Анализ кредитоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- изучить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия.

Работа содержит 1 файл

Конкурентосп.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Существует понятие «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как организациям, находящимся внутри отрасли (для них, чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них, чем он ниже, тем лучше).

Высота барьера определяется следующими факторами:

1) экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение этими организациями меньшей прибыли, а может быть, и убытки;

2) привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо сделать свою марку популярной среди новых потребителей;

3) фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.;

4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.

5) доступом к системе товародвижения. Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат;

6) доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения;

7) отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего его себестоимость в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли;

8) возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта -заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др.

Сила позиции поставщиков. Она во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.

Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами:

- разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг;

- наличием возможности смены поставщиков;

- величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы;

- величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами:

- возможностью переключиться на использование других продуктов;

- затратами, связанными с этим переключением;

- объемом закупаемых продуктов.

Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли  и целесообразность вести в ней  бизнес.

Поскольку эти факторы  влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли.

Исследования, проведенные  в указанных направлениях, дадут  фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов [2, с.33].

Для проведения анализа  первоначально необходимо собрать  сведения о конкурентах, показать достоинства  и недостатки конкурирующих предприятий, определить сферу влияния каждого из них на рынок, показать, кто из них имеет максимальную и минимальную цену, чья продукция наиболее качественна.

В качестве источников информации о конкурирующих фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственнос рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке; кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.

Сравнительный анализ конкурентов  проводится с целью:

- выявления сильных  и слабых сторон в деятельности  конкурентов;

- определения по совокупной  оценке наиболее сильных и  наиболее слабых конкурентов;

- выбора атаковых или  оборонительных стратегий по  отношению к конкретным конкурентам.

Наиболее часто встречающейся  в литературе методикой является оценка основных конкурентов по некоторому числу факторов с помощью бальной  системы. Сделать это можно экспертным путем, например, проранжировать все  параметры для каждого предприятия по шкале от 1 до 5 баллов, в которой пять баллов означает «отлично», а один балл – «неудовлетворительно». Если по какому-либо параметру проставлена оценка 1, то это означает, что именно этот параметр является слабой стороной предприятия, и, наоборот, в случае проставления оценки 5 – предприятие является лидером по данному параметру. Оценка проводится с помощью таблицы, которая наглядно отображает рейтинг предприятий (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 – Данные для сравнительного анализа результативности деятельности фирм-конкурентов

Критерий

Наше предприятие

Конкурент 1

Конкурент2

Конкурент N

Имидж фирмы

       

Концепция продукта

       

Качество продукта

       

Рыночная доля

       

Рыночная цена

       

Предпродажная подготовка

       

Уровень послепродажного обслуживания

       

1 – позиция очень  плохая; 2 – плохая; 3 – средняя; 4 – хорошая; 5 – отличная.


 

С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке  и завоевания ими там сильных  позиций можно выделить следующие  основные факторы, требующие изучения (указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов):

1) имидж фирмы;

2) концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы;

3) качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов);

4) уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов;

5) суммарная рыночная доля главных видов бизнеса;

6) мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР);

7) мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и освоенности выпуска);

8) финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны;

9) рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок;

10) частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет;

11) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей;

12) эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения;

13) уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей);

14) уровень рекламной деятельности;

15) уровень послепродажного обслуживания;

16) политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.

К критериям оценки конкурентоспособности предприятия относятся:

1) на оперативном уровне - показатель конкурентоспособности продукции. Методами оценки являются: эвристический (экспертный), квалиметрический, комплексный (интегральный);

2) на тактическом уровне – комплексный показатель состояния предприятия. К методам оценки относятся: методики комплексных оценок финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

3) на стратегическом уровне – рост стоимости предприятия. Подходами к оценке являются: сравнительный, затратный, доходный, опционный.

 

 

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ДОМА «МОГОТЕКС» ОАО «МОГОТЕКС»

 

2.1 Экономическая характеристика предприятия

 

Торговый дом Моготекс ОАО «Моготекс» расположен по адресу: г. Могилев, ул. Гришина – 87.

Организация предоставляет следующие товары и услуги: 

- промтовары;

- хозтовары;

- продукты питания.

Торговая сеть магазинов организации включает 5 магазинов торговой площадью 979 м², втом числе:

- продовольственные – 1 магазин (торговая площадь – 178 м²);

- непродовольственные – 4 магазина (торговая площадь – 801 м²).

Анализ экономических показателей деятельности Торгового дома Моготекс ОАО «Моготекс» представлен в таблице 2.1 (приложения А ,Б, В, Г, Д, Е, К, Л)

 

Таблица 2.1 – Анализ экономических показателей деятельности Торгового дома

                        Моготекс ОАО «Моготекс» за 2008 – 2010 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010г.

Изменение

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

сумма

темп роста, %

сумма

темп роста, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации продукции (за вычетом соответствующих налогов), млн.  р.

8 655

9 090

10 216

435

105,0

1 126,0

112,4

Себестоимость реализованной продукции, млн.  р.

7 451

7 833

8 788

382

105,1

955,0

112,2

Расходы на реализацию, млн. р.

1 026

1 183

1 330

157

115,3

147,0

112,4


 

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

Прибыль от реализации продукции

178

74

98

-104

41,6

24,0

132,4

Прибыль отчетного периода, млн.  р.

215

199

292

-16

92,6

93,0

146,7

Рентабельность продукции, %

2,39

0,94

1,12

-1,44

 

0,17

 

Рентабельность продаж, %

2,06

0,81

0,96

-1,24

 

0,15

 

Коэффициент текущей ликвидности

1,12

1,07

1,05

-0,05

 

-0,02

 

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,11

0,07

0,05

-0,04

 

-0,02

 

Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия