Обучение слушанию музыки в младшей и средней группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

В детском саду музыка сопровождает ребенка с самого раннего возраста до последнего дня пребывания. Уже в младшей группе посредством восприятия музыки происходит закладка духовно – нравственного начала в ребенке. Такие произведения, как «Птичка», «Зайчик», «Серенькая кошечка» учат детей любить животных, сопереживать им («кошечка потеряла котяток»), нести ответственность за братьев меньших, не обижать их («маленькой птичке зернышек я дам»).

Содержание

1. Значение слушания музыки в жизни детей.
2. Возрастные возможности слушания музыки детей 3-4 лет.
3. Приемы, используемые при слушании музыки в младшей и средней группах.
4. Задачи и методика обучения слушанию музыки в младшей и средней группах.
5. Характеристика репертуара по слушанию музыки в младшей и средней группах.
Практическая часть.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

музыка.docx

— 34.19 Кб (Скачать)

Восприятию музыкальных  произведений помогут также изобразительные  иллюстрации, художественные игрушки, пособия, т. е. наглядно-зрительные приемы.

В методике работы с малышами широко применяются художественные игрушки, они «двигаются», «разговаривают»  с детьми, участвуют в различных событиях. Получаются как бы маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие, например небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети (слушая танец или марш, ребята показывают карточку с условным обозначением), бегущий мальчик и медленно идущий человек (воспринимая двух- или трехчастную форму пьесы, отличающуюся сменой темпов, дети отмечают начало каждой части соответствующим изображением на фланелеграфе).

Можно ориентироваться и  на мышечно-двигательные ощущения детей  с целью формирования наглядных  представлений о некоторых музыкальных  явлениях. Слушая музыку веселого или  спокойного характера в младших  группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах предлагая детям различить части, фразы произведения, высокий, средний, низкий регистры, ритмические особенности, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.

 

5.Характеристика  репертуара по слушанию музыки  в младшей и средней группах.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников.

Художественность и доступность  — отличительные качества детских  музыкальных произведений для слушания. Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам  воспитания эстетического отношения  к окружающему. Поэтому имеет  значение, с какой музыкой надо знакомить детей в различных  возрастных группах, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным почерком композиторов.

Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так  важно реалистическое, правдивое  отображение действительности. Музыковед  И. Нестьев отмечает, что существенным источником, питающим музыкальные образы, являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми. Они внимательно слушают «Песню жаворонка» П. Чайковского, «Птичку» Э. Грига, пытаясь сопоставить их звучание с тем, что наблюдали в природе. Привлекательны для ребят интонации знакомых им инструментов в пьесе Д. Кабалевского «Барабанщик» и одноименной песне М. Красева. Но было бы неверно музыку для слушания сводить только к произведениям изобразительного характера.

Репертуар для слушания музыки включает большое разнообразие произведений, общий эмоциональный настрой  которых бодрый, жизнерадостный. В  процессе обучения дети обогащаются  впечатлениями, их кругозор с возрастом  расширяется. Ценный    источник    первых    музыкальных    впечатлений    малышей — народные напевы, близкие, родные интонации. В репертуар для слушания музыки включаются выразительные мелодии, близкие детям образы, например русские народные песни ласкового, напевного, колыбельного характера — «Бай, качи-качи», «Летит галка» или легкие, подвижные, игровые песни для самых маленьких — «Петушок», «Ладушки».

Используются также песни, литературный текст которых вначале  посвящен близким, поэтичным образам  природы, а в дальнейшем повествует о событиях, недоступных для детского восприятия. В этих случаях используются лишь первые куплеты: «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «Калинка», «У меня ль во садочке». Особое место занимают народные плясовые мелодии, которые вызывают у ребенка положительные эмоции с самых ранних лет. Это русские народные мелодии «Из-под дуба», «Ах, ты, береза», «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль я».Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр — «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты — «Баба Яга», «Нянина сказка»; танцевальная музыка — «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Русская»; поэтичная картина природы в пьесе «Песня жаворонка».

Для эстетического развития дошкольников используются в основном два вида музыки: инструментальная и вокальная. Детям раннего возраста доступнее вокальная форма звучания. Вместе с тем музыкальное вступление, сопровождение и заключение в  песне приближают ребенка к восприятию инструментальных пьес, которые в  старших группах детского сада используются чаще.

С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления  природы, птиц, животных, различные  забавные персонажи. В качестве примера  можно привести фортепианные пьесы: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Мотылек»  С. Майкапара, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Воробушки» М. Красева, «Лошадка» Н. Потоловского.

Оба эти вида музыки широко используются в целях приобщения ребенка к окружающей его действительности, крупным общественным явлениям, общенародным праздникам, массовым торжествам.

Таким образом, репертуар, предназначенный  для слушания музыки в детском  саду, составлен из произведений классиков, современных композиторов и народного  творчества, различных по тематике и жанрам. В нем учтены особенности  детского восприятия всех возрастных групп.

 

 Практическая часть.

Конспект  занятия для младшей группы детского сада "Весенняя сказка"

Занятие с народными музыкальными инструментами.

Программное содержание. Познакомить детей с музыкальными инструментами. Учить вслушиваться в музыкальные звуки, определять их на слух, формировать образное воображение.

Материал. Детские музыкальные инструменты: бубенцы, бубен, колокольчик, металлофон, треугольник, свистульки.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель. Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) А вы хотели бы побывать в  весеннем лесу? (Да!) Тогда давайте  закроем глаза и представим себе, что мы отправились в лес.

Дети закрывают глаза. Звучит фонограмма весеннего леса.

Музыкальный руководитель. Ну как, представили себе весенний лес? А теперь давайте вместе расскажем  весеннюю сказку о лесе, а сделаем  мы это звуками, движениями и музыкой. Итак, сказка начинается. В весеннем лесу выглянуло солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и ребятам. Все кругом ожило и проснулось (дети показывают мимикой). С пригорка побежал веселый ручеек (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль- буль-буль»), Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж) и букашки (з-з-з) зазвенела звонкая капель (кап-кап-кап — соло на треугольнике).     Пролетел легкий ветерок (дети дуют), поиграл с деревьями (дети поднимают руки вверх и покачивают ими), о чем-то пошептался (шу- шу-шу) и улетел (дети дуют). И начались в лесу настоящие чудеса. На ветвях стали набухать почки, и вдруг: хлоп-хлоп — что это? Разрывая клейкие почки, на ветках взрывались хлопушки — листочки (дети показывают ладошки), которые хотят посмотреть на солнце. Лес наполнился ароматом зелени. Ах, как чудесно пахнет! (Дети нюхают.) Вот и наступила весна! Проснулись деревья, вдруг под прошлогодней листвой что-то зашуршало, потом зафыркало. Ой, да это ежик пробежал.

Педагог тихо подыгрывает  на барабане и показывает детям игрушечного  ежика.

Музыкальный руководитель. А из-под елки прыг-скок (звучит металлофон), это зайки (показывает игрушечных зайчиков). И вдруг: топ-топ (звучат бубны), это  мишки (показывает игрушечных медведей). Лес наполнился птичьими голосами (дети играют на свистульках). И так всем стало весело, что зверята решили вместе поплясать на полянке. Давайте и мы спляшем с ними.

Дети берут игрушки (зайчиков, мишек, свистульки-птички и т. п.) и  под русскую народную плясовую мелодию  исполняют танец.

Музыкальный руководитель. Вот, оказывается, как весело в весеннем лесу. На следующем занятии мы снова  отправимся в весенний лес.

 

Конспект  музыкального тематического занятия  «Воробей».

 Программное  содержание:

Развивать у детей эмоциональную  отзывчивость на образ воробья в  музыке. Закреплять умения детей передавать образ воробья в пении, движении и игре.

 

Ход занятия.

Музыкальный руководитель приветствует детей , загадывает загадку.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый…  (воробей)   

О. Козак.

Дети отгадывают загадку.

Музыкальный руководитель. Правильно, ребята, а вы умеете летать и прыгать как воробушки? Покажите!

Звучит венгерская народная мелодия «Воробушки». Дети двигаются  в разных направлениях легким бегом  на первую часть мелодии, на вторую – легко подпрыгивают.

Музыкальный руководитель: Воробей к нам прилетит, как  только услышит свою любимую музыку.

Дети, вы помните какая  любимая музыка у воробья?

Дети: Веселая, быстрая, отрывистая.

Музыкальный руководитель: Правильно , ребята, воробушки очень быстрые, проворные, и поэтому музыка быстрая, веселая, легкая, звуки отрывистые.

Звучит пьеса А. Руббаха «Воробей». Педагог показывает игрушку воробья.

Музыкальный руководитель. Что ты воробушек такой грустный, не прыгаешь, не чирикаешь?

Воробушек потерял свою маму. Давайте поможем ему и как  воробушек, тоненьким голосом позовем  ее.

Упражнение Е. Тиличеевой «Воробушки». Дети поют как птенчик  высоким голосом , потом как мама - в среднем регистре. Педагог показывает еще одну птичку чуть крупнее.

Музыкальный руководитель: Послушайте, воробушки как дети поют.

Дети поют песенку «Птичка» муз. М. Раухвергера сл. А Барто. Начинают петь после вступления, заканчивают одновременно.

Игровой момент: после восклицания  «Ай!» птички «хотят улететь», педагог  просит их остаться.

Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами превратимся  в воробушков и полетаем.

Музыкальный руководитель. Дети, а чем питаются наши воробушки?

Дети. Мошками, зернышками.

Музыкальный руководитель. Сейчас девочки - маленькие хозяюшки, покормят зернышками своих воробушков.

Дети исполняют пляску «Хозяюшки и воробушки». «Полька» З. Бетмана. На первую часть дети двигаются легким бегом по кругу парами, на вторую девочки «рассыпают зернышки» из ладошки, а мальчики – воробьи «клюют».

Музыкальный руководитель. Что же наши воробушки не клюют? (обращается к игрушкам).

-Воробей, что ты ждешь,

Крошек хлебных не клюешь?

-Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин.

Музыкальный руководитель. Вот и хитрая кошка спряталась, спит. Сейчас мы с ней поиграем.

Игра «Воробушки и кошка» сл. А.Ануфриевой, муз. Немецкая плясовая мелодия. Дети выполняют движения по тексту игры: сидят в домиках, летают, клюют зернышки, грозят кошке и  улетают.

Музыкальный руководитель хвалит детей за выразительные движения, передающие образ птичек, ловкость и быстроту. Прощается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Ветлугина Н.А. Методика  музыкального воспитания в детском  саду - М.: Просвещение, 1989. - 270 с

2. Кононова Н.Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников - М.: Просвещение, 1982. - 96с

3. Метлов Н.А. Музыка детям - М.: 1985

4. Метлов Н.А Слушание музыки №1. Программа концерта на тему весна.

5. Программа воспитания  и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой - М.: Мозаика - синтез, 2009.-208с.

6. Радынова О.П. Слушаем музыку - М.: Просвещение,1990.


Информация о работе Обучение слушанию музыки в младшей и средней группах