Обучение говорению в младших классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение научных основ и методики проведения формирования навыка говорения на этапе обучения в начальной школе на базе анализа методической литературы по данной теме.
Предметом исследования является процесс развития навыка говорения, Осуществляемый в условиях коммуникативно направленного обучения.

Содержание

Введение.
Глава 1. Методика формирования речевых навыков

1.1. Основное понятие «говорения».
1.2. Основные принципы обучения говорению.
1.3. Ситуативность как один из главных принципов обучения говорению.
1.4. Основное понятие «речевого навыка».
1.5. Формирование лексических навыков.

Глава 2. Коммуникативное обучение на начальном этапе.
2.1. Коммуникативное развитие учащихся на начальном этапе.
2.2. Говорение - цель и средство коммуникативного обучения
2.3. Основные задачи говорения на начальном этапе.

Глава 3. Практическая часть.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Обучение говорению в младших классах.docx

— 59.85 Кб (Скачать)

Обучение говорению в  младших классах

План 

Введение.

Глава 1. Методика формирования речевых навыков 

 

1.1. Основное понятие «говорения». 

1.2. Основные принципы обучения  говорению. 

1.3. Ситуативность как один  из главных принципов обучения  говорению. 

1.4. Основное понятие «речевого  навыка». 

1.5. Формирование лексических  навыков. 

 

Глава 2. Коммуникативное  обучение на начальном этапе.

2.1. Коммуникативное развитие  учащихся на начальном этапе. 

2.2. Говорение - цель и  средство коммуникативного обучения 

2.3. Основные задачи говорения  на начальном этапе. 

 

Глава 3. Практическая часть.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение.

 

Основное назначение иностранного языка как предметной области  школьного обучения - овладение учащимися  умением общаться на иностранном  языке.

Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности  и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции  является основной и ведущей целью  обучения. Сегодня это особенно популярно. Наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая  речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего

Одним из наиболее дискуссионных  аспектов проблемы обучения иностранным  языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации  и проведения. Контроль все еще  не стал «могучим рычагом» повышения  успеваемости и источником, помогающим установить истинное состояние знаний и навыков по данному предмету.

Одним из наиболее эффективных  средств развития и формирования навыка говорения в обучении иностранным  языкам по правилу считается диалог. Многие преподаватели уже давно  оценили широкие возможности, сочетающиеся с минимальными затратами времени  и объективностью результатов.

Целью работы является определение  научных основ и методики проведения формирования навыка говорения на этапе  обучения в начальной школе на базе анализа методической литературы по данной теме.

Предметом исследования является процесс развития навыка говорения, Осуществляемый в условиях коммуникативно направленного обучения.

 

Глава 1. Методика формирования речевых навыков 

1.1. Основное понятие «говорения». 

 

Говорение - продуктивный вид  речевой деятельности, посредством  которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорения является одним из важнейших направлений преподавания. По большей или меньшей роли программирования высказывания различают инициативную (активную) речь, реактивную (ответную) речь, репродуктивную (стохастическую) речь. Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы:

1)побудительно-мотивационную,  при которой проявляется потребность  человека в общении под влиянием  определенного мотива и при  наличии определенной цели высказывания;

2)аналитико-синтетическую, представленную в виде свернутых умственных действий по программированию и формулированию мыслей (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование);

3 Исполнительную звуковое и интонационное оформление мысли (на начальном этапе обучения переход программы высказывания к ее исполнению происходит через родной язык;

4)контролирующую, задача которой - сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению; контроль предполагает наличие у говорящего эталона, формирующегося в результате языковой практики и сличения собственной речи с эталоном.[1]

 

Для обучения говорению предназначены  специальные упражнения, подразделяющиеся на подготовительные и речевые. Навыки и умения неподготовленной речи, ее реактивность, спонтанность, тема вырабатывается в диалоге; умения и навыки подготовленной речи с ее инициативностью, логичностью, последовательность - в монологе.

 

Диалогическая речь - форма  речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя  или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая  речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость  высказывания, широкое использование  неречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие особых предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной  речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (микродиалог) - несколько реплик, связанных по содержание и по форме.

 

Обучение диалогической  речи строится на основе образца, данного  в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются:

1) презентация ситуации  с помощью словесного объяснения  или технических средств обучения;

2) презентация диалога  в звуковой и графической форме;усвоение языкового материала диалога;

3) усвоение способов связи  реплик в диалоге; 

4) воспроизведение диалога; 

5) расширение возможностей  диалога-образца за счет изменения  компонентов 

ситуации.

 

При обучении диалогической  речи рекомендуется варьировать  различные виды диалогов и формы  работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и  с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучения диалогической  речи являются упражнения. В процессе их выполнения формируются умения: запрашивать информацию, адекватно  реагировать на реплику собеседника, употреблять штампы диалогической  речи, комбинировать реплики при  построении диалога и др.

 

Монологическая речь форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда - к самому себе; в отличие от диалогической речи, она характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

 

Обучение монологической речи проходит в три этапа.

1) На первом вырабатываются  языковые автоматизмы. Выработка  навыков быстрого и безошибочного  пользования фонетическим, лексическим,  грамматическим материалом происходит  на основе имитативной, ассоциативной речи, речи-высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.

2) На втором этапе учат  отбору языковых средств, соответствующих  цели коммуникации. В центре внимания  находится выражение содержания  с помощью адекватного лексико-структурного  материала. Здесь вырабатывается  умение свертывать чужое высказывание  и использовать преимущественно  речевой материал в готовом  виде.

3) Третий этап направлен  на развитие умений инициативной  речи. Сознание говорящего концентрируется  на содержании высказывания. Среди  признаков монологической речи  выделяются также непрерывность  (высказывание не ограничивается  одной фразой, а представляет  собой сверхфразовое единство), последовательность, логичность речи, относительная  смысловая законченность, коммуникативная  направленность высказывания. Монологическая речь используется с разной коммуникативной целью: -для сообщения информации, для воздействия на слушателей путем убеждения, - для побуждения к действию или его предотвращения.

 

При определении видов  монологической речи в учебных целях  исходят из содержания речи (описание, сообщение, рассказ), степени самостоятельности (воспроизведение заученного, пересказ и самостоятельное высказывание), степени подготовленности (подготовленная, частично подготовленная и неподготовленная речь). Рассказ является наиболее сложным  видом монологической речи. Для него характерна определенная последовательность событий, отражающая причинно-следственные связи между ними. Если описание развивается как в одной плоскости  и последовательность описываемых  явлений в нем не имеет принципиального  значения, то в рассказе соблюдение хронологической последовательности обязательно, иначе нарушается сюжетная канва повествования. Основные разновидности  подготовленного монолога - лекция, выступление, сообщение, как правило, готовятся предварительно.

 

 

Методика обучения языку должна обеспечить обучение всем видам монологической речи. Целью обучения монологической речи является формирование речевых  монологических умений.

1) пересказать текст, сделать  описание, сообщение на заданную  тему,

составить рассказ;

2) логически последовательно раскрыть  заданную тему;

3) обосновать правильность своих  суждений, включая в свою речь  элементы 

рассуждения, аргументации.

Все названные умения вырабатываются в процессе выполнения

подготовительных и речевых  упражнений.[1]

 

1.2. Основные принципы обучения  говорению 

 

Говорение - чрезвычайно многоаспектное и сложное явление.

Во-первых, оно выполняет  в жизни человека функцию средства общения.

Во-вторых, говорение - это  один из видов человеческой деятельности.

В третьих, важно помнить, что в результате деятельности говорения возникает его продукт - высказывание. И как деятельность, и как продукт говорение обладает определенными признаками, которые служат ориентиром в обучении, т.к. подсказывают, какие условия нужно создать для развития говорения, а также являются критериями оценки результатов обучения.

Говорение есть выражение  своих мыслей в целях решения  задач общения. Это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, ибо общение -это всегда взаимодействие с другими людьми.

Продуктом общения является интерпретация информации. Существуют три способа общения, перцептивный, интерактивный и информационный, а также два вида общения: ролевое и личностное. Таковы основные характеристики общения.

Посмотрим теперь с этой точки  зрения на то, каким же должен быть процесс  обучения иноязычному говорению.

1) Между учителем и учащимся  должны установиться какие-либо 

взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое (учитель -

ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в друге  речевого партнера.

2) Мотив общения может  появиться лишь тогда, когда  возникнет потребность 

в подлинном общении. Потребность  в «учебном» общении, которое  у некоторых 

учащихся есть, по характеру  иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной 

мотивации,

3) Если взаимоотношения  между учителем и учениками  как между личностями 

не возникает, то нет и  цели, присущей общению, - изменить эти  взаимоотношения.

4) Должны функционировать  все способы общения: интерактивный, когда естьвзаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной; перцептивный, когда

имеет место восприятие друг друга как личностей; информационный, когда ученики 

обмениваются своими мыслями, чувствами. Если же ученик пересказывает  текст просто

ради пересказа (когда  все в классе знают его содержание) или проговаривает какие-то не

ситуативные предложения, то общение не может состояться, а  продуктом такого

«говорения» является так  называемая учебная речь. Нужно придать  процессу обучения, не

нарушая его организованности, системности и методической направленности,

характерные черты процесса общения.

Каковы же принципы коммуникативного метода?

1. Принцип речевой направленности. Речевая направленность учебного  процесса заключается не столько  в том, что преследуется речевая  практическая цель, сколько в  том, что путь к этой цели  есть само практическое пользование  языком. Практическая речевая направленность  не только цель, но и единство. Речевая направленность предполагает  оречивленность упражнений, т.е. степень, меру их подобия речи. Все они должны быть упражнениями не в проговаривании, а в говорении, когда у говорящего есть определенная задача и когда им осуществляется речевое воздействие на собеседника.

Принцип речевой направленности предполагает также использование  коммуникативно ценного речевого материала. Использование каждой фразы должно быть оправдано соображениями коммуникативной ценности для предполагаемой сферы общения (ситуации) и для данной категории учащихся. Не последнюю роль здесь также играет речевой характер урока.

2. Принцип индивидуализации  при ведущей роли ее личностного  аспекта. 

Индивидуализация учитывает  все свойства ученика как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностные свойства. Индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и активности. Свое отношение  к среде человек выражает в  речи. А т.к. это отношение всегда индивидуально, то индивидуальна и  речь. При обучении иноязычной речи индивидуальная реакция возможна в  том случае, если стоящая перед  учеником речевая задача будет отвечать его потребностям и интересам  как личности. Любое высказывание ученика должно быть по возможности  естественно мотивированным.

Информация о работе Обучение говорению в младших классах