Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа
Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.
Объект исследования - муниципальная система управления образованием.
Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.
Введение
1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………
1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………
1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..
1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….
2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования
2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике
2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске
3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне
Заключение
Список и источники литературы
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
-
обеспечение содержания зданий
и сооружений муниципальных
-
учёт детей, подлежащих
Сегодня
связь между современным, качественным
образованием и перспективой построения
гражданского общества, эффективной
экономики и безопасного
Для реализации данной задачи в системе управления образованием на муниципальном уровне в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода.
Во-первых, предстоит выявить возможные "точки роста". Государство стимулирует инновационные программы, поощряет лучших учителей, выплачивает гранты талантливым молодым ученым - то есть делает ставку на лидеров и распространяет их опыт и т.д.
Во-вторых, внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием, что позволяет сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
Наконец, происходят значительные изменения механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития направляются непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Цель
национального проекта "Образование"
- ускорить модернизацию российского образования,
обеспечить успешность комплекса мер
по реализации приоритетных направлений
развития образовательной системы страны,
в конечном счете - достичь современного
качества образования, адекватного меняющимся
запросам общества и социально-экономическим
условиям.[14]
Система
управления образованием на муниципальном
уровне представляет собой совокупность
взаимосвязанных элементов: образовательных
программ и государственных
Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.
При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
Органам
местного самоуправления в целях
осуществления государственной
политики в области образования
переданы полномочия по планированию,
организации, регулированию деятельности
местных (муниципальных) органов управления
образованием, определению их структуры
и полномочий, назначению и увольнению
руководителей местных органов управления
образованием.
На территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.
Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, позволяющих поднять эффективность образования на должный уровень.
В
соответствии с законодательством
органы местного самоуправления формируют
местные бюджеты в части
Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки.
Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет.
Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:
-
подготовку местных
- проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жизни и развития территории;
-
повышение имиджа территории
и формирование (расширение) ее культурного
слоя.
Аналогично муниципальная власть заинтересована в развитии сети научных учреждений на территории.
Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования и науки может состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.
Реализация
муниципальной политики в сфере
образования и науки в
Таким
образом, образовательный уровень населения
является одной из важнейших характеристик
муниципального образования. Муниципальная
политика в сфере образования строится
на основе государственной политики. Система
управления образованием на муниципальном
уровне состоит из взаимосвязанных элементов:
образовательных стандартов различного
управления и направленности, сети реализующих
их образовательных учреждений независимо
от их организационно-правовых форм и
типов, муниципальных органов управления
образованием и подведомственных им учреждений
и организаций.
1.3
Нормативно-правовые основы
Существующая в настоящий момент система источников права, которыми регулируются отношения в области образования, включает два уровня нормативно-правового регулирования: "внутренние", российские нормативные правовые акты, и "внешние", международно-правовые акты.
К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования.
Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться как в международных договорах и соглашениях, регулирующих исключительно образовательные отношения, так и в различных договорах и соглашениях, в которых вопросы образования затрагиваются прямо или опосредованно, наряду с другими вопросами.
Примером
последних может служить
Отдельные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях (договорах, соглашениях). Среди последних можно выделить:
-
международно-правовые акты
- так называемые региональные международно-правовые акты, принятые в рамках Совета Европы, СНГ, региональные конвенции ЮНЕСКО.
В свою очередь, система "внутренних" российских актов представлена нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне и включающими федеральные законы и подзаконные нормативные акты.
Правовую основу управления системой образования в Российской Федерации составляют Конституция РФ, Закон "Об образовании", Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации и иные нижестоящие правовые акты, принимаемые как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. К 1999 году была в основном создана правовая база функционирования системы образования -- федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы образования. Этот пакет состоял из 462 документов. Одновременно практически все субъекты федерации также приняли соответствующие документы, определяющие отношения в системе на уровне региона. Основополагающим стал Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", который на федеральном уровне разграничил компетенцию и ответственность в области образования между центральными, региональными и местными (муниципальными) органами управления.
Законодательная основа правового регулирования отношений в сфере образования представлена: Конституцией РФ; Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании";Иными "профильными" федеральными законами; "Непрофильными" законами; Подзаконными нормативными правовыми актами.
Статья
43 Конституции РФ целиком посвящена
образованию. В ней закрепляется
право каждого на образование, и
гарантируются общедоступность
и бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях.[1]
Закон РФ "Об образовании" регулирует систему общественных отношений, складывающихся в образовании, под которым законодатель понимает "целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)". [4]
В Законе РФ "Об образовании" регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации.
В
системе актов российского
"Непрофильные"
законы, содержащие правовые нормы,
которыми регулируются
Эти
законы занимают особое место в механизме
правового регулирования отношений в
сфере образования. Большое количество
таких законов, их "разнокалиберность"
(в одних законах содержатся одна, две
статьи по образовательной проблематике,
в других - целые главы), частые случаи
столкновений норм таких законов с нормами,
содержащимися в "профильных" законах
об образовании, - эти и ряд других причин
делают весьма актуальной задачу систематизации
законодательства в сфере образования.
Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования