Экспериментальная работа по развитию творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.

Работа содержит 1 файл

pril.doc

— 459.00 Кб (Скачать)
stify">   Материал: на  начальном  этапе  игры  необходим  образный  материал –разнообразные  предметы (сосновая  шишка, ракушка, лист  дерева, кусочек  меха  и  т.п.). В  дальнейшем  игра  может  проводиться  только  в  словесном  варианте, то  есть  без  опоры  на наглядность.

   Детям  предлагается  ответить  на  вопрос: «На  что  похож  тот  или  иной  предмет?»  и  аргументировать  свой  ответ («Почему?», «Чем?»).

   Игра  может  проводиться  в  форме  соревнования.

   Командам  ставится  условие – кто  назовет  больше число вариантов ответа, тот побеждает. 

  • Игра  «Что  общего?»  [2, С.62-63].

   Эта  игра  представляет  собой  логическое  продолжение  предыдущей.

   Материал: реальные  предметы  или картинки.

   Детям  предъявляются (или  называются) два  объекта, между  которыми  нужно  провести  сравнение  по нескольким  признакам. Например, что  общего  между  муравьем  и  автомобилем? Оба  могут  двигаться, переносить  тяжелые  предметы  и   т.п. Или  что  общего  между  самолетом  и  карандашом? Оба  оставляют  след (карандаш – на  бумаге, самолет – на  небе), оба  сделаны  руками  человека, корпус  самолета  напоминает  форму карандаша и т.д. 

   
  • Синектическая  вопросно-ответная  игра  «Волшебный  башмачок» [55, С.212].

   В  качестве  синектических  методов  можно  использовать  обычную  игру  в  мяч, эвристические  беседы  с  поэтапным  усложнением  вопросно-ответной  игры, мозговые  атаки и элементы  проблемно-модельного  диалога. Детям предстоит "«делать изобретение"» Оно должно  быть  не  столько важным  и полезным  для взрослых, сколько стоять  в простых и понятных  всем  примерах  нового  использования  самых  обычных  вещей, например, ботинка, карандаша  и  т.п. «Изобретения»  детей  должны  быть  связаны  с  повседневной  жизнью, с  предметами  быта  и  разного  рода  приспособлениями, которые  называют  маленькими  хитростями  и  полезными  мелочами  нашей  жизни.

   Вводя  эту  игру  в  процесс  занятий, детям  предварительно  рассказывают  историю: «В  стародавние  времена  народных  умельцев  и  мастеров  благодарный  люд  уважительно  называл  розмыслами. Правда, красиво  звучит, поэтично? Розмысел  обязан  был  размыслить  задачу  со  всех  сторон, опираясь  не  только  на  весь  накопленный  опыт  предшественников, но  и   на  свой  ум, смекалку, изобретательность, на  мечту  и  фантазию.

   Да,  старые  люди  знали, что  именно  в  практической  деятельности  мастеров  каждая   вещь  всегда  делалась  немного по-новому, не  совсем  так, как раньше. В таком процессе  небольшой переделке получалось  что-то  новое, что в одно  прекрасное  утро  становилось самостоятельным открытием. Даже  звездное  небо  изменила  рука  человека: сотни  искусственных  спутников  Земли  вертятся  на  орбитах».

   Задания  могут  придумываться  по  ходу  игры. Например, злой  волшебник  заморозил  все  дороги  в  Волшебной  Стране, и  чтобы  ее  жителям  было  удобно  ходить, необходимо  придумать  волшебные  башмачки, которые  не  скользят  по  льду. 

  • Игра  «Ресурсный  анализ»  [2, С.63-64].

   Поиск  нескольких  «похожих»  предметов  осуществляется  ребенком  в  словесной  форме  на  основе  выявления  соответствия  выполняемым  функциям. Один  и  тот  же  предмет  таит  в  себе  множество  ресурсов, использование  которых  будет  зависеть  от  обстоятельств, где  именно  тот  иной  потенциал  сыграет  решающую  роль. Например, кирпичик  имеет  следующие  свойства: он  твердый, коричневый, пористый, тяжелый. Значит, его  можно  использовать  как  строительный  материал, вместо  пресса, фильтра, им  можно  рисовать, его  можно  разделить  на  части. Но  в  то  же  время  этими  свойствами  обладают  и  другие  объекты: рисовать  можно  углем; фильтром  может  служить  ткань, вата; делить  можно  яблоко, лист  бумаги  и  пр.

   Многочисленные  ресурсы  содержатся  не  только  в  предметном, но  и  социальном  мире. Поиск  потенциала  в  любой  жизненной  ситуации  не  менее  значим  в  жизни  детей, чем  ресурсный  анализ. В  этой  игре  участвуют  все  мыслительные  операции: дифференциация, анализ, синтез, понимание, узнавание, оценка, то  есть  происходит  оптимальное  развитие  прогностического  и  операционного  мышления.

   Детям  предлагаются  разные  ситуации, в  которых  необходимо  выявить  как  можно  больше  ресурсов: «Маша  пролила  на  пол  варенье. Что  ей  теперь  делать? Как  поступить  лучше  всего?», «Ваня  пошел  гулять  и  заблудился. Что  ему  делать? Как  найти  дорогу  домой?», «Аня  разбила  любимую  мамину  вазу. Как  ей  поступить?», «На  занятиях  в  детском  саду  воспитатель  ругает  Катю  за  то, что  она  не  слушала  объяснений  и  не  правильно  выполнила  задание. Что  будет  делать  Катя? О  чем  она  подумает?».

   Наше  занятие  окончено. Всем  спасибо! 

    Занятие  3. ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ! 

   Цель: развитие  творческого  воображения.

   Достижению  этой  цели  способствуют  не  только  индивидуальные, но  и  групповые  формы  работы детей на  занятии. 

  • «Волшебные  картинки».

   Материал: картинки  со  схематическими  или  стилизованными  изображениями.

   Детям  предлагается  рассмотреть  картинки  и  придумать  названия  для  них. С  каждым  разом  предъявляемые  детям  изображения  все  более абстрагируются, чем собственно, и обеспечивается  усложнение  заданий. При этом  дети  могут не  только  давать  названия  рисунка, но  и сами  делать  небольшие зарисовки и предлагать  их  партнерам по  игре.

   В  программу  по  изодеятельности  включаются  и  другие  приемы: отражение  своего  настроения  в  цвете, изображение  своих  цветовых  ощущений  от  прослушанной  музыки, конструирование  из  газет  и  мокрой  бумаги, нетрадиционные  приемы  живописи (пальцевая  живопись, рисунок  поролоном  и  жесткой  кистью).

   Для  развития  воображения  и  умения  передавать  свой  творческий  замысел  детям  зачитываются  характеристики  необычных  сказочных  персонажей («Рамбол», «Велень», «Милея», «Звугр»  и  др.)  и  предлагается  представить  и изобразить  их. На  следующем занятии дети  обыгрывают  действия  нарисованных   героев, вырезают  их, придумывают сюжетные  сценки.

   В  рамках  работы  по  обучению  творческому  рассказыванию  дети  учатся  придумывать  сказки  по  предложенному  взрослым  началу, изменять  заимствованные  из  сказок  ситуации, придумывать  новое  окончание  сказке, сочинять  сказки  «наоборот». 

  • Сочинение  групповой  сказки.

   Начинать  придумывать  лучше  всего  с  известной  сказки, изменив  ее  конец. Постепенно  для  сказки  добавляется  по  3-4  дополнительных  персонажа  и  так  до  тех  пор, пока  не  будет  задействован  необходимый  набор  действующих  лиц. Когда  дети  освоили  придумывание  сказок, можно  приступать  к  сочинению  вслепую. Это  могут  быть:

  • Сказки  «наизнанку».

   Берется  любая  знакомая  сказка, и  ее  героям  приписываются  прямо  противоположные  свойства. Например, сказка  звучит  совершенно  по-другому, если  волк  в  ней  будет  добрый, а  Красная  Шапочка –  злая («Красная  Шапочка»); Колобок  будет  сделан  не  из  теста, а  из  смолы («Колобок»)  и  т.п.

  • Сказки  «задом  наперед».

   Рассказывание  сказки  начинается  не  сначала, а  с  конца. Это  уже  более  сложная  задача, но  дети  справляются  с ней  достаточно  быстро. Первоначальное  использование  приема  предполагает  опору  на  картинки-иллюстрации. Постепенно  можно  переходить  к  рассказыванию  без  наглядного  материала.

  • Сказки  «из  собственного  опыта».

   Детям  предлагается  пофантазировать  на  эту  тему, используя  «историю»  своего  сказочного  героя.

  • Сказка  со  «сменой  места  действия».

   Сюжет  знакомой  сказки  перемещается  в  другое  время  и пространство. Например, Колобок  в  космосе, козлята  и  волк  на  необитаемом  острове.

  • «Перевирание  сказки».

   Взрослый  начинает  рассказывать  сказку, несколько  изменяя  ее  повествование. Ребенок  же  в  процессе  восприятия  включается  в  игру  и  уже  самостоятельно  начинает  изменять  течение  событий, вводить  новых  героев  и  т.п. Например, сказка  «Красная  шапочка».

   Взрослый (начинает): Жила-была  Желтая  шапочка.

   Ребенок: Не  желтая, а  Красная.

   Взрослый: Да, Красная, ее  так  папа  назвал.

   Ребенок: Не  папа, а  мама…  и  т.д.

  • «Салат»  из  сказок.

   Рождение  новой  сказки  происходит  за  счет  объединения  двух  или  нескольких  знакомых  сказок.

  • Сказочная  путаница.

   Сначала  детям  предлагают  распутать  клубок  из  сказок: «Жили-были  дед  да  баба. Была  у  них  курочка-репка. Дед  ел, ел, не  съел. Баба  ела, ела, не  съела. Покатилась  репка  дальше. Катится, а  на  встречу  ей  избушка  на  курьих  ножках. «Избушка, избушка, кто  в  тереме  живет? Выгляни  в  окошко – дам  тебе  корытце…»  и  т.д. После  того, как  дети  справятся  с  заданием, им  предлагают  придумать  сказку-путанку  собственного   сочинения.

   Можно  задавать  любую  тему  сказки. Содержание  придуманной  сказки  дети  при  желании  могут  проиллюстрировать  с  помощью  рисунков. Наиболее  интересные  сюжеты  можно  обыграть  с  помощью  кукол  или  ролей.

   В  конце  занятия  педагог  благодарит за  активную  работу. 

    Занятие  4. КТО  БЫСТРЕЕ? КТО  ИНТЕРЕСНЕЕ? 

    Цель: развитие  беглости, гибкости  и  оригинальности  мышления.

   Включенные  в  это  занятие  игры  и  задания  активизируют  у  детей  их  творческий  потенциал  и  способствуют  развитию  их  креативности  в целом. 

  • «Земля  – воздух – вода».

   «Сейчас  мы  будем  бросать  друг  другу  мяч. Тот, кто  бросает  мяч, говорит  одно  из  трех  слов: «воздух», «земля», «вода», а  тот  кто  ловит  мяч, говорит, если  прозвучит  слово  «воздух» –  название  птицы, во  втором  случае («земля») – животного, если  было  сказано  «вода» - название  рыбы. Отвечать  нужно  как  можно  быстрее».

   Задание  можно  усложнять, увеличив  темп  ответов  или  предлагать  в  качестве  ответов  не  только  названия  животных, но, например, транспортных  средств  и  т.д. 

  • «За  и  против».

   «Каждый  из  вас  по  очереди  будет  предлагать  любую, самую  невероятную  ситуацию, например: представим  себе, что  утром  вы  вдруг  обнаружили, что  уменьшились  в  росте  в  два   раза».

   После  того  как  ситуация  предложена, все, в  том  числе  и  ребенок, ее  предложивший, говорят, какие  они  видят  плюсы  и  минусы  и  интересные  моменты  в  этой  ситуации. 

  • «Оптимисты  и  скептики»  [2, С.117].

   Один  из  играющих  задает  ситуацию, представляя  ее  как  хорошую  или  плохую, а  другой  опровергает  это  утверждение, используя  словосочетания «не  очень».

   Например:

  • Хорошо, что  дома  телевизор  есть – смотреть  можно.
  • Хорошо, да  не  очень. Глаза  могут  заболеть. Хорошо, если  чайник  большой – на  всех  чая  хватит.
  • Хорошо, да  не   очень. Долго  закипает. Плохо, что  мороженое  холодное – горло  может  заболеть.
  • Плохо, да  не  очень – летом  холод  приятен  и  т.д.

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности