Факторинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является проведение детального анализа такого финансового инструмента, как факторинг. При написании данной работы были использованы сведения методических пособий, периодических изданий, постановлений, указов, а также аналитического материала международных ассоциаций и практического материала коммерческих банков, также изучены теоретические разработки.
В работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть предпосылки возникновения факторинга как самостоятельной отрасли финансовых услуг;
определить основные функции факторинга;
провести обзор существующих видов факторинговых операций с точки зрения многообразия форм обслуживания, выработанных мировой практикой для полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов;
исследовать функции факторинга и тенденции развития мирового рынка факторинга;
проанализировать применение факторинга в экспортных и импортных операциях;
исследовать преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов;
проанализировать пути совершенствования и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность факторинга и этапы его становления
1.1 Предпосылки возникновения и эволюция факторинга
1.2 Основные характеристики факторинга и его правовые основы
1.3 Объекты факторингового обслуживания и субъекты факторинговых операций
Глава 2. Функции и виды факторинга
2.1 Виды факторинговых операций в мировой практике
2.2 Функции факторинга
2.3 Тенденции развития мирового рынка факторинга
Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле
3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях
3.2 Преимущества факторинга в сравнении с традиционными средствами международных расчетов
3.3 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Факторинг.doc

— 508.00 Кб (Скачать)
Место Факторы Объем международного факторинга, тыс. руб. Темпы роста  за 2006 год (оценка), % Доля международного факторинга в общем полугодовом  объеме сделок, заключенных Фактором, 2006 г. (в скобках справочно приведены данные за 2005 год) Доля экспортных сделок от общего объема международных  сделок Фактора, заключенных в первой половине 2006 г., в % (в скобках справочно  приведены данные за 2005 год) Число сделок, шт.
1 Промсвязьбанк 1244702,52 552.7 8,3 (2,9) 86,2 (78,1) 22 (17)
2 Национальная факторинговая компания 456553,63 132 2,27 (1,5) 55,7 (78,6) 17 (52)
 
 

 

     

     Проблема развития импортного факторинга также заключается в том, что большая часть импортеров в России — посредники, что исключает возможность работы с ними как с дебиторами. Экспортный факторинг имеет больше перспектив, хотя во многом его будущее зависит от структуры российского экспорта, если она будет по преимуществу сырьевая, то объемы будут не столь большими.

     За 2005 г. рынок вырос более чем  на 18,7% и составил 1,0 трлн. евро. Самые  высокие темпы роста наблюдаются  в странах Восточной Европы: Венгрии (59% ежегодные темпы роста за 2000-2005 гг.), Румынии (58%) и Польше (54%)(см. График №2).

     Факторинг динамичнее всего растет в странах с развитой международной торговлей: Япония, Тайвань, Англия. Темпы роста международного факторинга (27%) выше темпов роста внутреннего (17,4%) притом, что его доля — менее 10%, по итогам 2005 г. На внутреннем рынке сейчас происходит снижение маржи, обусловленное ростом числа компаний. 

     График  №2. Темпы роста рынка факторинга, %

     

     Источник: FCI 

     Основная тенденция мирового рынка факторинга — стандартизация продукта. До конца XX века было очень мало сетевых факторинговых компаний, т.е. компаний которые имели бы в разных странах своих офисы. Сейчас крупные компании начали скупать более мелкие за рубежом и открывать свои филиалы. Соответственно, вслед за зарубежной экспансией из основных центров факторингового мира происходит распространение знаний и ноу-хау.

     Факторинговый бизнес на сегодняшний день один из самых рентабельных, темпы роста по всему миру колоссальные. Факторинговые компании с мировыми именами сейчас активно осваивают рынки стран Восточной Европы. Эти компании большое внимание уделяют страховым рискам региона, в котором планируют создать дочернюю компанию.

     В России до сих пор не сняты противоречия в Гражданском Кодексе относительно субъекта факторинговых операций. Россия не ратифицировала ни одну международную конвенцию о факторинге. Для иностранного инвестора трудности создают противоречия с законодательной стороны: согласно статье 43 ГК РФ для того, чтобы заниматься факторингом, нужна лицензия, но в Федеральном Законе № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" ничего не написано об органе, который бы выдавал эти лицензии. Часть компаний работает по банковской лицензии, другая часть ее не имеет. В судах правоохранительная практика разная.

     Факторинг применяется в разных странах  мира, при этом степень его распространенности значительно колеблется. На Западную Европу приходится 70% факторингового рынка. В Восточной Европе факторинг  развивается бурными темпами, но пока составляет всего 1,5% от Западной Европы. Рынок находится в начальной стадии развития. Наиболее конкурентоспособный из стран Центральной и Восточной Европы рынок в Польше и Чехии.

     В настоящее время ЕБРР начал программу по развитию факторинга в разных странах Восточной Европы. Организация финансирует услуги консультантов. На каждую страну выделено по 200 тысяч евро. Между консультантами проводится тендер за право консультировать банк или того, кто хочет создать факторинговую компанию. Для последних — это бесплатно, но они должны предоставить обоснование своего стремления развивать факторинг в своей компании. Однако деньги связанные, так если на Украину выделяются деньги голландского правительства, то, соответственно, консультантами должны быть голландцы, на Сербию — итальянского, соответственно, там должны быть итальянцы. Пока речь идет об Украине, Казахстане, Сербии. На очереди — Грузия, Молдавия, Россия.

     В Соединенных Штатах Америки или  Японии, которые являются экономически мощными странами, факторинг менее развит. Ситуация с факторингом в разных странах Западной Европы различается. Разные продукты и услуги являются локомотивами, движущими силами. Есть страны, где международный факторинг превалирует над внутренним. Есть страны, где факторинг без регресса превалирует над факторингом с регрессом. В некоторых странах центральные услуги — страхование кредитов и рисков, в других, наоборот, центральные услуги — финансирование, причина в том, что факторинг — молодая отрасль и во многом зависит от лидера рынка. В каждой из стран есть ярко выраженные одна-две-три компании, которые, в общем-то, ведут за собой всех остальных. В Великобритании — это Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB, во Франции — Eurofactor, GE Factofrance. В нашей стране —НФК, "Еврокоммерц". Очень многие игроки отмечают, что почти все банки, развивающие у себя факторинг, заимствовали разработки НФК. К тому же многое находится в открытом доступе на сайте банка.

     В недалекой перспективе российский рынок факторинга (финансирования под  уступку денежного требования) по объемным показателям может вплотную приблизиться к уровню европейских стран. Еще недавно экзотическая для России финансовая услуга сегодня стала повседневной операцией. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", объем бизнеса факторинговых компаний и банков (в дальнейшем будем называть их Факторами) составляет порядка $5,5-5,7 млрд. За 2005 г. рынок факторинговых операций вырос почти в два раза (диаграмма №2).

     Столь быстрый рост популярности факторинга объясняется весьма просто. В отличие  от банковских кредитов этот инструмент — фактически беззалоговый в традиционном понимании, он доступен широкому кругу малых и средних компаний. Их ненасыщенный спрос на привлечение финансирования в течение нескольких лет позволяет ожидать бурного роста факторинга. Если в ближайшие 2-3 года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, то к концу 2008 г. его оборот составит не менее $40 млрд., а это уже сопоставимо с показателями европейских стран. 

     Диаграмма №2. Объем бизнеса факторинговых  компаний и банков.

       

     Вывод: Раньше организации, которые занимались факторингом, не могли достаточно адекватно  оценить риски своих контрагентов, поэтому работали в основном с  крупными компаниями или компаниями-дебиторами, являвшимися клиентами банка.

     В перспективе большая доступность  и разработанность методик оценки компаний-поставщиков и компаний-покупателей  даст дополнительный импульс развитию "полного" факторинга.

     Ведь  смысл факторинга как раз и  заключается в предоставлении комплекса услуг. Поставщик в результате передачи своей дебиторки на аутсорсинг при классическом факторинге, развитом в Европе, получает финансирование, сбор, страхование от невозвратов — вот ниша факторинга.

     Факторами роста являются: благоприятная экономическая ситуация; ненасыщенный спрос, прежде всего в регионах; крупные корпорации постепенно отказываются от авансирования (то есть предоплаты за получаемую продукцию) в пользу предоставления им отсрочки. (на многих рынках лидирующие компании все больше начинают работать с отсрочкой платежа. По мере укрупнения бизнеса, повышения их устойчивости и надежности, все больше компаний будет требовать отсрочку платежа, и все больше компаний будет соглашаться их давать. А это ниша для факторинга и, соответственно, фактор роста.); ненасыщенный спрос на нефинансовые (сервисные) составляющие факторинга; неудовлетворенный спрос на международный факторинг.

     Сдерживающими факторами являются: непонимание большинством потенциальных клиентов сути факторинга и, в частности, разницы между классическим факторингом и инвойс дискаунтингом; противоречивое законодательство; противоречивая судебная практика; дефицит кадров

     За прошедший год объем факторинговых операций в России удвоился. Для сохранения таких темпов роста в будущем игрокам рынка придется поступиться рентабельностью бизнеса и учиться работать в условиях жесткой конкуренции. 

 

      Глава 3. Финансовые аспекты факторинга в международной торговле 

     3.1 Применение факторинга в экспортных и импортных операциях 

     Применение  факторинга в экспортных операциях

     В мировой экономике в целом  и каждой из стран с высоким  уровнем экономического развития в  отдельности, бесспорно, определяющую роль играют крупные ТНК. Однако, это  не означает, что даже в высокоразвитом государстве не остается места мелкому  и среднему бизнесу - основному сектору, потребляющему услуги факторинговых компаний.

     Сектор  малого и среднего бизнеса (СМБ) обычно представлен значительным количеством  компаний в любой стране. Их деятельность, однако, часто называют "невидимой", тем самым сравнивая с деятельностью крупных ТНК, к которым зачастую приковано внимание как государственных органов, так и средств массовой информации. Тем не менее, сектор СМБ во многих случаях показывает темпы роста, превышающие средние в экономике. Малые и средние компании, выполняющие заказы крупных корпораций, являются той производственной базой, которая, в силу своей гибкости, обеспечивает дальнейшее углубление специализации и внедрение достижений научно-технического прогресса. В частности, в Великобритании 35% занятых в производственной сфере и сфере услуг работают в компаниях, численность персонала в которых не превышает 20 человек. Они также все больше начинают вовлекаться в международную торговлю, успешно реализуя такие свои конкурентные преимущества, как способность быстро реагировать на изменения в качестве потребительского спроса и эластичность производственных мощностей. В настоящее время удельный вес малых и средних предприятий в промышленном экспорте развитых капиталистических стран составляет более 40 % в ФРГ и Нидерландах, 25-30 % в Италии, 20-25 % во Франции, 10-15 % в США и Японии. Трудности, с которыми сталкиваются сегодня экспортеры из этой категории, приводят с тому, что их доля в товарном экспорте значительно уступает показателю их вклада в ВНП, например, в обрабатывающей промышленности Японии - в 4 раза, Великобритании и Франции - почти в 2 раза.

     Существует  ряд причин, по которым факторинг  стал специализированной финансовой услугой, удовлетворяющей потребности именно этого сектора экономики.

     Во-первых, факторинговая компания, обслуживающая поставщика, обеспечивает управление коммерческим кредитом, избавляя его от появления безнадежной задолженности со стороны покупателей и содержания управленческого аппарата в своей структуре. Крупные корпорации обычно проводят скоординированную политику продаж, действуя в основном через региональные или зарубежные филиалы и агентов. К тому же, маловероятно, что даже крупная факторинговая компания, обладающая значительными активами, программным обеспечением и квалифицированным персоналом, была бы в состоянии обслуживать продажи промышленных гигантов.

     Во-вторых, крупные корпорации обычно не испытывают сложностей, связанных с недостатком  оборотных активов. Подавляющее  большинство ТНК входят в категорию "первоклассных заемщиков" и, в случае необходимости, имеют, таким образом, доступ к финансовым ресурсам ведущих зарубежных коммерческих банков, неограниченных по объему, под льготные процентные ставки и на длительные сроки.

     В противоположность им, проблема пополнения оборотного капитала является весьма существенной для малых и средних предприятий. Типичной представляется ситуация, когда такое предприятие стоит перед дилеммой: чтобы закрепиться на зарубежных рынках необходимо, в силу высокой степени конкуренции, помимо прочих условий предлагать наиболее выгодную для покупателей форму расчетов - по открытому счету. С другой стороны, отвлекается из оборота часть средств, которая могла бы быть использована для производственных потребностей. Прямое финансирование продаж в этом случае затруднительно, поскольку банковский сектор зачастую предоставляет кредитные ресурсы таким заемщикам, предъявляя повышенные требования к обеспечению кредита, на более короткие сроки и под более высокие проценты. Так, например, в Великобритании отношение нетто-активов заемщика к сумме заемных средств при кредитовании мелких и средних предприятий устанавливается на самом высоком уровне и составляет от 2:1 до 4:1, а процентная ставка, в среднем, на 2 % превышает ставку для крупных фирм.

     Однако, желание увеличить экспортные продажи посредством предложения выгодных условий платежа в виде коммерческого кредита таит в себе ряд серьезных опасностей для финансового положения самого экспортера. Очевидно, что попытки открыть зарубежные рынки для своих товаров именно таким способом могут обернуться массовыми задержками платежей в погашение задолженности по поставленным на условиях кредита товарам со стороны импортеров, а иногда и появлением безнадежной задолженности. Данные проблемы могут быть связаны с тем, что покупатель может оказаться либо недобросовестным, либо подвергнутым процедуре банкротства. Несмотря на кажущееся благополучие в экономике стран Западной Европы и на наличие в этих странах отработанных юридических механизмов принудительного взимания задолженности вплоть до признания должника банкротом, это не снимает вопроса о возможном появлении у экспортера неоплаченных покупателями счетов.

Информация о работе Факторинг