Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторинг.doc

— 508.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь  стоит отметить следующие:

  • поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;
  • финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
  • финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

     Таким образом, финансирование в рамках факторинга навсегда избавляет поставщика от проблемы дефицита оборотных средств, и это  происходит без роста его кредиторской задолженности. Кроме того, факторинговое  финансирование более целевое, чем, например, кредит: компания выплачивает проценты именно за тот промежуток времени, когда ей действительно нужны деньги. Факторинг - это одна из форм залогового финансирования, при этом объем финансирования прямо зависит от стоимости переуступаемых факторинговой компании денежных требований, то есть от величины долга покупателей поставщика. В отличие от других форм залогового кредитования, в данном случае денежные требования покупаются фактором, а не используются в качестве залога (хотя возможна и такая ситуация, когда права требования поставщика к своим покупателям выступают залогом при выдаче кредита). Таким образом, при факторинге происходит смена собственника, поставщик продает денежные права требования факторинговой компании. Эта особенность факторинга становится особенно важной в странах с переходной экономикой, законодательство которых далеко от совершенства: закон о банкротстве предприятий работает плохо, правовое обеспечение торговых сделок не развито, торговые законы не работают. В случае банкротства поставщика факторинговая компания не рискует потерять свои деньги, поскольку права требования к дебиторам поставщика перешли к ней, и не подлежат изъятию при процедуре банкротства.

     Факторинговое финансирование в отличие от обычного кредитования доступно высокорисковым, информационно-непрозрачным предприятиям, поскольку риск невозврата долгов лежит не на них, а на их покупателях, и кредитоспособность поставщика становится менее важной, чем кредитоспособность его покупателей. Поэтому использование факторинга возможно, когда покупателями клиента являются крупные и надежные компании, в том числе иностранные. Например, крупные сетевые магазины, такие как "Ашан", "Седьмой континент", "Метро" работают со своими многочисленными поставщиками по факторинговой схеме.

     2. Административное управление дебиторской  задолженностью

     Факторинг позволяет клиенту также избавиться от рутинной работы, связанной с  отслеживанием состояния дебиторской  задолженности, напоминанием дебиторам  о задержках платежей. Обычно факторинговая компания по первому требованию поставщика предоставляет ему отчет о состоянии дебиторской задолженности, включающий в себя информацию обо всех поставках поставщика и платежах его покупателей. Также в случае безрегрессного факторинга фактор берет на себя заботу о взыскании долгов с дебиторов, что особенно актуально для небольших компаний, не располагающих собственными ресурсами для инкассации. Это позволяет им экономить трудовые и финансовые ресурсы.

     3. Оценка платежеспособности покупателей  поставщика

     В странах, где кредитные бюро и  рейтинговые агентства развиты, эта функция факторинговых компаний является не самой востребованной. В странах же с переходной экономикой факторинговые компании могут играть роль кредитных бюро и рейтинговых  агентств, аккумулируя информацию о платежной дисциплине компаний. Помимо этого, факторинговые компании могут использовать различные методы оценки платежеспособности потенциальных покупателей поставщика. В России немногие факторинговые компании предоставляют клиентам независимую информацию о дебиторах клиента.

     Факторинговое обслуживание может включать в себя все или лишь некоторые из перечисленных  функций.

     Отдельные функции факторинга выполняют банковские и страховые инструменты, таким  образом, выступая конкурентами факторинга. А факторинг интересен, прежде всего, тем компаниям, которые заинтересованы именно в сочетании услуг, которые присущи данному продукту.

     Функция финансирования выполняется банковскими  кредитами. Специалисты отмечают, что банковские кредиты выступают субститутом факторинга. И в тех странах, где кредиты в большей степени доступны частному сектору, потребность в факторинге значительно меньше. На рисунке 3 показаны доли кредитов, выданных частному сектору, в процентах от ВВП в двух группах стран: ЕС 15 - "старые страны" Европейского союза и ЕС 8 - "новые страны" - относительно недавно вступившие в ЕС Чешская Республика, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Венгрия, Словения, Словакия. Как видно на рисунке, доля кредитов в "старых странах" более в 2 раза выше доли кредитов в "новых странах", при этом в последних факторинг развивается сейчас более быстрыми темпами. 

 

      График №1. Доля банковских кредитов, выданных частному сектору в процентах от ВВП

     

     Источник: Всемирный банк 

     Функцию принятия кредитного риска выполняют  документарные аккредитивы, банковские гарантии и страхование кредитного риска.

     Аккредитив  представляет собой обязательство банка выплатить поставщику товара за счет заказчика-покупателя определенную сумму при условии, что поставщик предоставит банку в установленный срок документы, подтверждающие исполнение обязательств перед заказчиком. Основная функция аккредитива - снижение недоверия как со стороны покупателя, так и продавца, особенно, когда они работают друг с другом впервые.

     Банковская  гарантия, в отличие от аккредитива, не является платежным инструментом (платеж по ней наступает в исключительных случаях) и служит дополнительным обеспечением исполнения обязательств по сделке. В частности, гарантия позволяет не вносить предоплату, а произвести платеж по факту поставки или с рассрочкой. Иногда предоставление банковской гарантии является непременным условием участия клиента в сделках либо операциях (например, таможенные или тендерные гарантии).

     Оба эти инструмента используются, как  правило, предприятиями, работающими  на внешнеэкономическом рынке, и  объемы операций по аккредитивам и  банковским гарантиям находятся  в зависимости от внешнеторгового оборота страны. После кризиса 1998 года многие иностранные компании сократили объем своей деятельности на российском рынке, что привело к отрицательной динамике операций по аккредитивам и гарантиям. Однако в последние годы наблюдается рост по данным банковским продуктам, в том числе в связи с ростом внешнеэкономической деятельности.

     Кредитное страхование осуществляют страховые  компании. Страховщик определяет страховую  сумму исходя из предоставленной  страхователем информации обо всех контрагентах, которым осуществляет поставку на условиях отсрочки платежа. По результатам анализа кредитоспособности и платежной дисциплины по каждому контрагенту устанавливается кредитный лимит, в пределах которого компания может принять риски на страхование. Сумма кредитных лимитов составляет агрегированную страховую сумму. Далее определяется страховой тариф как процент от страховой суммы. Застрахованные права денежного требования могут выступать гарантией при получении кредита. Компании, которым не нужно финансирование, но которые хотели бы избавиться от кредитного риска, могут просто пользоваться кредитным страхованием, а не факторингом. Но на российском рынке очень мало компаний, предоставляющих такой вид страхования. Страховщики объясняют это непрозрачностью рынка, из-за которой проверить финансовое состояние дебитора очень сложно, и отсутствием перестрахования таких рисков.

     Еще одним конкурентом факторинга являются торговые отсрочки, которые получает поставщик (клиент фактора) от своих  поставщиков. Такие отсрочки могут в различной степени компенсировать те отсрочки, которые он вынужден предоставлять своим покупателям, причем поставщик может выступать не только в качестве торговой компании, но и сам являться производителем - тогда он также будет получать отсрочки оплаты (коммерческий кредит) при поставках ему, например, сырья и материалов.

     Вывод: Аккумулирование факторингом ряда функций является важным преимуществом  перед другими формами финансирования, особенно большое значение это имеет  для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов. 

     2.3 Тенденции мирового рынка факторинга 

     По  данным исследования, проведенного "Эксперт  РА", объем уступленной российским Факторам дебиторской задолженности за первую половину 2006 г. составил около 3,5 млрд. долл. Таким образом, рынок факторинга за полгода вырос всего на 30% вопреки ожидаемым 100%.

     По  мнению аналитиков "Эксперт РА", развитие рынка сдерживается тем, что  потенциальные потребители факторинга зачастую не видят значительных преимуществ его использования по сравнению с банковским кредитом. Происходит это из-за того, что различные игроки рынка под услугой факторинга предлагают два разных продукта. Первый "факторинг" представляет собой финансирование под уступку прав денежных требований, что, по сути, является формой беззалогового кредитования. Второй, настоящий, факторинг позволяет клиенту передать на аутсорсинг факторинговой компании управление дебиторской задолженностью, получить защиту от кредитных рисков и рисков ликвидности, при этом избавиться от проблемы нехватки оборотного капитала.

     Если  бы эти продукты, как на Западе, были четко разделены, то, по оценкам участников рынка, спрос на каждую услугу как  минимум был бы в два раза выше. Клиенты могли бы лучше ориентироваться в различных продуктах и выбирать те, которые больше соответствуют целям их развития. Если компании нужна информация о потенциальных покупателях своей продукции, если ей необходимо, чтобы кто-то взял на себя риски по их неплатежеспособности, а также профинансировал в обмен на права требования к дебиторам на неопределенный срок, то такой компании нужен настоящий факторинг. Для кредитования же под дебиторскую задолженность существует совершенно определенная сфера применения: когда компания растет столь быстрыми темпами, что ей не хватает кредитов, или кредиты не доступны, например, по причине того, что она исчерпала кредитный лимит в других банках.

     В России наблюдается та же тенденция, что происходит и во всем мире: международный  факторинг растет темпами, превышающими темпы роста внутреннего факторинга.

     В условиях ненасыщенного внутреннего  спроса поставщики факторинговых услуг  в России пока предпочитают развивать  внутренний факторинг. Всего три Фактора, входящие в международные ассоциации (FCI и IFG) предоставляют услуги международного факторинга: НФК, "Промсвязьбанк", БСЖВ (с июля по сентябрь 2006 года обслужил 12 импортных поставок). В конце года к ним присоединится компания "Еврокоммерц".

     Данные  за первое полугодие 2006 года показывают, что международный факторинг растет темпами, превышающими темпы роста внутреннего факторинга. Похожие процессы происходят и на мировом рынке факторинга. Хотя доля международного факторинга в общем объеме не превышает 9%, темпы роста выше, чем темпы внутреннего факторинга, 27% против 17% за 2005 г. Объем международного факторинга, предоставляемого российскими Факторами, при сохранении тех темпов роста, которые наблюдались за последние полгода, за 2006 год вырастет почти в три раза (исследование позднее не проводилось). Доля в общем объеме сделок составила 1,8% (0,8% в 2005 году). Совокупный объем международного факторинга двух Факторов: НФК и "Промсвязьбанка" за первые 6 месяцев 2006 года составил 1,7 млрд. руб. (1,1 млрд. руб. за 2005 год) (см. таблицу №3)

     Низкое вовлечение российских Факторов в международный факторинг связано не только с ненасыщенным внутренним спросом и соответственно с большой емкостью внутреннего рынка, но также с существующими законодательными проблемами. На сегодняшний день наше валютное законодательство не позволяет Факторам заниматься международным факторингом. На российском рынке при проведении операции, которую называют "международным факторингом", не производиться уступка требований к иностранному дебитору. Данный псевдофакторинг проводится банками путем предоставления кредита, обеспеченного правом безакцептного списания экспортной выручки с валютного счета клиента. Это обычная кредитная операция, которая продается по завышенной ставке. Данная ситуация также может подорвать доверие потенциальных клиентов к факторингу. 
 

 

     

     Таблица №3. Рэнкинг Факторов по объему сделок международного факторинга за первое полугодие 2006 года

Информация о работе Факторинг