Музыкальное воспитание - это не воспитание
музыканта, а, прежде всего воспитание
человека.
В.А.
Сухомлинский.
Система музыкального образования в организационном
плане представляет собой структуру, включающую
многообразные формы и уровни музыкального
воспитания и обучения. В связи с этим
преподавателям индивидуального обучения
музыки необходимо применять новые
формы обучения и корректировать их в
ходе образовательного процесса, т.к. музыкальное
воспитание студента требует особой индивидуальной
работы.
Обучение игре на фортепиано на дошкольном
отделении Красноярского педагогического
колледжа №2, направлено на подготовку
студентов как активных помощников музыкальных
руководителей детских учреждений. Помимо
этого, будущие воспитатели должны уметь
сами руководить самостоятельной музыкальной
деятельностью детей, постоянно приобщая
их к музыке, для чего небходимо развить
музыкальные способности (слух, чувство
ритма, память), расширить музыкальный
кругозор. Определяя эти направление деятельности
со студентами как основные, необходимо
сформировать следующие практические
умения: провести беседу с детьми в ДОУ
о характере и содержании музыкального
произведения; слышать детский хор и каждого
ребенка; правильно спеть мелодию песни;
провести музыкально-дидактическую и
подвижную игру; показать танцевальные
движения и руководить разучиванием танцев;
играть на детских музыкальных инструментах
и помогать музыкальному руководителю
проводить индивидуальную работу по обучению
детей на этих инструментах. Провести
утреннюю гимнастику и физкультурное
занятие под музыкальное сопровождение.
При общении с искусством у ребенка начинает
формироваться художественный вкус, развивается
музыкальный слух и творческая активность.
Кроме того, у маленького человека уже
формируется своя система эстетических
ценностей, которая развивает его как
личность.
На уроках индивидуального обучения, студенты
не только играют на музыкальном инструменте,
они поют, танцуют, делают сообщения о
музыке, о музыкальном развитии детей
дошкольного возраста. Музыка делает человека
коммуникабельнее, потому что, исполняя
произведение, стремясь передать мысли
и чувства композитора, исполнитель учится
находить контакт со слушателями, в разговоре
он чувствует нюансы, интонации и эмоции
собеседника, угадывает тон и темп беседы
– он же привык чувствовать мысли и настроение
композитора, музыкальное произведение
которого он исполняет.
Одной из форм интерактивного способа
обучения является анкетирование со следующим
содержанием вопросов:
- 1.
Твое первое знакомство с музыкой?
- 2.
Есть ли в доме музыкальные инструменты?
- 3.
Любят ли родители музыку – поют, играют,
слушают?
- 4.
Нравился ли урок музыки в школе?
- 5.
Что интересного вы узнали с уроков музыки
в школе?
- 6.
Какие вы знаете театры в Красноярске?
- 7.
Какая музыка вам больше нравиться?
- 8.
Знают ли ваши родители, что вы занимаетесь
на фортепиано?
- 9.
Как вы считаете, нужны ли уроки музыки
для будущей профессии?
- 10.
Способствует ли музыка эмоциональному
и комфортному проживанию периода дошкольного
детства?
- 11.
Что бы вы хотели интересного узнать с
уроков индивидуального обучения?
Содержание
анкеты позволяет выявить отношение,
мотивы, склонности и потребности
студентов в обучении музыки.
На уроках индивидуального обучения необходимо
слушать классическую музыку в различных
формах и содержании. Для формирования
и умения понимания классической музыки
предлагаются проведение мини-конкурсов
исполнительского мастерства студентов.-
этюдов, пьес и более крупных форм; наряду
с этим в информативном блоке студенты
знакомятся с возникновением конкурсов,
проявляют творческие способности относительно
названия этюдов, с последующим установлением
соответствия звучащей музыки и названия
которое определяет жюри конкурса.
Далее, разрабатываются условия и проводится
лекция- концерт посвященная П.И. Чайковскому.
В завершении образовательного модуля
организуется посещение фортепианных
концертов, музыкальных театров.
В логике изложенного, урок индивидуального
обучения строится на следующих принципах
актуализации содержания:
- 1.
Актуализация знаний, проверка навыков
исполнения.
- 2.
Работа над произведением. Знакомство
с техническими приёмами.
- 3.
Для решения комплексных задач урока педагогу
необходима следующая предварительная
подготовка - Педагог конкретно дает задание
на дом, читает музыкальное произведение
с листа.
Формы работы со студентами на уроке применяются
разнообразно. Они определяют уровень
профессиональных знаний и умений педагога,
его индивидуальность , вкусы, кругозор,
методику личностных предпочтений в музыке.
Наряду с индивидуальным обучением игре
на музыкальном инструменте, эффективной
формой является обучение игре на детских
музыкальных инструментах. Игра на детских
музыкальных инструментах – один из видов
коллективной исполнительской деятельности
студентов. Ее назначение на уроке – способствовать
проявлению и развитию музыкальных способностей
студентов, развивать их интерес к исполнительской
деятельности при этом важно эмоциональное
отношение студентов к музицированию,
восприятие звучания отдельных инструментов
и усвоение приемов игры.
Таким образом педагог (воспитатель, музыкальный
руководитель ) является создателем образовательной
среды способствующей психоэмоциональному
и психофизическому развитию ребенка,
позитивному восприятию окружающей среды
и формированию коммуникативных умений.
Литература:
- 1.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания
и развития детей младшего возраста.М.ГИЗ.»Владос»,
2000.
- 2.
Музыкальное воспитание детей с проблемами
в развитии и коррекционная ритмика. Под
редакцией Медведевой Е.А. М.Academa.2002.
- 3.
http://ourkids.info/?p=237
- 4.
http://news.gnezdo.ru/t/246/9931/?token=69661258361628024315240568751
|