Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель данной работы – выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- изучить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия.
По данным таблицы 2.1 видно,
что в анализируемой
В 2011 г. выручка от реализации продукции, за вычетом налогов, выросла на 1 126 млн. р. или 12,2 %, а себестоимость реализованной продукции – на 955 млн. р. или 12,4 %.
Рентабельность продукции в 2011 г. выросла на 0,17 %, а рентабельность продаж – на 0,15 %.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошло уменьшение коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами – минус 0,05 пункта и минус 0,04 пункта соответственно. Кроме того, в 2011г. по сравнению с 2010 г. коэффициент текущей ликвидности уменьшился на 0,02 пункта, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – на 0,02 пункта.
Не смотря на снижение,
коэффициент текущей
В целом финансово-экономическую деятельность предприятия в 2010 г. можно охарактеризовать как эффективную. Однако руководству организации необходимо принять меры по увеличению собственных оборотных средств.
2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия
Анализ конкурентоспособности предприятия необходимо начинать с изучения динамики розничного товарооборот организации.
Анализ динамики розничного товарооборота Торгового дома «Моготекс» ОАО «Моготекс» представлен в таблице 2.2 (приложения К, Л).
Таблица 2.2 – Анализ динамики розничного товарооборота Торгового дома
Моготекс ОАО «Моготекс» за 2008 – 2010 гг.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
Изменение | |||
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. | ||||||
сумма |
темп роста, % |
сумма |
темп роста, % | ||||
Рознизны товарооборот в действующих ценах, млн. р. |
6 727,8 |
6 691,8 |
7 275,0 |
-36,0 |
99,5 |
583,2 |
108,7 |
В том числе |
|||||||
продовольственных товаров |
1 873,5 |
1 703,6 |
1 899,6 |
-169,9 |
90,9 |
196,0 |
111,5 |
непродовольствен-ных товаров |
4 854,3 |
4 988,2 |
5 375,4 |
133,9 |
102,8 |
387,2 |
107,8 |
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах, млн. р. |
6 727,8 |
6 012,4 |
6 619,7 |
-715,4 |
89,4 |
607,3 |
110,1 |
По данным таблицы 2.2 видно,
что в Торговом доме «Моготекс» в
2010 г. не смотря на увеличение розничного
товарооборота
В 2011 г. розничный товарооборот в действующих ценах вырос на 583,2 млн. р., в том числе розничный товарооборот продовольственных товаров вырос на 196 млн. р., непродовольственных товаров – на 387,2 млн. р.
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах в 2011 г. вырос на 607,3 млн. р. или на 10,1 %, что свидетельствует о реальном увеличении розничного товароборота с учетом инфляции.
Основными конкурентами Торгового дома «Моготекс» являются:
- КУТП «Бакалея»;
- ЧУП «Белмаркет»;
- ОАО «Заднепровье»;
- ЗАО «Торговый славянский рынок».
Важное значение в анализе конкурентоспособности предприятия имеет анализ доли рынка, занимаемой данным предприятием
Доля рынка – это какая-либо количественно измеряемая часть целевого рынка, которая достоверно отражает работу предприятия и его позиции на конкурентном рынке и определяется по формуле
Объем продажи конкретным предприятием
Доля рынка = ----------------------------
Потенциальная емкость рынка данного товара
Динамика доли рынка, занимаемой Торговым домом «Моготекс» ОАО «Моготекс» представлена в таблице 2.3 (приложения К, Л).
Таблица 2.3 – Динамика доли рынка, занимаемой Торговым домом «Моготекс»
ОАО «Моготекс», за 2008 – 20100 гг.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
Изменение | |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. | ||||
1. Розничный товарооборот по Могилевской области, млрд. р. |
5 220,3 |
5 236,5 |
6 650,7 |
16,2 |
1 414 |
2. Розничный товарооборот |
6 727,8 |
6 691,8 |
7 275,0 |
-36,0 |
583 |
3. Доля рынка предприятия, % (стр.2 / стр.1 х 100) |
0,13 |
0,13 |
0,11 |
- |
-0,02 |
По данным таблицы 2.3 видно, что доля рынка Торгового дома «Моготекс» в Могилевской области незначительная (0,11 % в 2011 г.). Кроме того, в 2011 г. доля рынка предприятия снизилась на 0,02 %.
Динамика доля рынка, занимаемой конкурентами Торгового дома «Моготеккс», представлена в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Динамика доли рынка, занимаемой конкурентами Торгового
домома «Моготекс» ОАО «Моготекс», за 2008 – 20100 гг.
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
Изменение | |
2009 г. к 2008 г. |
2010 г. к 2009 г. | ||||
Доля рынка Торгового дома «Моготекс», % |
0,13 |
0,13 |
0,11 |
- |
-0,02 |
Доля рынка КУТП «Бакалея», % |
19,2 |
19,4 |
19,4 |
0,2 |
- |
Доля рынка ЧУП «Белмаркет», % |
22,1 |
22,6 |
23,8 |
0,5 |
1,2 |
Доля рынка ОАО «Заднепровье», % |
9,2 |
9,1 |
8,9 |
-0,1 |
-0,2 |
Доля рынка ЗАО «Торговый славянский рынок», % |
5,1 |
5,2 |
5,5 |
0,1 |
0,3 |
По данным таблицы 2.4 видно, что в 2010 г. увеличилась доля рынка таких конкурентов, как ЧУП «Белмаркет» (плюс 1,2 5), ЗАО 2Торговый славянский рынок» (плюс 0,3 %). Доля рынка ОАО «Заднепровье» в 2010 г. уменьшилась на 0,2 %. Среди основных конкурентов Тогрвого дома «Моготекс» ЧУП «Белмаркет» занимает наибольшую долю рынка – 23,8 %.
Большое значение в конкурентоспособности предприятия играет ценоавой фактор. Анализ цен на 01.01.2011 г. преддставлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Отпускные цены на продукцию Торгового дома «моготекс» и его
конкурентов на 01.01.2011 г.
В рублях
Средние отпускные цены на продукцию с НДС |
Торговый дом «Моготекс» |
КУТП «Бакалея» |
ЧУП «Белмаркет» |
ОАО «Заднепровье» |
ЗАО «Торговый славянский рынок» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Хлеб |
4 000 |
4 000 |
4 050 |
4 000 |
4 000 |
Крупа гречневая |
18 950 |
18 040 |
19 000 |
18 900 |
19 890 |
Продолжение таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Овсяные хлопья |
9 550 |
9 500 |
10 000 |
9 520 |
10 030 |
Вермишель, лапша |
7 350 |
7 000 |
7 500 |
7 300 |
7 720 |
Колбаса варенная (высш. сорт) |
35 280 |
33 600 |
35 300 |
35 250 |
37 050 |
Сосиски |
32 200 |
30 660 |
32 260 |
31 600 |
33 810 |
Говядина |
44 330 |
42 300 |
44 350 |
44 150 |
46 550 |
Яйцо куриное |
9 560 |
9 100 |
9 600 |
9 560 |
10 040 |
Масло животное |
43 160 |
41 150 |
43 200 |
43 150 |
45 320 |
По данным таблицы 2.5 видно, что в КУТП «Бакалея» цены на продукты питания значительно ниже, чем в Торговом доме «Моготекс». В магазинах ОАО «Заднепровье» цены на продукцию практически такие же, как в магазинах Торгового дома «Моготекс». В магазинах ЧУП «Белмаркет» и ЗАО «Торговый славянский рынок» цены выше, чам в Торговом доме «Моготекс».
Таким образом, можно сделать вывод, что Торговый дом «Моготекс» обладает ценовой конкурентоспособностью.
Важную роль в конкурентоспособности предприятия торговли играет качество обслуживания населения.
Качественные показатели состояния розничной торговой сети Торгового дома «Моготекс» представлены в таблице 2.6 (приложения Ж, И, К, Л).
Таблица 2.6 – Качественные показатели состояния розничной торговой
сети Торгового дома «Моготекс»
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Изменение, ± | |
2009 г. к 2008 г., |
2010 г. к 2009 г. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Количество магазинов, ед. |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
В том числе |
Продолжение таблицы 2.6
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
продовольственные магазины |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
непродовольственные магазины |
4 |
4 |
4 |
- |
- |
Торговая площадь, м² |
979 |
979 |
979 |
- |
- |
В том числе |
|||||
продовольственных магазинов |
178 |
178 |
178 |
- |
- |
непродовольственных магазинов |
801 |
801 |
801 |
- |
- |
Средний размер продовольственного магазина по торговой площади, м² |
178 |
178 |
178 |
- |
- |
Средний размер непродовольственного магазина по торговой площади, м² |
200 |
200 |
200 |
- |
- |
Количество магазинов, используемых прогрессивные методы продажи товаров, ед |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
Розничный товарооборот одного продовольственного магазина, млн. р. |
1 873,50 |
1 703,60 |
1 899,60 |
-169,09 |
196,00 |
Розничный товарооборот одного непродовольственного магазина, млн. р. |
1 213,58 |
1 247,05 |
1 343,85 |
33,475 |
96,80 |
По данным таблицы 2.6 видно, что в Торговом доме «Моготекс» за период 2008 – 2010 гг. количество магазинов и их торговая площадь остались неизменными.
Основным методом продажи, который применяется в магазинах Торгового дома «Моготекс» – самообслуживание.
Самообслуживание – это форма продажи, сущность которой состоит в том, что покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары в узел расчета.