Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
· изучить суть понятия себестоимость продукции;
· проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
· наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.

Работа содержит 1 файл

содержание .docx

— 144.59 Кб (Скачать)

     ОАО «ГОРИЗОНТ» работает на рынке телевизионной  техники в условиях острой конкурентной борьбы. Весомая доля телевизоров  торговой марки HORIZONT реализуется на внешних рынках в странах СНГ. При этом наиболее приоритетными  направлениями для продвижения  телевизионной техники белорусского производства являются рынки России и Украины.

     Производство  телевизионной техники является изначальной специализацией ОАО "Горизонт". Поэтому на рынок телевизоров  обращено наиболее пристальное внимание, как на базовый рынок, являющийся основным источником финансовых потоков  предприятия. Тенденции внутреннего  и экспортного рынков определяются и следуют общемировым тенденциям, что определяет необходимость обзора ситуации на мировом рынке.

     Основными рынками сбыта телевизионной  техники ОАО «Горизонт» являются внутренний рынок, российский рынок, рынок  Украины, стран Средней Азии и  стран Балтии.

     Емкость рынка телевизоров в Беларуси в 2008 г. составила порядка 520 – 550 тыс. штук. Тенденции развития белорусского рынка телевизионной техники совпадают с основными тенденциями развития мирового рынка, однако, с отставанием порядка 2-3 лет. Более интенсивно будет расти доля LCD-телевизоров. Планируется увеличение доли продаж ОАО"Горизонт" до 38% в 2009 г.

     Основным  конкурентом на внутреннем рынке  является РУПП «Витязь». В 2008 г. усилилась конкуренция со стороны РУПП "Витязь" в области LCD-телевизоров. Уже сейчас в розничную торговую сеть РБ поставляются модели 20 и 32 дюймов.

     Помимо  отечественных марок, на телевизионном  рынке Беларуси представлена продукция  следующих фирм: Samsung, LG, Panasonic, Sony, Philips, Daewoo и др. Доля рынка телевизоров  зарубежных брендов составляет около 21 %. 

     2.2 Анализ структуры  и динамика себестоимости  продукции

     Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой  коммерческой организации, прибыль  характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

     Проанализируем  финансовое состояние ОАО «Горизонт» по данным таблицы 2.1.  

     Показатели      Млн. руб.  
2006 
 
2007  
2008
     Объем производства продукции без налогов из выручки:                            
     в сопоставимых ценах  Млн.руб 133933 137996 152480
     в % к соответствующему периоду прошлого года % 112,6 103,0 110,5
     Запасы готовой  продукции без налогов из выручки  в фактических ценах на конец  отчетного периода Млн.руб 3 647 7 830 8 600
     Объем экспорта товаров  и услуг  тыс.долл 19930,2 11039,3 12729,6
     Темп роста экспорта      % 37,7 55,4 115,3
     Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) Млн.руб 309 934 203 220 200 074
     Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг)  
Млн.руб
47 581 28 824 28 024
     Выручка от реализации продукции товаров, работ, услуг, за вычетом налогов  
Млн.руб
262 353 174 396 172 051
     Себестоимость реализованной  продукции (товаров, работ, услуг) Млн.руб 256 049 213 259 204 316
     Прибыль (убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) Млн.руб 6 304 38 863 32 265
     Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов Млн.руб 472 392 57 448
     Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и  расходов Млн.руб 3 545 3 690 3 401
     Прибыль за отчетный период Млн.руб 2 287 42 945 21 782
     Налоги и сборы  производимые из прибыли Млн.руб 4 099 3 397 18 050
     Чистая прибыль Млн.руб 1 812 46 342 3 732
     Рентабельность реализованной  продукции       % 2,5 18,2 15,8
     Коэффициент обеспеченности собственными средствами (NR>=0,05), коэф.        0,21 0,06 0,15
     Коэффициент текущей  ликвидности (NR>=1,0), коэф.        1,22 1,56 2,48
 

     Таблица 2.1 - Показатели производственно-финансовой деятельности предприятия

     Примечание. Источник: [4] 

     Из  табл. 2.5 видно, что объем производства в сопоставимых ценах в течение 3-х анализируемых лет растет, так в 2007 г. рост составил

      , 

     а в 2008 г. уже 

      . 

     Но  при этом снизилась выручка от реализации продукции, т.е. уменьшился объем реализации. Это свидетельствует  о накоплении нереализованной продукции  на складах предприятия. Запасы готовой  продукции в 2007 г. увеличились почти вдвое по сравнению с 2006 г., а в 2008 г. достигли 8 600 млн. руб. Рост запасов готовой продукции негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия, ведет к иммобилизации денежных средств.

     Объем экспорта товаров и услуг значительно  снизился в 2007 г. по сравнению с 2006 г., однако в 2008 г. наблюдается положительная тенденция роста экспорта, что связано с расширением рынков сбыта.

     Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между выручкой от реализации продукции, без учета  налогов из выручки, и себестоимостью реализованной продукции. Так в  2006 г. на предприятии прибыль составляла 6 304 млн. руб., в 2007 и 2008 гг. убыток от реализации уже составил -38 863 и -32 265 соответственно. Это объясняется тем, что завоевания новых рынков сбыта, продвижение на потребительские рынки новых товаров, в условиях острой конкуренции со стороны зарубежных предприятий, вынуждает ОАО «Горизонт» продавать продукцию по более низким ценам. На рисунках 2.2 - 2.3 для более наглядного представления показаны изменение выручки от реализации продукции и рентабельности реализованной продукции в 2006-2008 гг.

     

     Рисунок 2.2 – Динамика прибыли от реализации продукции

     Примечание. Источник: [5]

     

     Рисунок 2.3 – Динамика рентабельности реализованной продукции

     Примечание. Источник: [5]

       

     В 2008 г. по сравнению с 2006 и 2007 гг. за счет получения существенной прибыли от операционных доходов балансовая прибыль составила 21 782 млн. руб., тогда как в 2007 г. балансовая прибыль была -42 945 млн. руб. в 2006 г. она составляла 2 287 млн. руб. Это произошло вследствие продажи высвободившихся основных фондов.

     Чистая  прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она  представляет собой разность между  балансовой прибылью и налогами и  сборами, производимыми из прибыли. В анализируемом периоде только в 2008 г. чистая прибыль составила 3 732 млн. руб. В 2006-2007 гг. прибыль предприятия была отрицательной.

     По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия  наряду с суммой прибыли используют такой показатель, как рентабельность. Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической  эффективности деятельности промышленного  предприятия, отражающий конечные результаты коммерческой деятельности. Рентабельность представляет собой отношение прибыли  к себестоимости продукции. Таким  образом, путем соизмерения доходов  от производства и расходов на него, возможно, оценить эффективность  производства.

     Исходя  из того, что рентабельность данного производства отрицательна, означает, что расходы по основной деятельности превышают доходы. Так полученная чистая прибыль в 2008 г. стала результатом только операционных доходов, т.к. прибыль от реализации отрицательна.

     Коэффициент текущей ликвидности характеризует  общую обеспеченность предприятия  собственными оборотными средствами для  ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия. Определяется отношением оборотных средств в виде запасов и расходов, налогам по приобретенным ценностям, готовой продукции и товаров и прочих оборотных активов к краткосрочным обязательствам организации. Минимально безопасным уровнем данного коэффициента считается 1. В анализируемом периоде наблюдается рост данного коэффициента, что является гарантией погашения краткосрочных обязательств предприятия.

     Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает долю собственных средств  в стоимости имущества предприятия. Достаточно высоким уровнем коэффициента в США и европейских странах  считается 0,5 [4]. В этом случае, продав половину имущества, сформированную за счет собственных средств, предприятие  сможет погасить свои долговые обязательства, даже если вторая половина, в которую  вложены заемные средства, будет  по каким-то причинам обесценена. В  странах с развитой рыночной экономикой, где строго соблюдаются договорные обязательства между поставщиками и покупателями, и придается большое  значение репутации фирмы, к данному  коэффициенту не предъявляют столь  высокие требования (в Японии допускается  его снижение до 0,2).

     Рост  коэффициента обеспеченности собственными средствами на протяжении анализируемых  лет является признаком увеличения доли собственных средств в общем  имуществе предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3 Пути снижения себестоимости     продукции

    3.1 Мероприятия по  снижению доли  материальных затрат  в общей структуре  себестоимости продукции 

     Себестоимость товарной продукции в 2008 году составила 168 070 млн. руб. Анализируя структуру  себестоимости товарной продукции  следует отметить, что производство теле - радиоаппаратуры относится  к материалоемкому производству. Кроме того, необходимо обратить внимание на такую особенность телепроизводства в Республике Беларусь, как большая  импортная составляющая в себестоимости, что в расчете на 1 телевизор  составляет порядка 50-55%.

     Материалоемкость  товарной продукции в 2008 году составила 61 %, Рост уровня материалоемкости к 2007г. – 1,1 %. Данный факт приводит к необходимости  проведения целенаправленной постоянной работой на ОАО «Горизонт», целью  которой является снижение уровня прямых материальных затрат в расчете на 1 телевизор. Уменьшение затрат на материалы  и комплектующие изделия может  стать следствием уменьшения технологических  потерь на производстве, совершенствования  договорных отношений с поставщиками по вопросам о ценах и способам доставки материалов и комплектации, поиску альтернативы применяемым материалам, разработки новых более экономичных  с точки зрения материалоемкости комплектующих изделий и материалов.

     В настоящее время наиболее привлекательными поставщиками комплектующих изделий  по фактору цена-качество являются производители, которые размещены  на территории Юго-Восточной Азии. Для  оптимизации издержек по доставке грузов и оптимизации движения товарных потоков из азиатских стран на предприятии была создана служба транспортно-складской логистики, задачей  которой стало снижение затрат по доставке комплектующих изделий  и готовых товаров до потребителя, и в частности доставки грузов из восточной и юго-восточной  Азии.

     Так средняя цена 1 кинескопа, закупаемого  в Польше составляет 37,43 долл. или 104 804 руб. Цена аналогичного кинескопа  китайского производства составит 37,07 долл. или 103 796 руб. Рассчитаем экономический эффект от закупки более дешевых комплектующих на программу производства кинескопных телевизоров 2009 г. – 87 775 шт.

     Срок  эксплуатации телевизоров составляет 7 лет. В соответствии с законом  о защите прав потребителей предприятие-изготовитель обязано в течение срока эксплуатации обеспечить потребителя комплектующими изделиями для ремонта техники. Поэтому, при планировании необходимого количества покупных комплектующих  изделий необходимо создать запас  деталей для обеспечения сервисного центра комплектующими на период гарантийного срока. Средний уровень ремонтов составляет 3 %. Следовательно,  

     87 775 х 3% = 114 108 шт. 

     Расход  покупных комплектующих изделий  рассчитаем по формуле  

      , (3.1) 

     где - норма расхода j-го комплектующего изделия или полуфабриката;

      - цена единицы j-го комплектующего изделия или полуфабриката.

     Следовательно, при стоимости 1 кинескопа 104 804 руб. 

       млн. руб. 

     при стоимости 1 кинескопа 103 796 руб. 

       млн. руб.

     При расчете предполагаем, что все  статьи затрат, кроме статьи «Покупные  комплектующие изделия», являются неизменными. В таблице 3.1 представлена себестоимость  кинескопных телевизоров при  закупке кинескопов по старой цене. 

     Статьи затрат Ед. изм.      Сумма
     1. Материальные затраты млн.руб.      13 245,5
     2. Сырье и материалы млн.руб.      649,1
     3. Покупные комплектующие изделия млн.руб.      11 963,1
     4. Топливо и электроэнергия млн.руб.      503,5
     5. Прочие материальные  затраты млн.руб.      129,8
     6. Расходы на оплату  труда млн.руб.      2 019,9
     7. Отчисления на  социальные нужды млн.руб.      727,2
     8. Амортизационные  отчисления млн.руб.      545,7
     9. Прочие затраты млн.руб.      2910,8
     ИТОГО СЕБЕСТОИМОСТЬ: млн.руб.      19 449,1

Информация о работе Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения