Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:49, курсовая работа
Цель данной работы – выявить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Основными задачами для достижения поставленной цели являются:
- раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности;
- рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- изучить методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия.
Самообслуживание не исключает возможности отпуска товаров, требующих нарезки, отмеривания, взвешивания продавцами, при условии, если их рабочие места находятся в зале самообслуживания, а товары отпускаются без предварительной оплаты их стоимости в кассе.
Эффективность самообслуживания как формы продажи состоит в следующем:
- оно освобождает покупателей от необходимости общаться с продавцом, наводить у него справки, просить показать товар, затем расплачиваться в кассе, с чеком возвращаться к продавцу и ожидать подготовки товара к отпуску;
- предоставляет покупателям полную возможность свободно отбирать в корзину или специальную отборочную тележку любые, заранее подготовленные и выложенные на соответствующем оборудовании товары. Только один раз покупателю приходится встретится с работником магазина, чтобы расплатиться за отобранный товар;
- позволяет убрать все прилавки, секционные и другие перегородки в торговом зале, сделать его единым и свободным для покупателей, установить параллельными линиями пристенные и островные горки и выложить на них товары в ассортименте и количестве;
- позволяет коренным образомреорганизовать процесс продажи товаров, ликвидировать традиционные рабочие места, убрать прилавки и все прочие средства. С введением самообслуживания резко сокращается численность продавцов. Вместо продавца появляется новая профессия – продавец-консультант. От него требуется знание более широкого круга товаров, психологии покупателей, умение вовремя прийти им на помощь, дать исчерпывающую консультацию. Вместо кассира-оператора в магазине самообслуживания вводится специальность кассира-контролера;
- важным направлением в достижении социальной эффективности торговли является сокращение тяжелого физического труда работников магазина.
По данным таблицы 2.6 видно, что в 2011 г. розничный товарооборот продовольственного магазинаТоргового дома «Моготекс» вырос на 196 млн. р. Розничный товарооборот каждого непродовольственного магазина вырос в 2011 г. на 96,8 млн. р.
В целях изучения конкурентоспособсности Торгового дома «Моготекс» был проведен опрос покупателей магазинах данного предприятия с помощью анкеты. Анкета для проведения опроса покупателей представлена в приложении М.
Большинство респондентов (82 %) считает, что цены в магазинах Торгового дома «Моготекс» средние. Также большинство респондентов (73 %) довольны ассортиментов товаров в магазинах и считают продавцов в магазинах приветливыми. Практически все респонденты (91 %) тратят на покупку 20 мин. И практически всех респондентов (92 %) устраивает качество обслуживания покупателей в магазина Торгового дома «Моготекс».
Ряд респондентов (12 чел.) отметило, что в магазинах Торгового дома «Моготекс» не проводятся акции, и не всегда аккуратно и красиво выложен товар на полках, до некоторого товара сложно дотянуться.
На основерезультатов анкетного опроса был проведен SWOT-анализ конкурентоспособности магазинов Торгового дома «Моготекс» (таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Анализ слабых и сильных сторон магазинов Торгового дома
«Моготекс»
Слабые стороны |
Сильные стороны |
В магазинах отсутствуют квалификационные специалисты, занимающиеся маркетинговой деятельностью |
В магазинах работают опытные и квалифицированные продавцы |
Не проводятся маркетинговые мероприятия и акции |
Довольно широкий ассортимент товаров в магазинах |
Не применяются маркетинговые приемы для привлечения посетителей |
Внешний вид магазинов в хорошем состоянии |
Не используются рекламные услуги |
Около магазинов имеются парковки |
Не применяется мерчандайзинг |
Как видно по таблице 2.7 в магазинах Торгового дома «Моготекс» имеются некоторые недостатки. Данные таблицы 2.7 отражают направления, по которым должна совершенствоваться конкурентоспособность Торгового дома «Моготекс».
В заключении анализа конкурентоспособности предприятия проводится сравнительный анализ данного предприятия и его основных конкурентов (таблица 2.8).
Таблица 2.8 – Сравнительный анализ Торгового дома «Моготекс» и его
основных конкурентов
Критерий |
Торговый дом «Моготекс» |
КУТП «Бакалея» |
ЧУП «Белмаркет» |
ОАО «Заднепровье» |
ЗАО «Торговый славянский рынок» |
Имидж фирмы |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Концепция продукта |
4 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Качество продукта |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Рыночная доля |
3 |
5 |
5 |
4 |
4 |
Рыночная цена |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
Уровень обслуживания |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
Итого баллов |
25 |
30 |
28 |
27 |
24 |
1 – позиция очень плохая; 2 – плохая; 3 – средняя; 4 – хорошая; 5 – отличная. |
По данным таблицы 2.8 видно, что Торговый дом «Моготекс» более конкурентоспособный, чем ЗАО «Торговый славянский рынок». Однако Торговый дом «Моготекс» уступает таким конкурентам, как ККУП «Бакалея», ЧУП «Белмаркет» и ЗАО «Заднепровье». У данных конкурентов по сравнению с анализируемым предприятием больше доля на рынке, а также у конкурентов проводятся маркетинговые мероприятия по улучшению их имижа и концепции продукции.
Таким образом, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
- в 2011 г. рентабельность продукции в 2011 г. выросла на 0,17 %, а рентабельность продаж – на 0,15 %;
- в 2011 г. розничный товарооборот в действующих ценах вырос на 583,2 млн. р., в том числе розничный товарооборот продовольственных товаров вырос на 196 млн. р., непродовольственных товаров – на 387,2 млн. р. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах в 2011 г. вырос на 607,3 млн. р. или на 10,1 %, что свидетельствует о реальном увеличении розничного товароборота с учетом инфляции;
- основным методом продажи, который применяется в магазинах Торгового дома «Моготекс» – самообслуживание.
Таким образом, Торговый дом «Моготекс» является достаточно конкурентоспособным предприятием. Однако руководству торгового предприятия необходимо обратить внимание на уменьшение в 2011 г. доли рынка, занимаемой предприятием, на 0,02 %. Кроме того, SWOT-анализ показал, что в магазинах Торгового дома «Моготекс»:
- отсутствуют квалификационные специалисты, занимающиеся маркетинговой деятельностью;
- не проводятся маркетинговые мероприятия и акции;
- не применяются
маркетинговые приемы для привл
- не используются рекламные услуги;
- не применяется мерчандайзинг.
Именно по этим направлениям должна совершенствоваться конкурентоспособность Торгового дома «Моготекс».
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ДОМА «МОГОТЕКС» ОАО «МОГОТЕКС»
Проведенный во второй главе анализ показал, что Торговый дом «Моготекс» не проводит рекламных мероприятий, которые могли бы увеличить количество покупателей и тем самым увеличить долю рынка, занимаемую предприятием.
Реклама торговых предприятий обладает целым рядом специфических особенностей. Это, прежде всего, информация о месте расположения магазинов, о продукции, реализуемой в магазинах.
Реклама должна способствовать привлечению потенциальных покупателей, созданию положительного мнения о магазинах.
Для рекламы магазинов и товаров, реализуемых в них, используют самые разнообразные средства: вывески и витрины, плакаты, транспаранты и панно, газеты, радио и телевидение.
В условиях конкурентной борьбы за потенциальных покупателей реклама оказывает неоценимую помощь.
При создании рекламы для магазина следует тщательно учитывать назначение магазина. Основной вопрос «что рекламировать?» имеет ясный ответ: прежде всего товар данного магазина. Броский рисунок, выполненный оригинально, с творческой фантазией и выдумкой, всегда привлекает внимание покупателей. Его содержание может отражать самые разнообразные аспекты деятельности торгового предприятия: товар, дополнительные услуги, предлагаемые магазином.
Именно поэтому для привлечения внимания к опеределенному товару целесообразно используют рекламные листовки. В них в живой и занимательной форме рассказывают о товаре, помещают его фотографии.
На улицах города, где расположены магазины Торгового дома «Моготекс» можно установить рекламные стенды, цель их – сообщить прохожему, водителю, туристу, пассажиру информацию о магазине. Она рассчитана на мгновенное восприятие, поэтому лаконична и написана крупным жирным шрифтом.
Современная реклама не ограничивается действием только в местах продажи. Она ищет покупателя и активно воздействует на него с помощью радио, газет, телевидения. Средства массовой информации формируют общественное мнение о магазинах.
Опыт ряда магазинов г. Могилева показал, что реклама позволяет увеличить розничный товарооборот на 15 %. Таким образом, можно предположить, что и магазины Торгового дома «моготекс» сможет увеличить розничный товарооборот на 15 % и достичь 8366,3 млн. р. (7 275,0 + 15 %). По расчетам специалистов Торгового дома «Моготекс» расходы на рекламу составят 10 млн. р.
Для определения
эффективности рекламы
где Р – рентабельность рекламы, %;
П – прибыль, полученная от реализации после рекламы, р.
И – затраты на рекламу, р.
Эффективность рекламы магазинов Торгового дома «Моготекс» представлена в таблице 3.1
Таблица
3.1 – Эффективность рекламы магази
Показатель |
2010 г. |
После рекламы |
Изменение, ± |
Розничный товарооборот, млн. р. |
7 275,0 |
8 366,3 |
1 091 |
Вуручка от реализации продукции, за вычето налогов, млн. р. |
10 216 |
11 748 |
1 532 |
Себестоимость реализованной продукции, млн. р. |
8 788 |
10 106 |
1 318 |
Расходы на реализацию, млн. р. |
1 330 |
1 540 |
210 |
Прибыль от реализации продукции, млн. р. |
98 |
103 |
5 |
Доля рынка, занимаемая предприятием, % |
0,11 |
0,13 |
0,02 |
Таким образом, в результате рекламы Торговый дом «Моготекс» получит дополнительную прибыль от реализации продукции в размере 5 млн. р. Кроме того, в результате рекламных мероприятий доля рынка, занимаемая предприятием, вырастет на 0,02 % и достигнет уровня 2010 г. (0,13 %).
Рентабельность рекламы составит 50 % (5 х 100 / 10).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе проведен анализ конкурентоспособности Торгового дома «Моготекс» ОАО «Моготекс».
Торговый дом Моготекс ОАО «Моготекс» расположен по адресу: г. Могилев, ул. Гришина – 87.
Организация предоставляет следующие товары и услуги:
- промтовары;
- хозтовары;
- продукты питания.
Торговая сеть магазинов организации включает 5 магазинов торговой площадью 979 м², втом числе: продовольственные – 1 магазин (торговая площадь – 178 м²); непродовольственные – 4 магазина (торговая площадь – 801 м²).
Анализ экономических показателей деятельности Торгового дома Моготекс ОАО «Моготекс» показал, что в анализируемой органищзации в 2010 г. выручка от реализации продукции, за вычетом налогов, выросла на 435 млн. р. или 5 %, а себестоимость реализованной продукции – на 382 млн. р. или 5,1 %.
В 2011 г. выручка от реализации продукции, за вычетом налогов, выросла на 1 126 млн. р. или 12,2 %, а себестоимость реализованной продукции – на 955 млн. р. или 12,4 %.
Рентабельность продукции в 2011 г. выросла на 0,17 %, а рентабельность продаж – на 0,15 %.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. произошло уменьшение коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами – минус 0,05 пункта и минус 0,04 пункта соответственно. Кроме того, в 2011г. по сравнению с 2010 г. коэффициент текущей ликвидности уменьшился на 0,02 пункта, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами – на 0,02 пункта.
Не смотря на снижение,
коэффициент текущей
В целом финансово-экономическую деятельность предприятия в 2010 г. можно охарактеризовать как эффективную. Однако руководству организации необходимо принять меры по увеличению собственных оборотных средств.
Анализ конкурентоспособности предприятия необходимо начинать с изучения динамики розничного товарооборот организации.
В Торговом доме «Моготекс» в 2010 г. не смотря на увеличение розничного товарооборота непродовольственных товаров (плюс 133,9 млн. р.) общий объем розничного товарооборота в действующих ценах сократился на 36 млн. р. Основной причиной этого стало значительное уменьшение в 2010 г. розничного товарооборота продовольственных товаров (минус 169,9 млн. р.).