Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторинг.doc

— 508.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления

1.1 Предпосылки  возникновения и эволюция факторинга

1.2 Основные характеристики  факторинга и его правовые  основы

1.3 Объекты факторингового  обслуживания и субъекты факторинговых  операций

Глава 2. Функции  и виды факторинга

2.1 Виды факторинговых  операций в мировой практике

2.2 Функции факторинга

2.3 Тенденции  развития мирового рынка факторинга

Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной  торговле

3.1 Применение  факторинга в экспортных и импортных операциях

3.2 Преимущества  факторинга в сравнении с традиционными  средствами международных расчетов

3.3 Пути совершенствования  и перспективы развития факторинга  в России

Заключение

Список литературы

Приложение 

 

      Введение 

     Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что факторинг, являющийся одним из основных элементов эффективной финансовой политики предприятия, – это универсальный комплекс услуг, который жизненно необходим при поставке товаров с отсрочкой платежа. На сегодняшний день российский рынок требует широкой продажи товаров и услуг в кредит, а финансовые и организационные возможности поставщиков не всегда позволяют его предоставлять.

     Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.

     В работе поставлены и решены следующие  задачи:

  1. рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
  2. определить основные функции факторинга;
  3. провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
  4. исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
  5. проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
  6. исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
  7. проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

     Интеграция  России в международную систему  разделения труда предполагает полноценное  участие российских экономических  субъектов, как во внутренней, так  и во внешней экономической деятельности, что неразрывно связано с использованием самых современных методов и приемов во всех аспектах этой деятельности, как-то: маркетинг, управленческое планирование, финансовый менеджмент и т.д. Так, одним из самых важных аспектов во внутренней и внешней торговле является выбор наиболее выгодной схемы расчетов для оплаты товаров и услуг.

     Как показывает мировой опыт, недостаточно просто произвести конкурентоспособный  товар – необходимо также стимулировать  его продвижение, как на внутренний, так и на внешний рынок путем  предоставления дополнительных услуг. Одним из важнейших факторов, способствующих расширению объемов продаж, является предложение максимально удобной схемы расчетов, удовлетворяющей как стремление поставщика получить оплату наиболее быстро, так и желание покупателя осуществлять закупки на условиях отсрочки платежа.

     Именно  от построения грамотной и технически адекватной системы расчетов во многом зависит создание наиболее выгодной схемы взаимоотношений контрагентов, которая позволит добиться максимального  экономического эффекта от импорта  или экспорта товаров и услуг.

     Факторинг давно используется западными компаниями в экономической деятельности наряду с традиционными инструментами  расчета, чего нельзя сказать о российских экономических агентах. А тем  временем факторинг является одним  из наиболее выгодных вариантов расчета именно для молодых, испытывающих нехватку оборотных средств компаний, которые не в состоянии по объективным причинам диктовать условия расчетов за поставленный или приобретенный товар.

     Интенсивно  развивающийся в странах рыночной экономики, факторинг не получил пока широкого распространения на российском финансовом рынке ввиду недостатка опыта его субъектов. Однако в течение последних нескольких лет заинтересованность крупнейших коммерческих банков в расширении предоставляемых клиентам услуг подтолкнула их к необходимости форсированного создания специализированных факторинговых отделов, которые в частности были созданы в таких банках, как Банк НФК (ЗАО), ранее "Инвестиционно-Банковская Группа НИКойл", "Русский стандарт", "БИНбанк", "Пробизнесбанк" и др.

     Уже сегодня многие предприятия имеют  доступ к факторинговому обслуживанию, которое способно помочь разрешению таких насущных проблем, как недостаток оборотных средств для развития производственного процесса, недостаточная  квалификация их финансовых подразделений и, наконец, наиболее острой – проблемы неплатежей и появления просроченной задолженности вследствие неплатежеспособности либо недобросовестности дебиторов.

     Иностранные факторинговые компании в качестве одного из основных доводов в пользу своих услуг очень часто приводят статистику по банкротству предприятий, являющейся основной причиной возникновения финансовых затруднений у контрагентов, обанкротившихся предприятий. Так, например, по данным французской факторинговой компании "Еврофактор", во Франции в 1998 году было официально зарегистрировано 54 000 банкротств предприятий, то есть около 1 000 в неделю.

     По  данным налоговых органов, на 1 января 2007 года 2 тыс. 745 действующих юридических  лиц находятся в стадии ликвидации, в том числе 2,3 тыс. коммерческих фирм. В ФНС также сообщили, что в течение 2006 года прекратили свою деятельность 348,3 тыс. юридических лиц, а общее число прекративших деятельность юридических лиц в 2007 году достигло 614,9 тыс.

     Процесс банкротства компании сравним с  эффектом камня брошенного в воду, только в виде кругов в данном случае расходятся не волны – банкротство больно бьет в первую очередь по всем кредиторам компании, в том числе по тем, с которыми банкрот не успел расплатится по поставленным товарам и услугам. В стремлении застраховать свою дебиторскую задолженность от подобного рода рисков, только во Франции к услугам факторингового обслуживания прибегает более 40 000 компаний.

     Излагаемые  в этой работе идеи и выводы автор  выработал на основе практической деятельности во время работы в Бизнес-блоке факторинга Банк НФК (ЗАО), где в настоящее время занимает должность специалиста Дирекции Московской Клиентской службы. 

 

      Глава 1. Сущность факторинга и этапы  его становления 

     1.1 Предпосылки возникновения и  эволюция факторинга 

     Факторинг – это одна из древнейших форм торгового  кредитования. Его отдельные черты  можно найти и в Римской  Империи, и в эпоху царя Хаммурапи, 4000 лет до н.э., когда торговцы применяли  его в своей деятельности. Слово  фактор происходит от латинского глагола facio, что в буквальном переводе означает "тот, кто делает".

     Фактор - это факторинговая компания или  банк, предоставляющие факторинговые  услуги.

     Начало  операциям факторинга положил созданный  в Англии еще в XVII веке Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях – фактории, которые возглавляли факторы – торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.

     Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами "делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. Del credere agent – торговый агент, гарантирующий оплату всех товаров, которые он продает от имени своего принципала, если его клиент окажется неплатежеспособен. В качестве компенсации риска неплатежа он взимает дополнительное комиссионное вознаграждение.

     С ростом факторинговых компаний к  вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика. Годом рождения финансового факторинга считается 1890 г., когда в США был  введен таможенный тариф Мак-Кинли, предусматривающий защитные таможенные пошлины на текстиль в 49,5% для сдерживания его импорта из Европы. Агентам, специализировавшимся на импортном факторинге, пришлось переориентироваться исключительно на внутренний рынок и отказаться от торговых функций. Следует отметить, что в случае как товарного, так и финансового факторинга сфера обслуживания была ограничена предприятиями легкой промышленности. Эта отрасль была удобна с точки зрения факторингового обслуживания тем, что сроки коммерческого кредита в ней обычно не превышали 180 дней.

     Новый подъем факторинга начался в Соединенных Штатах в 1931 г., когда в штате Нью-Йорк агентам было законодательно предоставлено право удержания (ареста) имущества за долги. В последующие 20 лет примеру этого штата последовали около 40 штатов. После второй мировой войны значительно возросло количество рынков, которые стали обслуживаться факторинговыми компаниями. Например, рынок мебели, игрушек, электроники, пластмасс, обуви и т. д., хотя ведущей "факторинговой" отраслью до сих пор остается легкая промышленность.

     История становления факторинга в Европе относится к 50-60 гг. ХХ столетия. Именно в этот период предприятия стали  все активнее применять рассрочку  платежа при поставках товаров  своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными  причинами.

     С одной стороны, постепенно по ряду товарных групп стал формироваться устойчивый "рынок покупателя", при котором  покупатели стали определять основные условия торговых сделок, настаивая  на использовании рассрочки платежа.

     С другой стороны, многие покупатели в то время испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Таким образом, покупатели предпочитали чрезмерно пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке, поскольку это связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер, (то есть каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом), и не всегда возможно.

     При этом поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто  были финансово не способны предоставить рассрочку платежа. Факторинг явился своевременным ответом на возникшую  у поставщиков потребность в оборотных средствах. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара в размере до 85%-90% от суммы поставки позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Рос спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами росло финансирование поставщиков.

     Таким образом, факторинг явился средством, способствующим росту новых фирм, упрочению связей между поставщиками и покупателями, насыщению товарных рынков конкурентоспособной продукцией, что позволяет по праву называть его "смазочным материалом торговых колес".

     Кроме того, в конце 50-х – начале 60-х  многие промышленные компании США стали  проявлять интерес к Западной Европе, что нашло отражение в постоянном возрастании объемов торговли между ними. Образование в 1957 г. Европейского Экономического Сообщества способствовало дальнейшему росту международного обмена, и за экспансией на западноевропейский рынок промышленных компаний США последовало внедрение на финансовый рынок крупных американских банков.

     Важнейшим шагом в направлении распространения  факторинга в Западной Европе было создание в 1961 г. американским First National Bank of Boston совместно с рядом британских банков факторинговой компании International Factors LTD – первой подобной компании за пределами Северной Америки. Выбор Великобритании в качестве страны местонахождения первой "неамериканской" факторинговой компании был обусловлен двумя обстоятельствами:

  1. необходимостью обслуживания значительно возросшего объема взаимной торговли с Соединенными Штатами;
  2. стремлением внедрить факторинг в стране, правовая система которой наиболее близка США.

     После нескольких лет работы выяснилось, что подавляющее число операций компания проводила на внутреннем рынке, а организация международного факторинга столкнулась с рядом сложностей. Поэтому First National Bank of Boston, используя ту же схему, создал аналогичные совместные компании под тем же названием "International Factors" в ряде других западноевропейских стран. Подобные компании должны были специализироваться на обслуживании внешней торговли не только с США, но и другими странами.

Информация о работе Факторинг