Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторинг.doc

— 508.00 Кб (Скачать)

     С середины ХХ века начал развиваться  международный факторинг. В 1960 году появилась первая факторинговая  ассоциация - International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, для установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.

     В 1968 году была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в  мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2003 году на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных.

     В начале распространения факторинга в западноевропейских банковских структурах господствовало мнение, что данный вид обслуживания представляет собой лишь альтернативный способ финансирования долга тех предприятий, чьи отношения с банками не позволяют использовать традиционные формы финансирования, то есть к услугам факторинговых компаний прибегают в крайних случаях, когда исчерпаны все другие возможности. В данном случае не принимались во внимание услуги по ведению учета продаж, инкассированию долгов и защите от возможных убытков в связи с появлением сомнительной задолженности.

     Причины такого представления заключались  в том, что первые европейские  факторинговые компании брали за основу при проведении своих операций схему, принятую в США, то есть осуществляли обслуживание только мелких предприятий легкой промышленности, характеризовавшихся высоким процентом банкротств и сомнительной кредитоспособностью. Ведение учета продаж и инкассирование долговых требований были для них лишь способом обеспечения собственной финансовой устойчивости, а не услугой клиентам. Кроме того, они сначала недостаточно избирательно подходили к выбору клиентов в силу отсутствия опыта и необходимой информации, что зачастую приводило к убыткам.

     Единственным  исключением здесь являлась Италия. В отличие от других стран, где развитие факторинга сдерживалось прохладным отношением к нему со стороны национальных банков, итальянские факторинговые компании с самого начала удачно заполнили "нишу", которую оставили институциональные участники кредитного рынка, имели прочную связь с банками и функционировали с учетом их кредитной политики.

     Еще одним преимуществом факторинга в 70-80-х гг. оказалась возможность  обхода с его помощью рестриктивной  политики – ограничений на проведение кредитной экспансии со стороны  Центрального Банка Италии, существовавших до марта 1988 г. Именно эти факторы обеспечили успех факторинга и быстрый рост оборота компаний в этой стране. Характерно, что до сих пор не только почти все крупные, но и почти все мелкие банки имеют свою долю в факторинговых компаниях.

     В настоящее время, по мере приобретения факторинговыми компаниями необходимого опыта, и с трансформацией факторинга в универсальную систему обслуживания поставщика, возобладала точка зрения, в соответствии с которой факторинг  выгодно дополняет банковское кредитование и не выступает в качестве его конкурента.

     Сейчас  речь идет о необходимости тесного  сотрудничества между банком и факторинговой  компанией, обслуживающими одного и  того же поставщика, путем заключения между ними трехстороннего соглашения. В соответствии с ним, помимо обычного факторингового и банковского обслуживания поставщика, банк обязуется выделять свои кредитные ресурсы под суммы к предварительной оплате, причитающиеся с факторинговой компании, а компания – предоставлять все необходимые сведения о бухучете предприятия, его дебиторах и т. д. Такое соглашение позволяет взаимно повысить информированность компании и банка о финансовом состоянии поставщика и более точно определить сумму кредитов, выявлять на ранней стадии недостатки в его управлении, сократить время, необходимое факторинговой компании для изучения характера и структуры предприятия, его условий торговли и контрагентов перед заключением договора о факторинговом обслуживании.

     Начиная примерно с середины 80-х годов  факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 году составил 456 млрд. евро, к 2003 году он уже достиг 760 млрд. евро, таким образом, рост составил более 160%.

     В таблице 1 в Приложении представлены данные за 1998-2003 гг. об объемах рынка  факторинга в разных странах мира. Первое место в 2003 году занимала Великобритания с объемом в 160 млрд. евро, на втором месте была Италия (132 млрд. евро), далее - США (86 млрд. евро). Но по темпам роста лидировали Австралия и Океания (301,6%) и Европа (84,9%).

     Страны  Восточной Европы за 1998-2003 гг. показали феноменальные темпы роста (434%), при  этом необходимо учитывать крайне малые  объемы факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода. В условиях недостаточной развитости экономических и правовых систем факторинг получил ряд преимуществ. Во-первых, для нормального функционирования факторингу не нужен хорошо работающий закон, защищающий права кредиторов. Права собственности на денежные требования при их переуступке полностью переходят к факторинговой компании, и поэтому при банкротстве предприятия не могут рассматриваться в качестве активов компании, подлежащих изъятию для удовлетворения требований кредиторов. Во-вторых, в условиях информационной непрозрачности факторинговые компании фактически выполняют функции кредитных бюро, которые также не развиты в этих странах, предоставляя своим клиентам информацию о платежеспособности их покупателей.

     Вывод: Предпосылка возникновения факторинга связана с развитием текстильной промышленности. Рынки сбыта были удалены от мест производства продукции, факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями продукции. Перед фактором знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи стран, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Основное отличие между факторингом в начале его развития и на сегодняшний момент заключается лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибутора товаров. 

 

      1.2 Основные характеристики факторинга  и его правовые основы 

     Факторинг - комплекс услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате.

     Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

     Рост  объемов рынка сопровождался  и развитием законодательной  базы, как на национальном, так и  на международном уровне.

     Нормативная база для проведения факторинговых операций:

     В Российской Федерации факторинг  законодательно регулируется следующими нормативными актами: Гражданский кодекс РФ, часть 2 (гл. 43, ст. 824-833); Федеральный  закон РФ "О банках и банковской деятельности" № 395-1, Налоговый кодекс РФ. Основным документом, который содержит определение понятия международного факторинга, является Конвенция УНИДРУА "О международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring). 31 января 2002 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию №56/81 о регулировании переуступки дебиторской задолженности в международной торговле. Деятельность в рамках международного факторинга также регулируется "Правилами международной факторинговой деятельности" (GRIF - General Rules for International Factoring), которые приняты членами FCI и IFG. Гражданский кодекс Российской Федерации (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: "По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование". В конвенции УНИДРУА "О международном факторинге" (UNIDROIT Convention on International Factoring) "под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

     1. Поставщик должен или может  уступать финансовому агенту  денежные требования, вытекающие  из контрактов купли-продажи товаров,  заключаемых между поставщиком  и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.

     2. Финансовый агент выполняет, по  меньшей мере, две из следующих  функций:

  • финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж
  • ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам
  • предъявление к оплате денежных требований
  • защита от неплатежеспособности должников.

     3. Должники должны быть уведомлены  о состоявшейся уступке требования".

     Конвенция подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.

     Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота его капитала, повышения в нем доли производительного капитала и, соответственно увеличения его доходности. Поставщик может планировать поступление средств и погашение собственной задолженности. Авансирование факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения собственного и привлеченного капитала.

     При заключении соглашения о факторинговом  обслуживании поставщик имеет возможность  отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые  берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что подобное обслуживание дает все вышеупомянутые преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале.

     Вывод: Факторинг является сравнительно новой  эффективной системой улучшения  ликвидности и уменьшения финансового  риска при организации платежей. Важной проблемой является совершенствование законодательства страны. Налоговое, валютное, гражданское законодательство требуют существенной доработки для того, чтобы рынок факторинга получил большее развитие. 

     1.3 Объекты факторингового обслуживания  и субъекты факторинговых операций

     факторинг экспортный импортный расчет

     Объекты факторингового обслуживания

     Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для  малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые трудности из-за ограниченности источников кредитования. Вследствие недоступности для них обычных рынков капитала и денежного рынка возрастает их потребность в краткосрочном коммерческом и банковском кредите, привлекаемых для пополнения оборотного капитала.

     Мелкие  предприятия сталкиваются с дискриминацией при предоставлении им банковского кредита: от них требуют больших гарантий. Кроме того, кредитным учреждениям невыгодно полностью удовлетворять потребности мелких предприятий в кредитах, особенно на небольшие суммы и на рискованные предприятия.

     Предприятия малого и среднего бизнеса также сталкиваются с финансовыми трудностями и при экспорте своей продукции. В основном, подобные предприятия являются "пассивными экспортерами", то есть экспортируемая продукция составляет небольшой процент от их оборота, а экспортные операции производятся эпизодически, в основном, по конкретным заказам из-за рубежа.

     Все это свидетельствует о том, что  факторинг с его широким и  гибким набором услуг является одной  из самых привлекательных форм кредитования как внутренней, так и экспортной деятельности малых и средних предприятий.

     Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;
  • операции с физическими лицами;
  • предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Информация о работе Факторинг