центр «Маккомплекс», расположенный в одном из подмосковных районов (г. Солнцево), причем завод поставляет необходимые продукты во все рестораны компании в России.

Информация о работе Франчайзинг