Экспериментальная работа по развитию творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, дипломная работа

Описание работы

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.

Работа содержит 1 файл

pril.doc

— 459.00 Кб (Скачать)
tify">      Представления  воссоздающего   воображения различаются по их  точности и яркости. Точность, правильность построения представлений в воображении, их соответствие требованиям, задачи в значительной мере определяется  жизненным опытом человеком, накопленным им раньше запасом  представлений. Ведь  это резервуар, из которого мы черпаем материал  для новых образов. Вряд ли сможет правильно представить себе море человек, который  видел  воду  только  льющейся  из  крана. Определяется  оно и  уровнем  пониманием  тех  описанием  и  изображений, по  которым  создаются  представления.

     Но яркость, живость, отчетливость  новых образов зависит не от запаса представлений, а  от  индивидуальных  особенностей  человека и, прежде всего, от  того, насколько  его  воображение  окрашено  чувствами.         

   Задачи  творческого воображения состоят  в определении возможным результатов  действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. В самом ярков виде творческое воображение проявляется в труде художников, писателей, артистов и т.д. Но творческое воображение необходимо и каждому человеку.

   В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают [18].

   В  современной  психолого-педагогической  литературе  теория  становления  творческой  деятельности  рассматривается  в  тесной  взаимосвязи  с  развитием  всех  психических  процессов  и прежде  всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

   Исследуя  особенности  детского  воображения, Л.С. Выготский  писал, что  продукты  настоящего  творческого  воображения  во  всех  областях  творческой  деятельности  принадлежат  только  уже  созревшей  фантазии, то  есть  это  воображение  достигает  своей  полной  зрелости  у  взрослого  человека. У  ребенка  «не  только  материал, из  которого  строит  воображение  беднее, чем  у  взрослого, но  и  характер  комбинаций, которые  присоединяются  к  этому  материалу, их  качество  значительно  уступает  комбинациям  взрослого» [6, с.28].

   Становление  детского  воображения  подчиняется  общим  закономерностям  развития этого процесса, но  имеет свои  особенности и, по  мнению  Л.С. Выготского, каждый  период  детства обладает  своей формой  творчества. Исследователи отмечают  тот факт, что творческое  воображение в своем развитии  постепенно  переходит из   элементарных  форм  в  сложные, от  простого  произвольного  комбинирования  к  комбинированию  логически  аргументированному.

   Анализируя  механизмы  продуктивного  воображения, Л.С. Выготский  отмечал, что  уже  в  раннем  возрасте  мы  находим  у  детей  творческие  процессы, которые всего лучше выражаются  в играх детей [5, с.5]  и игра  ребенка не  простое воспоминание  о пережитом, но  творческая  переработка пережитых впечатлений, комбинирование  их, построение  из  них новой действительности, отвечающей  запросам  и  влечениям  самого  ребенка. Так  же  точно  стремление  детей  к  сочинительству  является  такой  же  деятельностью  воображения, как  и  игра [5, с.7].

   Процесс  творческого  воображения  изучался  также  А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дъяченко  и  др. В  их  исследованиях  подчеркивается  мысль  о  том, что  творческое  воображение  связано  с  существенной  новизной  и  неопределенностью  познаваемой  ситуации, разрешение  которой  предполагает  неограниченное  разнообразие  возможных  способов.

   Психологические  исследования  Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской  показывают, что  в  старшем  дошкольном  возрасте, по  сравнению  с  ранним  детством  проявляется  новый  тип  деятельности – творческий. Своеобразие  этой  деятельности  в  том, что  создается  возможность  идти  от  мысли  к  ситуации, а  не  от  ситуации  к  мысли.

   А.А. Люблинская  доказывает, что  воображение  старших  дошкольников  приобретает  все  более  активный  и  творческий  характер, и  поэтому  развивается  способность  к  творческой  деятельности, дети  все  большее  внимание  начинают  уделять  идее, те  есть  замыслу  своего  произведения, которое  отражает  сюжет  его  рисунка, игры  или  сочинения. При  этом  они  используют  в  своей  творческой  деятельности  не  только  реальные  предметы  и  явления, но  и  сказочные  образы.

   В  исследованиях  А.В. Петровского, О.М. Дъяченко  выделены  два  вида  воображения – активное  и  пассивное. Активное  воображение подразделяется  на  воссоздающее  и творческое. Для участие в творческой  деятельности, для развития  творческих  способностей  наиболее  значимо творческое  воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные  характеристики  действительности.

   А.В. Петровский  дает  следующее  определение: «Творческое  воображение, в  отличие  от  воссоздающего, предполагает  самостоятельное  создание  новых  образов, которые  реализуются  в  оригинальных  и  ценных  продуктах  деятельности» [53, с.345].

   Проблема  развития  воображения  и  творчества  всесторонне  исследовалась  в  Институте  дошкольного  воспитания  Академии  педагогических  наук  как  развитие  творческих  способностей  в  познавательной, интеллектуальной  и  эмоционально-волевой  сфере (А.А. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Т.А. Репина, О.М. Дъяченко), развитие  воображения  в  игре (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Р.И. Жуковская), формирование  творчества  в  разных  видах  художественной  деятельности (Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Т.Т. Казакова, О.С. Ушакова).

   В.В. Давыдов  считал, что  живопись, музыка  и  поэзия – это  виды  единого  процесса  эстетического  освоения  действительности, и  все  они  связаны  с  развитием  воображения, универсальной  способности  по  отношению  к  любой  деятельности.

   Исследования  Е.Е. Кравцовой, О.М. Дъяченко, В.Т. Кудрявцева  включают  изучение  психологических  закономерностей  развития  воображения (возможность  «схватывать» целое  раньше  части  и  переносить  черты  одного  объекта  реальности  на  другой). Развитие  этих  особенностей  у  дошкольников  рассматривалось  на  материале  изучения  различных  видов  деятельности, в  том  числе  художественной.

   Большинство  отечественных  психологов  подчеркивают  образный  характер  творческих  процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец  и  др.). О.М. Дъяченко  вычленяет  семь  основных  механизмов  воображения, носящих  действенный, преобразующий  характер:

  1. типизация (создание  целостного  образа  синтетического  характера);
  2. комбинирование (осуществление  анализа  и  синтеза  элементов  реальности);
  3. акцентирование (подчеркивание, заострение  тех  или  иных  черт, особенностей  объектов);
  4. преувеличение  или  преуменьшение  предметов  и  явлений;
  5. конструкция (создание  целого  по  части);
  6. агглютинация (сочетание  разнородных  свойств  реальности);
  7. уподобление (использование  аллегорий  и  символов) [18, с.55].

   В  работах  Л.А. Венгера  и  его  сотрудников  были  выделены  особые  действия  наглядного  моделирования, которые  опосредованно  выступают  как  общие  познавательные  способности, формирующиеся  в  дошкольном  возрасте.

   В  исследовании  О.М. Дъяченко  на  основе  модификацированного  варианта  методики   Е.П. Торренса  были  разработаны задания, выполняя  которые ребенок подчинял  свое  воображение определенной  задаче (методика  «Дорисовывание  фигур»). В качестве  основного показателя  успешности  выполнения  задания был взят  коэффициент   оригинальности (КО). В исследовании  доказано, что  развитие  воображения  стимулирует  выполнение  творческих  заданий, а  противоречия, которые  обеспечивают  саморазвитие  воображения, зарождаются  и  разрешаются  в  деятельности. Она  анализировала  две  линии  становления  творческих  способностей. Первая  связана  со  спецификой  деятельности, а  вторая  с  овладением  средствами  художественной  выразительности, необходимыми  для  самостоятельности  и  вариативности  их  использования [69, с.289].

   Выявление  особенности  структуры  воображения  ребенка-дошкольника  показали  связь  развития  воображения  с  развитием  личности  ребенка  и  помогли  разработать  психолого-педагогические  условия  развития  творческого   воображения. 

    1. Сущностная  характеристика  театрализованной  деятельности  старших  дошкольников
 

   Роль  театрализованной  деятельности  в  развитии  творческого  воображения  отмечают  зарубежные  и  отечественные  психологи.

   Значение  театрализованной  деятельности  для  развития  творческого  воображения  дошкольников  заключается  в  том, что  эта  деятельность  позволяет  прямо  ставить  перед  детьми  творческую  задачу, давать  ребенку  задание  создать  новый  образ, сделать  это  самостоятельно. Спецификой  детского  художественного  творчества  является  то, что ребенок активно открывает что-то  новое для себя, а для окружающих – новое в себе. 

   В  педагогической  и  психологической  литературе  встречаются  разные  названия  театральной  деятельности: театрально-игровая  деятельность, театрально  игровое  творчество, театрализованные  игры, театрализованные  представления, театральная  самостоятельная  деятельность, театрализованная  деятельность  и  т.д.

   Типической  основой  художественного  творчества  является  театрализованная  игра. Об  этом  говорил  П.Блонский, считая, что  все  виды  игр  по  существу  являются  искусством  ребенка, его  творчеством. Следовательно, театрализованную  игру  можно   назвать  творческой  игрой.

   Некоторые  психологи  считают, что  театрализованные  игры  нельзя  считать  творческой  деятельностью, так  как  в  них  не  создается  ничего  нового. Действительно, если  подходить  к  игре  с  теми  же  мерками, что  и  к  деятельности  взрослого  человека, термин  «творчество»  не  уместен. Но  он  оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения  развития  ребенка. Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих  проявлений  детей в театральных играх насколько театральная деятельность  в самой основе  своей содержит  творческое начало  и является  сама  по  себе  художественной  деятельностью.

   По  мнению  С.Н. Томчиковой, театрализованная  деятельность  дошкольников – это  специфический  вид  художественно-творческой  деятельности, в  процессе  которой  ее  участники  осваивают  доступные средства  сценического  искусства, и согласно  выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке  и разыгрывании  разного вида  театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [74, с.3].

   Театрализованные  игры  назвали  так, по-видимому, за  свою  близость  к  театральному  представлению. Зрелищность  всегда  вызывает  радость, а  сказочность  усиливает  привлекательность  игры.

   Под  театрализованными  играми  ученые  понимают  «игры  в  театр», «сюжетами  которых  служат  хорошо  известные  сказки  или  театральные  представления  по  готовым  сценариям» [3, С.3].

   Театрально-игровая  деятельность  имеет  большое  значение  для  всестороннего  воспитания  детей: у  них  развивается  художественный  вкус, творческие  и  декламационные  способности, формируется  чувство  коллективизма, развивается  память.

   Особенность  театрализованных  игр: они  имеют  готовый  сюжет, а  значит, деятельность  ребенка  предопределена  текстом  произведения [31, с.309].

   Настоящая  театрализованная  игра  представляет  собой  богатейшее  поле  для  творчества  детей: текст  произведения  для  детей – только  канва, в  которую  они  вплетают  новые  сюжетные  линии, вводят  дополнительные  роли, меняют  концовку  и т.д.

Информация о работе Экспериментальная работа по развитию творческого воображения старших дошкольников в театрализованной деятельности