Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:58, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в изучении возможных путей снижения себестоимости его продукции.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
· изучить суть понятия себестоимость продукции;
· проанализировать особенности формирования себестоимости продукции предприятия;
· наработать возможные пути снижения себестоимости продукции предприятия.
ОАО
«ГОРИЗОНТ» работает на рынке телевизионной
техники в условиях острой конкурентной
борьбы. Весомая доля телевизоров
торговой марки HORIZONT реализуется на
внешних рынках в странах СНГ.
При этом наиболее приоритетными
направлениями для продвижения
телевизионной техники
Производство
телевизионной техники является
изначальной специализацией ОАО "Горизонт".
Поэтому на рынок телевизоров
обращено наиболее пристальное внимание,
как на базовый рынок, являющийся
основным источником финансовых потоков
предприятия. Тенденции внутреннего
и экспортного рынков определяются
и следуют общемировым
Основными рынками сбыта телевизионной техники ОАО «Горизонт» являются внутренний рынок, российский рынок, рынок Украины, стран Средней Азии и стран Балтии.
Емкость рынка телевизоров в Беларуси в 2008 г. составила порядка 520 – 550 тыс. штук. Тенденции развития белорусского рынка телевизионной техники совпадают с основными тенденциями развития мирового рынка, однако, с отставанием порядка 2-3 лет. Более интенсивно будет расти доля LCD-телевизоров. Планируется увеличение доли продаж ОАО"Горизонт" до 38% в 2009 г.
Основным конкурентом на внутреннем рынке является РУПП «Витязь». В 2008 г. усилилась конкуренция со стороны РУПП "Витязь" в области LCD-телевизоров. Уже сейчас в розничную торговую сеть РБ поставляются модели 20 и 32 дюймов.
Помимо
отечественных марок, на телевизионном
рынке Беларуси представлена продукция
следующих фирм: Samsung, LG, Panasonic, Sony, Philips,
Daewoo и др. Доля рынка телевизоров
зарубежных брендов составляет около
21 %.
2.2 Анализ структуры и динамика себестоимости продукции
Являясь
важнейшей экономической
Проанализируем
финансовое состояние ОАО «Горизонт»
по данным таблицы 2.1.
Показатели | Млн. руб. | 2006 |
2007 |
2008 |
Объем производства продукции без налогов из выручки: | ||||
в сопоставимых ценах | Млн.руб | 133933 | 137996 | 152480 |
в % к соответствующему периоду прошлого года | % | 112,6 | 103,0 | 110,5 |
Запасы готовой продукции без налогов из выручки в фактических ценах на конец отчетного периода | Млн.руб | 3 647 | 7 830 | 8 600 |
Объем экспорта товаров и услуг | тыс.долл | 19930,2 | 11039,3 | 12729,6 |
Темп роста экспорта | % | 37,7 | 55,4 | 115,3 |
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | Млн.руб | 309 934 | 203 220 | 200 074 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | Млн.руб |
47 581 | 28 824 | 28 024 |
Выручка от реализации продукции товаров, работ, услуг, за вычетом налогов | Млн.руб |
262 353 | 174 396 | 172 051 |
Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) | Млн.руб | 256 049 | 213 259 | 204 316 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | Млн.руб | 6 304 | 38 863 | 32 265 |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов | Млн.руб | 472 | 392 | 57 448 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов | Млн.руб | 3 545 | 3 690 | 3 401 |
Прибыль за отчетный период | Млн.руб | 2 287 | 42 945 | 21 782 |
Налоги и сборы производимые из прибыли | Млн.руб | 4 099 | 3 397 | 18 050 |
Чистая прибыль | Млн.руб | 1 812 | 46 342 | 3 732 |
Рентабельность |
% | 2,5 | 18,2 | 15,8 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами (NR>=0,05), коэф. | 0,21 | 0,06 | 0,15 | |
Коэффициент текущей ликвидности (NR>=1,0), коэф. | 1,22 | 1,56 | 2,48 |
Таблица 2.1 - Показатели производственно-финансовой деятельности предприятия
Примечание.
Источник: [4]
Из табл. 2.5 видно, что объем производства в сопоставимых ценах в течение 3-х анализируемых лет растет, так в 2007 г. рост составил
,
а
в 2008 г. уже
.
Но при этом снизилась выручка от реализации продукции, т.е. уменьшился объем реализации. Это свидетельствует о накоплении нереализованной продукции на складах предприятия. Запасы готовой продукции в 2007 г. увеличились почти вдвое по сравнению с 2006 г., а в 2008 г. достигли 8 600 млн. руб. Рост запасов готовой продукции негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия, ведет к иммобилизации денежных средств.
Объем экспорта товаров и услуг значительно снизился в 2007 г. по сравнению с 2006 г., однако в 2008 г. наблюдается положительная тенденция роста экспорта, что связано с расширением рынков сбыта.
Прибыль от реализации продукции представляет собой разность между выручкой от реализации продукции, без учета налогов из выручки, и себестоимостью реализованной продукции. Так в 2006 г. на предприятии прибыль составляла 6 304 млн. руб., в 2007 и 2008 гг. убыток от реализации уже составил -38 863 и -32 265 соответственно. Это объясняется тем, что завоевания новых рынков сбыта, продвижение на потребительские рынки новых товаров, в условиях острой конкуренции со стороны зарубежных предприятий, вынуждает ОАО «Горизонт» продавать продукцию по более низким ценам. На рисунках 2.2 - 2.3 для более наглядного представления показаны изменение выручки от реализации продукции и рентабельности реализованной продукции в 2006-2008 гг.
Рисунок 2.2 – Динамика прибыли от реализации продукции
Примечание. Источник: [5]
Рисунок 2.3 – Динамика рентабельности реализованной продукции
Примечание. Источник: [5]
В 2008 г. по сравнению с 2006 и 2007 гг. за счет получения существенной прибыли от операционных доходов балансовая прибыль составила 21 782 млн. руб., тогда как в 2007 г. балансовая прибыль была -42 945 млн. руб. в 2006 г. она составляла 2 287 млн. руб. Это произошло вследствие продажи высвободившихся основных фондов.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она представляет собой разность между балансовой прибылью и налогами и сборами, производимыми из прибыли. В анализируемом периоде только в 2008 г. чистая прибыль составила 3 732 млн. руб. В 2006-2007 гг. прибыль предприятия была отрицательной.
По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с суммой прибыли используют такой показатель, как рентабельность. Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты коммерческой деятельности. Рентабельность представляет собой отношение прибыли к себестоимости продукции. Таким образом, путем соизмерения доходов от производства и расходов на него, возможно, оценить эффективность производства.
Исходя из того, что рентабельность данного производства отрицательна, означает, что расходы по основной деятельности превышают доходы. Так полученная чистая прибыль в 2008 г. стала результатом только операционных доходов, т.к. прибыль от реализации отрицательна.
Коэффициент
текущей ликвидности
Коэффициент
обеспеченности собственными средствами
показывает долю собственных средств
в стоимости имущества
Рост
коэффициента обеспеченности собственными
средствами на протяжении анализируемых
лет является признаком увеличения
доли собственных средств в общем
имуществе предприятия.
3 Пути снижения себестоимости продукции
3.1
Мероприятия по
снижению доли
материальных затрат
в общей структуре
себестоимости продукции
Себестоимость
товарной продукции в 2008 году составила
168 070 млн. руб. Анализируя структуру
себестоимости товарной продукции
следует отметить, что производство
теле - радиоаппаратуры относится
к материалоемкому
Материалоемкость
товарной продукции в 2008 году составила
61 %, Рост уровня материалоемкости к 2007г.
– 1,1 %. Данный факт приводит к необходимости
проведения целенаправленной постоянной
работой на ОАО «Горизонт», целью
которой является снижение уровня прямых
материальных затрат в расчете на
1 телевизор. Уменьшение затрат на материалы
и комплектующие изделия может
стать следствием уменьшения технологических
потерь на производстве, совершенствования
договорных отношений с поставщиками
по вопросам о ценах и способам
доставки материалов и комплектации,
поиску альтернативы применяемым материалам,
разработки новых более экономичных
с точки зрения материалоемкости
комплектующих изделий и
В
настоящее время наиболее привлекательными
поставщиками комплектующих изделий
по фактору цена-качество являются
производители, которые размещены
на территории Юго-Восточной Азии. Для
оптимизации издержек по доставке грузов
и оптимизации движения товарных
потоков из азиатских стран на
предприятии была создана служба
транспортно-складской
Так средняя цена 1 кинескопа, закупаемого в Польше составляет 37,43 долл. или 104 804 руб. Цена аналогичного кинескопа китайского производства составит 37,07 долл. или 103 796 руб. Рассчитаем экономический эффект от закупки более дешевых комплектующих на программу производства кинескопных телевизоров 2009 г. – 87 775 шт.
Срок
эксплуатации телевизоров составляет
7 лет. В соответствии с законом
о защите прав потребителей предприятие-изготовитель
обязано в течение срока
87 775
х 3% = 114 108 шт.
Расход
покупных комплектующих изделий
рассчитаем по формуле
, (3.1)
где - норма расхода j-го комплектующего изделия или полуфабриката;
- цена единицы j-го комплектующего изделия или полуфабриката.
Следовательно,
при стоимости 1 кинескопа 104 804 руб.
млн. руб.
при
стоимости 1 кинескопа 103 796 руб.
млн. руб.
При
расчете предполагаем, что все
статьи затрат, кроме статьи «Покупные
комплектующие изделия», являются неизменными.
В таблице 3.1 представлена себестоимость
кинескопных телевизоров при
закупке кинескопов по старой цене.
Статьи затрат | Ед. изм. | Сумма |
1. Материальные затраты | млн.руб. | 13 245,5 |
2. Сырье и материалы | млн.руб. | 649,1 |
3. Покупные комплектующие изделия | млн.руб. | 11 963,1 |
4. Топливо и электроэнергия | млн.руб. | 503,5 |
5. Прочие материальные затраты | млн.руб. | 129,8 |
6. Расходы на оплату труда | млн.руб. | 2 019,9 |
7. Отчисления на социальные нужды | млн.руб. | 727,2 |
8. Амортизационные отчисления | млн.руб. | 545,7 |
9. Прочие затраты | млн.руб. | 2910,8 |
ИТОГО СЕБЕСТОИМОСТЬ: | млн.руб. | 19 449,1 |
Информация о работе Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения