Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:16, дипломная работа
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов.
на третьем – детям предлагается выполнить ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);
на четвертом – осуществляется чтение сказки по ролям и т.п. [17, с.8].
Было также установлено, что эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно- оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов (Е.Трусова).
Интерес для практических
Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества. В результате были найдены интересные методические приемы:
В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Было установлено, что театр, как вид искусства, способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель и ребенок-актер.
Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. То, что дошкольник может сделать с чьей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этом возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Процесс творческого развития дошкольника неизбежно сопровождается определенными эмоциями и чувствами. Не научив ребенка понимать и принимать свои чувства, мы не научим его проявлять свою индивидуальность, быть творческой личностью. Ребенок все дальше будет уходить от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые открываются ему в его чувствах.
Возможность использования опыта трудных, критических ситуаций, по мнению Ф.Е. Василюка, создает возможность для личностного роста человека. М. Кляйн утверждала, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает ребенку почувствовать, что он сможет справиться с тревожным состоянием. А полное отсутствие конфликта лишает ребенка возможности обогащения своей личности, возможности усиления Эго и способности к творческой деятельности [7, С.225].
Итак, наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих определенное эмоциональное напряжение, является одним из важнейших условий становления творческой личности. Большую роль здесь играет создание на занятиях положительного фона настроения, который повышает эффективность решения ребенком тех или иных проблем и трудных ситуаций. В этом плане особое значение приобретает личность взрослого, взаимодействующего с ребенком. Как отмечал Э. Фромм, у педагогов и родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливыми и чувство юмора, которые напрямую связаны с проблемами психического здоровья [72].
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни; как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее [4].
Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей. Книга эта интересна тем, что она особенно ярко выражает типичный подход к обучению, существующий у большинства зарубежных авторов.
Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий:
По мнению Дж. Смита, роль взрослого заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.
По нашему мнению, данный подход является прогрессивным, так как он подразумевает не просто зависимое от взрослых развитие некоторых природных творческих возможностей каждого ребенка, а подчеркивает влияние среды на развитие творчества у детей. Кроме того, совокупность описанных выше условий создание их не только в дошкольном учреждении, но в семье – это реальный путь помощи ребенку в развитии его воображения.
Но все-таки этот путь представляет собой пассивную позицию взрослого. Взрослый должен только создать некоторые условия, а затем уже как бы остаться в тени и просто не мешать свободному самовыражению ребенка. Отечественная же психология занимает другую позицию: мы должны не просто не мешать развитию ребенка, но активно помогать ему в этом развитии, формировать механизмы воображения.
Мы уже говорили о том, что воображение ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются знания и представления ребенка об окружающем его мире. Но как дать ребенку эти знания? Ведь часто, к сожалению, бывает так, что взрослые беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, но потом жалуются, что у него, как говорится, все в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, когда у малыша нет интереса к тому, о чем ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть отсутствует то, что психологи называют познавательными интересами.
Такие дети крайне медленно усваивают новые знания, избегают активной мыслительной деятельности. Именно они боятся творческих задач, которые требуют от них напряженного поиска и самостоятельности.
Познавательные интересы ребенка-дошкольника очень рано начинают сами заявлять о себе. Проявляется это сначала в форме вопросов, которыми ребенок осаждает взрослых с трех-четырех лет. К.И. Чуковский приводит запись вопросов, заданных четырехлетним мальчиком отцу в течение двух с половиной минут.
Такие и подобные вопросы задаются всеми детьми в этом возрасте. Но станет ли детское любопытство устойчивым познавательным интересом, зависит от тех взрослых, которые окружат ребенка.
В развитии познавательных интересов дошкольника существует две основные линии [18, с.87]:
Первая линия – постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше у ребенка открывающихся пред ним сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
Вторую линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности.
Старшего дошкольника пяти-шести лет начинают интересовать не только те явления и их причины, которые он видит непосредственно перед собой, но и обобщенные свойства предметов окружающей действительности. Дети этого возраста задают такие вопросы: «Если вся вода течет в море, то куда она потом девается?», «Что такое бобыль?», «Из чего человек сделан?» и т.п.
Естественно отвечая на вопросы, бесе5дуя с ребенком на разные темы, необходимо учитывать возрастную специфику развития познавательных интересов ребенка. Но необходимо постоянно ориентироваться в том, чем интересуется ребенок, а затем уже оказывать влияние на формирование его интересов.
Выявить интересы ребенка можно с помощью вопросов, но не прямых: «Что тебе интересно?», «О чем бы ты хотел узнать?», а вопросов косвенных: «Что бы ты хотел делать в выходной день?», «Какой подарок ты бы хотел получить (подарить)?», «Чем ты хотел заниматься летом (зимой)?». Вопросы такого типа помогут определить, что же интересует ребенка и какое место в его жизни занимает познавательные и творческие интересы. И уже в зависимости от этого можно направлять в ту или иную сторону развитие интересов ребенка.
Для возникновения устойчивых интересов недостаточно познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. А этому способствует включение дошкольника в совместную со взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему сделать что-нибудь в группе или по дому, изготовить какой-нибудь атрибут для игр, послушать вместе запись любимой сказки. Возникающие у ребенка в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности.
Но во всех этих ситуациях следует будить собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов, в усвоение новых знаний.
Можно спросить ребенка: «Кто зимой на окнах рисует узоры?», «Почему вода стала твердой?», «Что будет лучше прыгать: мячик или деревянный шарик?» и т.п. Главное – разбудить интерес ребенка, вызвать его активное отношение к новому, желание самому думать и открывать это новое.