Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа
Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.
Объект исследования - муниципальная система управления образованием.
Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.
Введение
1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………
1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………
1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..
1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….
2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования
2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике
2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске
3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне
Заключение
Список и источники литературы
Общая численность детей в возрасте от 1 года до 7 лет в городе составляет 8933 ребёнка, что на 242 больше, по сравнению с предыдущим годом, в том числе 5877 детей от 3 до 7 лет. Увеличение количества дошкольников связано с повышением рождаемости. Так в 2008 году родилось 1364 человека, в 2009 - 1721 человек, а в 2010 году 1200 детей .
Дошкольным образованием охвачено 7140 детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что составляет 87,8% (по республике в городах - 80,5%, в Чебоксарах - 79,8%). В последние два года охват детей находится в стабильном состоянии.
Учитывая
то, что старший дошкольный возраст
детей является важнейшим этапом в получении
ими равных стартовых возможностей, Минобразования
Чувашии ведется отдельный мониторинг
оказания образовательных услуг для дошкольников
этой категории.
В предыдущие годы была поставлена задача о 100,0 % охвате детей старшего дошкольного возраста предшкольной подготовкой. В Новочебоксарске и Чебоксарах справились с этой задачей, по республике в целом предшкольной подготовкой охвачены 92,6% детей старшего школьного возраста.
В июне 2010 года дополнительно открыты 2 группы на 30 мест (по 1 группе в ДОУ № 2 и в ДОУ № 43), в августе - 1 семейный детский сад, как структурное подразделение МДОУ "Детский сад № 2 "Калинка".
Количество детей, находящихся в очереди в дошкольные учреждения на 2010 г.- 3477. Из них: с 2-х до 3-х лет - 415 детей; с 1,5 до 2-х лет - 1301 ребенок; до 1,5 лет - 1761 ребенок.
На 1 июля 2010 года в дошкольные образовательные учреждения направлено 1445 детей с 12-ти часовым пребыванием.
Обеспеченность детского населения местами в дошкольных образовательных учреждениях Новочебоксарска: на 100 мест 101 ребёнок.
В
соответствии с Концепцией развития
системы дошкольного
В рамках обеспечения доступности дошкольного образования в ДОУ Новочебоксарска созданы 40 групп для детей с особенностями физического и психического развития: 3 группы для детей с нарушением зрения, 12 - для детей с нарушением речи, 2 - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 1 - для детей с нарушением интеллекта, 3 - для детей с задержкой психического развития, 12 - для детей с туберкулёзной интоксикацией, 7 - для часто болеющих детей и 3 группы на 24 ребёнка-инвалида в детском саду № 44.
Успешно идет процесс обновления содержания дошкольного образования. Более половины ДОУ реализуют программы нового поколения "Радуга", "Детство", "Развитие", "Школа - 2100" и др. Расширяется сеть групп, предоставляющих услуги сверх установленных стандартов.
В среднем пропущено 1 ребёнком по болезни всего 5,5 дня (в т.ч. детьми в возрасте 3 года и старше - 4,7), по Чувашской Республике - 7,3 (6,2)
В
34 ДОУ оказываются дополнительные
платные образовательные
Родительская плата за услуги детского сада оставалась в течение года на социально приемлемом уровне и составляла 800 рублей в месяц (с бассейном - 850 рублей). Размер платы не превышает 20,0 % от стоимости содержания ребенка в детском саду.
Действует льгота по оплате за детский сад, которой в 2010 году пользуются 607 детей, из них:
· 387 человек посещают ДОУ бесплатно. Это воспитанники санаторных ДОУ- 166 человек (№№ 28, 36), спецгрупп - 180 детей (ДОУ №№ 14, 37, 44, 48), опекуны - 6, инвалиды детства - 35 человек;
· 220 детей из многодетных семей оплачивают 50% родительской платы.
В дошкольных образовательных учреждениях работает 820 педагогов, из них: воспитатели - 624 (76%); старшие воспитатели - 34 (4,1%); музыкальные руководители - 64 (7,8%); логопеды - 12 (1,5%); дефектологи - 9 (1%); инструктора по физической культуре - 36(4,4%); заведующие - 41 (5%).
Наибольшее количество педагогических работников (80%) находятся в возрасте старше 30 лет (в том числе 18% - пенсионного возраста). Доля молодых специалистов (до 30 лет) составляет 20 %.
В республике создана система поддержки творчески работающих педагогов и лучших детских садов. В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 5 октября 2005 г. № 101 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования в Чувашской Республике", лучшим детским садам и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений четвертый год выделяются гранты и денежные поощрения.
В 2010 году грант в размере 200 тыс. рублей получил МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 50 "Непоседа", два дошкольных образовательных учреждения в 2009 году- МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 29 "Колосок", МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 48 "Журавлик". Лучшим педагогическим работникам детских садов в 2010 г. присуждено 2 денежных поощрения по 20 тыс. рублей - Косолаповой Л.Л., воспитателю МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 43 "Родничок", Солиной Т.А., инструктору по физической культуре МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 50 "Непоседа" (в 2009 г. - Петровой А.Л., инструктору по физической культуре МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 2 "Калинка", Никифоровой М.В., старшему воспитателю МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию № 27 "Рябинка").
В дошкольных образовательных учреждениях средняя заработная плата воспитателей в 2009 г. составила 6384,1 рублей (таблица 2.4). В июне 2010 года муниципальным образованиям из республиканского бюджета Чувашской Республики на внедрение новой системы оплаты труда работников выделена дополнительная финансовая поддержка в сумме 16,4 млн. руб. Эти финансовые средства направлены на создание стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений для установления надбавки воспитателям за интенсивность и напряженность работы, связанной со спецификой контингента детей и большим разнообразием развивающих программ, особым режимом работы, разработкой сценариев мероприятий и их постановкой, выполнением работ сверх основных обязанностей. В результате заработная плата воспитателя дополнительно увеличилась в среднем на 1200 рублей и составит более 7300 рублей (таблица 2.5).
В связи с введением нового образовательного стандарта общего образования, дошкольная образовательная услуга должна быть направлена на разностороннее развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования.
Удовлетворенность
населения Новочебоксарска
Таким
образом, выработанная городским Отделом
образования и молодежной политики
администрации города Новочебоксарска
стратегия по управлению сети дошкольных
образовательных учреждений позволяет:
поддерживать функционирование городских
детских садов в режиме развития; создавать
условия для поддержания и совершенствования
качества управления и образовательного
процесса в дошкольных образовательных
учреждениях; обеспечивать успех социализации
воспитанников детских садов, т.е. дает
хороший старт детям в дальнейшую жизнь.
Регулирование деятельности муниципальных
дошкольных образовательных учреждений
со стороны городского Отдела образования
и молодежной политики направлено на создание
системы образовательных услуг в поддержку
семейного воспитания детей раннего и
дошкольного возраста, внедрение моделей
дошкольного образования, обеспечивающих
каждому ребенку дошкольного возраста
возможность обучаться по образовательным
программам и обеспечение не только высокой
готовности детей дошкольного возраста
к школьному обучению, но и их ранней позитивной
социализации. Регулирование деятельности
дошкольных образовательных учреждений
города Новочебоксарска, как и общеобразовательных
учреждений города, проявляется в аналитической,
организационной, прогнозирующей, координирующей
и контролирующей функциях, направленных
на развитие каждого дошкольного образовательного
учреждения и творческую самореализацию
педагогических коллективов детских садов.
3.
Направления совершенствования
реализации государственной
Наряду с положительными результатами по реализации органами муниципального управления государственной политики в сфере дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. Главная из них - отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения. В настоящее время спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения, очередь на устройство ребенка в детский сад составляет в республике свыше 10 тыс. детей. 30 процентов по республике и 12,2 процента по городу Новочебоксарск детей воспитываются в домашних условиях, что требует квалифицированного социально-педагогического и психологического сопровождения семьи.
Одной из актуальных проблем остается образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Не создана система раннего педагогического сопровождения детей. Слабо развиты интеграционные формы организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития.
Качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Требует дальнейшего развития преемственность связей между дошкольным и начальным звеньями образования и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, технологий и др.).
С 2006 года введено нормативное подушевое финансирование дошкольного образования. Но финансирование дошкольных образовательных учреждений в муниципалитетах не соответствует заявленным нормам.
Требуют решения вопросы создания новых форм дошкольного образования с учетом потребностей населения, повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.
Воспитанием детей заняты 5833 по республике и 820 по городу Новочебоксарск педагогических работника, более 40 процентов из них имеют высшее образование (остальные - среднее профессиональное), 12 процентов по республике и 20 процентов по городу Новочебоксарск - молодые специалисты со стажем работы до двух лет.
Одна
из главных особенностей управления
муниципальной системой образования
на современном этапе заключается
в том, что оно реализуется
в специфических условиях ломки,
перехода от одних форм организации
и жизнедеятельности
а)
цели формирования единого образовательного
пространства, обеспечивающего
б)
цели углубления, совершенствования
практики социализации и воспитания
подрастающего поколения с
в) цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие личности и становление местных общественных систем.
Выделение этих групп целей означает, что сама система управления образованием предполагает особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления системой развивающегося образования России, региона, в целом, и муниципального уровня, в частности. Данные особенности указывают, что для достижения системности, целостности и устойчивости развития образования необходимы и целесообразны изменения на муниципальном уровне управления. Прежде всего, потому, что муниципальные системы образования включают в настоящее время всю сферу общего среднего образования, дошкольное и дополнительное образование детей.
Основным ресурсом развития, должен стать совокупный ресурс территории (экономический, организационный, социокультурный и т.д.), для чего необходимы формы горизонтально интегрированного управления, обеспечивающего внутриотраслевую и межотраслевую кооперацию ресурсов. Основные смысловые и структурные элементы конце
Современная
образовательная система
Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования