Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, дипломная работа
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.
Таблица 4
Шкала оценки уровня развития воображения
Уровни
развития |
Очень
низкий |
Низкий | Средний | Высокий | Очень
высокий |
Оценка
в
баллах |
0 | 2-3 | 4-7 | 8-9 | 10 |
Анализ результатов.
Придуманные рассказы представлены в Приложении 2.
Результаты диагностики по методике «Придумай рассказ» можно увидеть в таблице 5.
Таблица 5
Оценка уровня воображения на начало учебного года
№
п/п |
Ф.И. ребенка | |
Общее
кол-во баллов | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
1. | Ксюша С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
2. | Никита Т. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 |
3. | Витя Б. | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 6 |
4. | Алеша К. | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 6 |
5. | Оля Ш. | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 8 |
6. | Вика К. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 4 |
7. | Поля К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 7 |
8. | Даша Ш. | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 |
9. | Илья М. | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 7 |
10. | Алиса П. | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 4 |
В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты:
Следовательно, в данной группе преобладают дети со средним уровнем развития воображения (80 %).
Таким
образом, проведенная диагностика
позволила не только определить
уровень развития воображения
детей на момент начала эксперимента,
но и определить направления
работы с данной группой.
Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения [36]. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.
Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.
Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.
Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:
Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).
Цель
занятий – развитие воображения
и творческого потенциала дошкольников;
осознание собственных творческих
возможностей; преодоление барьеров,
препятствующих актуализации творческих
ресурсов.
Занятие
1.
ПОФАНТАЗИРУЕМ?
Цель: развитие воображения.
Детям
предлагается выполнить ряд
упражнений в игровой форме.
Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.
В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.
Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.
Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.
Играющие
по очереди говорят, какие предметные
изображения они видят в
кляксах или в отдельных
ее частях.
Материал: набор слов.
Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.
Упражнение
можно проводить с ограничениями,
например, придумать рассказ со
словами, начинающимися только
с буквы А или Б и т.д.
Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».
Желтая сказка
Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.
Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.
«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».
А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.
До самого горизонта желтели луга – это цвели желтые ветреницы и примулы, но больше всего было одуванчиков. Все холмы как золотом сияли от пушистых нежно-желтых шапочек этих солнечных цветов.
Тут и сам я не удержался, взял да и повалился в одуванчики. Опылился желтой пыльцой.
Подошла
желтая корова, подумала, что я
одуванчик, да и съела меня, желтого.
Так что писать дальше нет
возможности.
Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?»); «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?). В качестве примера детям читается стихотворение Бориса Заходера «Песня игрушек».
Дети любят игрушки. Мы ребятам прощаем
Так
все говорят!
Ну а разве игрушки Оттого-то, наверно,
Не любят ребят? Не все замечают,
Очень
любят!
Души в них не чают! Тоскуют,
Жаль,
Что это НЕ ВСЕ замечают! Оттого-то не знают
Мы молчим, мы не плачем, (И знать не хотят!),
Когда
нас бросают –
Мы
ведь знаем,
Что
слезы
От беды не спасают… Когда нас ломают,
Не заметишь обиды Как обидно,
По
нашему виду –
Что нас не всегда понимают.
В основу этой игры положен метод фокальных объектов, суть которого заключается в перенесении качеств различных объектов на исходно выбранный предмет. Например, нужно придумать необычный стул. Детям предлагают назвать два-три слова, совершенно не имеющих никакого отношения к стулу, допустим, «кошка» и «книга», к которым необходимо подобрать по 3-5 качественных характеристик. Кошка – ласковая, пушистая, разноцветная; книга – интересная, приключенческая, толстая.
После этого приступают к основной части игры – придумыванию нового стула: все вышеперечисленные качества переносят на исходный предмет и выясняют: что это за стул? Чем он интересен? Где его можно использовать?
Наше
занятие окончено.
Всем спасибо!
Занятие
2. ДУМАЙ, УЧИСЬ,
РАЗВИВАЙСЯ
Цель:
развитие основных мыслительных
операций, прогностического, практического,
дивергентного видов мышления.