Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа
Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.
Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы
Возрастание кредитного риска происходит также потому, что коммерческий кредит предоставляется экспортерами на более длительный срок, чем при аналогичных операциях на внутреннем рынке (с учетом времени, необходимого для доставки товаров). Степень кредитного риска может увеличиваться из-за политической нестабильности в стране покупателя, уровня ее экономического развития, наличия в ней валютных ограничений, устанавливаемых центральным банком или правительственными организациями. Поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух или более валют, возникает также валютный риск – опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной (отрицательная курсовая разница).
Таким образом, при осуществлении международной торговли поставщики часто сталкиваются со значительными проблемами, связанными с риском неплатежа. Покупатели в свою очередь сталкиваются с такими трудностями, как открытие аккредитива, предоплата, предоставление платежных гарантий за поставляемый товар. Факторинг является своевременным ответом на возникающую у поставщиков потребность в оборотных средствах. Кроме того, это средство ухода от дорогостоящего кредитования для покупателей, открывающее возможность более эффективно использовать собственные денежные ресурсы.
В области внешней торговли факторинг представляет приобретение банком (фактор-компанией) требований экспортера к импортеру и их инкассацию. В основном факторинг применяется при экспорте потребительских и серийных товаров с рассрочкой платежа обычно до 90 дней. Предприятия экспортно-ориентированные при использовании факторинга приобретают возможность превратить поставки с рассрочкой платежа в операции с немедленной оплатой наличными.
Следует заметить, что в странах, где рынок факторинговых услуг существует уже несколько десятилетий, доля международного факторинга колеблется в пределах 4%-6% от общего оборота. Напротив, в странах, где рынок факторинга относительно молодой, доля международного факторинга существенно выше.
Соотношение
внутреннего и международного факторинга
в отдельных странах
Таблица №2
СТРАНА | Внутренний факторинг (млн. евро) | Международный факторинг (млн. евро) | Доля международного факторинга (%) |
Австрия | 1936 | 339 | 14,9 |
Бельгия | 7800 | 1720 | 18,06 |
Чехия | 1400 | 300 | 17,64 |
Франция | 62500 | 5500 | 8,08 |
Германия | 23263 | 6893 | 22,85 |
Венгрия | 515 | 65 | 11,2 |
Италия | 130000 | 5000 | 3,7 |
Румыния | 27 | 125 | 82,23 |
Великобритания | 154646 | 6060 | 3,77 |
Источник:
The International Factoring Report ( Factors Chain International, 2003
).
В международной торговле используются различные модели факторинга:
При обслуживании экспортера факторинговая компания (экспортный фактор) чаще всего передает часть объема работ факторинговой компании в стране импортера (импортному фактору). Данное соглашение предполагает взаимность, то есть факторинговая компания экспортера будет действовать в своей стране от имени и по поручению иностранных факторинговых компаний по сделкам, предполагающим участие иностранных дебиторов. Такой факторинг получил название взаимного или двухфакторного.
Компания,
обслуживающая экспортера, заключает
с ним факторинговое
Классическая модель (двухфакторная) международного факторинга предполагает участие четырех сторон: экспортер, экспорт-фактор, импортер, импорт-фактор.
Процедура
классического международного факторинга
с полным набором услуг представлена
на схеме №3:
Схема №3
При представлении кредитной заявки поставщик исходит из своих, сформировавшихся на основе практического опыта, представлений о необходимом лимите. На основе информации и оценки кредитоспособности импортера, поступающих от импортного фактора, данный размер корректируется, и в его пределах экспортный фактор обязуется оплатить долговые требования на определенную дату или осуществить предварительную оплату.
Преимущество "взаимной" схемы заключается в том, что для импортного фактора долговые требования аналогичны внутренним, а не внешним (зарубежным) как для экспортного фактора.
Обычно, для скорейшего принятия решения по выделению закупочного лимита на импортера, а также определению размера будущей факторинговой комиссии, импортный фактор запрашивает следующую информацию о дебиторе:
Весьма существенным является указание полного адреса и контактного лица покупателя. Однако для того, чтобы импортный фактор был вправе обратиться к покупателю напрямую, необходимо соответствующее письменное разрешение продавца, передаваемое через факторинговую компанию в стране экспортера. Помимо такого разрешения, представляемого обычно в форме уведомительного письма и предусматривающего акцепт покупателя, на выставляемой счет-фактуре факторинговая компания экспортера делает специальную отметку о передаче прав требования по данной счет-фактуре факторинговой компании в стране импортера. Содержание и форма такой отметки сообщается импортным фактором заблаговременно.
Другая модель международного факторинга – прямой импортный факторинг, при котором участвует только одна факторинговая компания – импорт-фактор. Его задача – обеспечение платежей. В рамках прямого импортного факторинга осуществляются следующие действия:
При применении такой схемы предварительное финансирование со стороны импорт-фактора затруднительно из-за различий валютно-правовых основ разных стран, она может быть полезной фирмам, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.
Еще одна модель международных факторинговых операций – прямой экспортный факторинг, в которой участвует только одна факторинговая компания – экспорт-фактор. В этом случае не требуется использовать факторинговую фирму в стране импортера. Алгоритм здесь следующий:
В целях определения риска или перестрахования экспорт-фактор имеет возможность обратиться к обществу по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантией государственной организации. В данном варианте факторинга реально использование выгодных условий финансирования экспортных поставок с обеспечением государственной страховой компанией.
По сложившейся практике в коммерческом банке международные факторинговые операции осуществляет особое факторинговое подразделение. Ему нужно обеспечить эффективное взаимодействие обоих импорт-факторов, поставщиков и покупателей. Поэтому деятельность факторингового отдела должна учитывать правила действий импорт-фактора и экспорт-фактора и требования международных факторинговых ассоциаций.
Типичной практикой во взаимоотношениях факторинговых компаний является предоставления своим зарубежным корреспондентам стандартной формы, именуемой "Информационное письмо импортного фактора", в котором кратко излагаются основные принципы и правила работы, а также примерные тарифы факторинговой компании, осуществляющей инкассирование задолженности покупателей, возникающих из импорта товаров и услуг, по переуступленным правам требования.
Особенностью внешнеторгового факторинга в целом является его открытый характер, а также отсутствие права регресса к экспортеру. Первое обусловлено тем, что, в отличие от внутреннего факторинга, присутствие в сделке третьей стороны – посредника, типично для международных операций и не свидетельствует о возможной финансовой нестабильности поставщика; второе – тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает возможность защиты его от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при проведении операций внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже. Факторинговая компания может согласиться на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции. Существуют определенные сложности для факторинговой компании, обслуживающей поставщика, если экспортные поставки производятся в страны с высокой степенью экономической или политической нестабильности. Приобретение дебиторской задолженности по таким поставкам требует умения факторинговой компании или ее банка-учредителя оперировать трудно оцениваемыми политическими рисками, и, вследствие этого, факторинговые компании зачастую вынуждены отказываться от принятия на себя кредитного риска.
Особенно эффективным является использование международного факторинга в случае, если экспортером осуществляются регулярные поставки в адрес его иностранного контрагента или контрагентов: импортер получают товары на условиях револьверного коммерческого кредита, а экспортер – регулярные авансовые платежи от факторинговой компании своей страны, пополняющие его оборотный капитал.
В
основном возможности факторинга пока
в основном проявились именно на зарубежных
странах. Так, в США сегодня практически
вся торговля держится на факторинге.
Две трети мирового рынка факторинговых
услуг обслуживают факторинговые фирмы,
объединенные в несколько групп, крупнейшей
из которых является Factors Chain International.
Диаграмма №1
Источник:
The International Factoring Report ( Factors Chain International, 2003
).
Развитие факторингового рынка обусловило разграничение функций фактор-фирм, обслуживающих импортеров и экспортеров. Если фактор-фирма заключает соглашение с экспортером и вступает в непосредственные отношения с иностранным покупателем-импортером, мы имеем дело с прямым факторингом. Когда же импортер обеспечивает платеж фактор-фирме в собственной стране, а с экспортером рассчитывается фактор по экспорту, получивший в свою очередь, обусловленную сумму с фактора по импорту, место имеет косвенный факторинг. Достоинствами последнего является то, что каждая из финансовых компаний имеет дело с местными фирмами и способна лучше оценить их кредитоспособность.
Под понятиями "экспортный факторинг" и "импортный факторинг" имеется в виду обычно взаимный факторинг, или прямой экспортный и прямой импортный факторинг. Затраты на взаимный факторинг, обычно основательны. Поэтому фактор-компании нередко акцентируются на прямой экспортный факторинг. Они обеспечивают кредитный риск, кредитование учета продаж, инкассирование платежных требований. Но здесь возникает проблема. Факторы имеют затруднения с оценкой кредитоспособности иностранных клиентов. Чаще всего приходится прибегать к услугам специальных фирм страны импортера. Обычно инкассирование требований в стране импортера происходит от имени и по поручению фактора-экспортера местными юридическими органами.
Прямой
импортный факторинг
Как было уже сказано, внешнеторговый факторинг характерен, как правило, открытостью – покупатели информируются об участии в сделке фактора и отсутствием права регресса к экспортеру. Кроме того, факторинговое обслуживание экспорта имеет целью, как правило, защиту экспортера от кредитного риска. Отсюда факторы, как правило, ориентируются на рынок одной страны или какой-то конкретной продукции.