Эффективность функционирования органов управления муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.

Объект исследования - муниципальная система управления образованием.

Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.

Содержание

Введение

1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………

1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………

1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..

1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….

2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования

2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике

2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске

3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Заключение

Список и источники литературы

Работа содержит 1 файл

сгму 2 семестр.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

    Приоритеты образовательной политики в России:

1)Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;

2)Создание условий для повышения качества общего образования;

3)Создание условий для повышения качества профессионального образования;

4)Формирование эффективных экономических отношений в образовании;

5)Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом;

6)Управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.

    Организационной основой государственной образовательной  политики в Российской Федерации  является ряд комплексных целевых программ на длительную перспективу, определяющих основные принципы развития и модернизации российского образования. Это Национальная доктрина образования РФ до 2025г, Федеральная программа развития образования на период 2011-2015г, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, образовательная инициатива "Наша новая школа". Они направлены в первую очередь на реализацию новых идей, путей и средств развития системы российского образования, но при этом содержат и разделы, посвященные повышению эффективности управления в системе образования.

    Особое  внимание заслуживает рассмотрение национального проекта "Образование", который предусматривает два  взаимодополняющих подхода для  повышения качества образования: ориентацию на инновационность -выявление возможных "точек роста" и внедрение новых управленческих механизмов, которые были бы способны сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества - создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций к управлению образованием. [14]

    Приоритетный  национальный проект "Образование" включает направления: "Инновационные  школы", "Поддержка учреждений начального профессионального образования  и специального профессионального образования", "Инновационные программы вузов", "Интернетизация образования", "Учебное оборудование", "Сельский школьный автобус", "Модернизация региональных систем образования", "Поддержка классного руководства".

    Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей. На это системное изменение работает и вводимое в рамках национального проекта вознаграждение за классное руководство: принцип установления размеров доплат стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании.

    Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а  также создание новых федеральных  университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

    Интернетизация  российского образования нацелена на распространение через образование  современных технологий во все сферы производства и общественной жизни. Выравнивание возможностей всех российских школьников и учителей обеспечивает принципиально новое качество образовательных услуг. Кроме того, разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения приведёт к принципиальным изменениям результатов образования, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ. Поставляемые в рамках нацпроекта учебное и учебно-наглядное оборудование, а также автобусы для сельской местности существенно повышают доступность качественного образования для всех российских школьников. [10]

       Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

    На  современном этапе большое внимание уделяется реализации национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" направлена на развитие общего образования для всех и для каждого. В рамках данного проекта решаются следующие ключевые направления:

    1. Обновление образовательных стандартов. Уже в школе дети должны  получать возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты, включающие три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения.

    2. Система поддержки талантливых  детей. Одновременно с реализацией  стандарта общего образования  должна быть выстроена разветвленная  система поиска и поддержки  талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

    3. Развитие учительского потенциала. Необходимо внедрять систему  моральных и материальных стимулов  для сохранения в школах лучших  педагогов и постоянного повышения  их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми.

    4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ, как по форме, так  и по содержанию, должен значительно измениться. Реальная отдача получится, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.

    5. Здоровье школьников. Именно в  школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги.

    Управление  системой образования -- это правовое регулирование деятельности образовательных учреждения и образовательного процесса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в России.

    В регулировании системы образования  роль государства заключается в  выполнении трех основных функций:

    - регулирующего органа власти  для всей системы образования  в целом;

    - учредителя или владельца различных  уровней и составных частей  образовательной системы;

    - совокупности территориальных образований,  ответственных за целостность  местных образовательных систем.

    Согласно  ст. 28 Закона "Об образовании", в  области образования ведению  Российской Федерации в лице ее федеральных  органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: [4]

    - формирование и осуществление  федеральной политики в области образования;

    - правовое регулирование отношений  в области образования в пределах  своей компетенции;

    - разработка и реализация федеральных  и международных программ развития  образования с учетом социально-экономических,  демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;

    - формирование федеральных государственных  органов управления образованием, а также ведомственных органов  управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов и др.

    Согласно  ст. 29 Закона "Об образовании", в  ведении субъектов Российской Федерации  в области образования находятся: [4]

    - определение и осуществление  политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

    - законодательство субъектов Российской  Федерации в области образования;

    - определение особенностей порядка  создания, реорганизации, ликвидации  и финансирования образовательных  учреждений;

    - осуществление федеральной политики  в области образования;

    - разработка и реализация республиканских,  региональных программ развития  образования, в том числе международных,  с учетом национальных и региональных  социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

    - обеспечение государственных гарантий  прав граждан на получение  общедоступного и бесплатного  начального общего, основного общего  и среднего (полного) общего образования  в общеобразовательных учреждениях, находящихся в ведении государственных органов управления образованием;

    - формирование государственных органов  управления образованием и руководство  ими, назначение руководителей  этих органов (по согласованию  с федеральными органами управления  образованием);

    - финансовое обеспечение государственных  гарантий прав граждан на получение  общедоступного и бесплатного  общего образования в муниципальных  общеобразовательных учреждениях  путем выделения субвенций местным  бюджетам в размере, необходимом  для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов);

    - создание, реорганизация и ликвидация  образовательных учреждений соответствующего  подчинения, лицензирование образовательных  учреждений, за исключением лицензирования  на право ведения образовательной  деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    - установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных  стандартов и т.д.

    Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в соответствии с особенностями конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия для жизнедеятельности человека и его воспроизводства. На основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования. [44]

    На  федеральном уровне органы управления образования дают представление  и организуют деятельность федеральной  системы образования и вырабатывают соответствующий прогноз ее развития.

Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования