Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа
Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.
Объект исследования - муниципальная система управления образованием.
Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.
Введение
1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………
1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………
1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..
1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….
2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования
2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике
2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске
3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне
Заключение
Список и источники литературы
Многочисленные "непрофильные" законы можно попытаться объединить, с известной долей условности, в следующие группы:
а)
федеральные законы, в которых
регламентируются общие вопросы
организации образования в
б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования;
в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений;
г)
федеральные законы, регулирующие трудовые
отношения и определяющие порядок
социального обеспечения
д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов образования.
Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы.
1. Указы Президента РФ, среди которых можно выделить:
а)
указы, принятые исключительно для
регулирования отношений в
б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики образования.
2.
Постановления Правительства
3.
Нормативные правовые акты
Этот многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов, в свою очередь, можно условно объединить в следующие группы:
1)
нормативные правовые акты
2)
нормативные правовые акты
а) "профильные", то есть принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования;
б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования.
Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для России явилась серия договоров между Министерством образования и субъектами федерации.
На региональном уровне принимаются правовые акты, регламентирующие деятельность органов субъекта Федерации в области управления образованием. К ним относятся:
1.
Конституция Чувашской
2. Закон Чувашской Республики "Об образовании" (с изменениями на 1 января 2010 г.);
3.
Закон ЧР от 25 ноября 2003 г. №
36 "О языках в Чувашской
4.
Нормативные правовые акты
а) Положение о Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики (с изменениями от августа 2008 г. );
б) Приказы: отраслевые: Приказ от 29 августа 2003 г. N 462 "О проведении эксперимента в школах республики по введению предпрофильного и профильного обучения", "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве образования и молодежной политики Чувашской Республики" и проекты приказов Минобразования Чувашии: "О вариативных формах и процедурах проведения аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образовательных учреждений" и др.
в)
Республиканские целевые
г) Письма, методические рекомендации.
Базовыми
нормативными актами, определяющими
задачи органов местного самоуправления
в области образования, является ст. 43
Конституции РФ, Федеральный закон "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ", Закон РФ "Об
образовании", Федеральные законы "Об
утверждении федеральной программы развития
образования", "О компенсационных
выплатах на питание обучающимся в государственных,
муниципальных образовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального
и среднего профессионального образования",
"О дополнительных гарантиях по социальной
защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечительства родителей", нормативные
акты Министерства образования и науки
Российской Федерации, Нормативные правовые
акты Министерства образования и молодежной
политики Чувашии, Постановления и приказы
Главы Администрации города Новочебоксарска,
Устав города Новочебоксарска Чувашской
Республики и другие правовые акты.
2. Деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования
2.1 Состояние работы органов государственного
управления по реализации государственной
политики в сфере образования в Чувашской
Республике
Особенностями современной системы управления образованием являются: реализация принципа системности в управлении образованием на всех уровнях; оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления; принцип демократизации управления (привлечение к решению проблем образования различных социальных институтов, общественности).
Региональная
образовательная система
Одно из ключевых направлений комплексной модернизации регионального образования - построение наиболее эффективной организации образовательного пространства.
За последнее десятилетие созданы условия для развития дошкольного образования и обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей. Система дошкольного образования представлена 438 дошкольными образовательными учреждениями, из них 29 учреждениями "начальная школа - детский сад". Открываются группы дошкольного образования в общеобразовательных школах и группы кратковременного пребывания детей. В настоящее время их насчитывается соответственно 168 и 124. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тыс. воспитанников детских садов, более 85 процентов детей старшего дошкольного возраста заняты различными формами предшкольной подготовки.
С
2000 года отмечается значительный рост
потребности населения в
В течение 2010 года путевки в дошкольные учреждения получили 11,8 тыс. детей _ это на 1,6% больше предыдущего года. Численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольное образовательное учреждение, увеличилась за 2010 год на 22,4% и составила на конец 2010 года 18060 человек.
Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (на 100 мест приходится детей), составила 99 человек.
За
годы реализации приоритетного национального
проекта "Образование" Чувашия
сконцентрировала в системе образования
значительные ресурсы. На всей территории
Чувашской Республики проведена комплексная
модернизация по всем основным направлениям
деятельности общеобразовательных школ,
частично в сфере начального и среднего
профессионального образования, проведена
оптимизация образовательной сети, в том
числе и профессиональных учреждений.
Построено свыше 150 новых объектов образования,
в т.ч. 124 школы, новый корпус Цивильского
аграрно-технологического техникума,
корпусы Чувашской сельхозакадемии и
педуниверситета, обновлены корпусы Чувашского
госуниверситета, значительно укрепили
материальную базу Волжский филиал МАДИ,
Чебоксарский политехнический институт
(филиал) МГОУ, Чебоксарский филиал МГЭИ.
Более 2/3 старшеклассников занимаются по профильным программам: знакомятся с рынком труда, проходят тестирование на выявление профессиональных интересов и способностей, углубленно изучают предметы, необходимые для получения будущей профессии и др. В последние годы пользуются повышенным спросом технологический, физико-математический, естественнонаучный профили, т.е. около 60 процентов учащихся свою будущую профессиональную деятельность связывают с реальной экономики. Это позволяет сделать выводы о том, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка труда.
В развитие работы по предпрофессиональной подготовке и профильному обучению решается новый уровень задач - проводить глубокую интеграцию учреждений и организаций. В образовательную сеть, кроме школы и учреждений профобразования, включились учреждения дополнительного образования (центры внешкольного развития), работодатели и местное сообщество. Появились сетевые образовательные программы по разным профилям, представляющие из себя востребованный перечень модулей. Изучение их проводится на базе учреждений профобразования, и на базе предприятий и организаций - с активным использованием дистанционных технологий, сетевых тьюторов, которые, наравне с педагогами, станут и специалисты организаций.
В
рамках приоритетного национального
проекта "Образование" по направлению
"Государственная поддержка
Один из механизмов, способствующих повышению эффективности деятельности образовательных учреждений - это оказание государственных услуг и исполнение государственного задания в соответствии с заданными на федеральном и региональном уровнях нормами - соответственно постановления Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Чувашской Республики.
Каждое образовательное учреждение получает государственное задание на обучение и содержание учащихся, воспитанников или на выполнение тех или иных видов работ в соответствии с утверждённой процедурой.
В 2010 году учреждениями профессионального образования по очной форме подготовлено 15276 рабочих и специалистов, в т.ч. 42 процента - вузами (вузами - 6213 чел., вузами - 4847 чел. и проф. училищами - 4216 чел.). Количество выпускников со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием превысило прогнозную потребность на 25 процентов, в то же время потребность в рабочих кадрах удовлетворена лишь на 85 процентов.
А по данным Государственной службы занятости населения Чувашской Республики на 1 июля 2010 года 84,1 процента вакансий приходится на рабочие профессии, а в составе безработных 66,0 процентов имеют высшее и среднее профессиональное образование.
По предварительным сведениям, полученным из учебных заведений, по состоянию на 1 сентября 2010 г. не трудоустроены 1888 выпускников, в том числе 232 человека (5,5 %) из числа выпускников профессиональных училищ, 683 выпускника (14,0%) техникумов и колледжей и 974 выпускника (15,7 %) вузов.
На
совместном заседании Государственного
совета и комиссии по модернизации
и технологическому развитию экономики
России эта проблема обсуждалась очень
остро. Для решения этой проблемы Президент
Российской Федерации обозначил, как одну
из важных задач, создание связей "лицей-колледж-университет"
(школа-училище-колледж-ВУЗ), участники
которой работают в непосредственном
контакте с работодателями, т.е. о создании
производственно-
Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования