Эффективность функционирования органов управления муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данного исследования является: проанализировать государственное регулирование системы образования на уровне муниципального управления и предложить модель комплекса условий эффективного управления муниципальной системой образования.

Объект исследования - муниципальная система управления образованием.

Предмет исследования - деятельность органов муниципального управления в сфере образования.

Содержание

Введение

1.Теоретико-методологические основы реализации государственной политики в сфере образования……………………………………………

1.1 Образовательная политика в современной России и ее система управления………………………………………………………………

1.2 Роль органов муниципального управления в реализации политики в сфере образования……………………………………………………………..

1.3 Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования……………………………………………………….

2. Деятельность органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования

2.1 Состояние работы органов государственного управления по реализации государственной политики в сфере образования в Чувашской Республике

2.2 Анализ деятельности органов муниципального управления по реализации государственной политики в сфере образования в городе Новочебоксарске

3. Направления совершенствования реализации государственной политики в сфере образования на муниципальном уровне

Заключение

Список и источники литературы

Работа содержит 1 файл

сгму 2 семестр.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

    Главный орган управления образования федерального уровня - Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    На  региональном уровне органы управления образования (Министерства, Департаменты) фиксируют представление о деятельности региональной системы образования  в целом и ее элементах (муниципальных  образованиях) в сравнении друг с  другом, а также с учетом специфических функций разного типа образовательных учреждений региона. На основе результатов мониторинга вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

    В компетенции специалистов управления образования регионального уровня входят:

    · обобщенное системное представление о состоянии и деятельности образовательных учреждений в соответствии с государственными образовательными и социальными стандартами, поставленными целями функционирования и развития;

    · выработка прогнозной информации в  ее психолого-педагогической интерпретации.

    Таким образом, федеральный и региональный уровни управления образованием находятся  во взаимодействии. Их регулирующая деятельность касается всех типов и видов образовательных  учреждений России, она носит законотворческий, прогностический, аналитический, планирующий и контролирующий характер. 

    1.2 Роль органов муниципального  управления в реализации политики  в сфере образования 

    Современная система управления образованием в  Российской Федерации, являясь одной  из подсистем управления обществом, характеризуется следующими особенностями: новыми взаимоотношениями федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием между собой, реализацией процесса децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями, переходом от государственного к государственно-общественному управлению. 

    Образование, относится к сложноорганизованным социальным системам, анализ которых  может быть осуществлен с позиций  системного подхода. Управление, с позиции системного подхода, есть процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем. В теории управления принято характеризовать эту взаимосвязь как совокупность конкретных функций управления, обеспечивающих управленческое влияние на все многообразие элементов и сторон управляемого объекта.

    Вопросы организации власти в государстве  неразрывно связаны с его территориальным  устройством, поскольку функционирование местных органов власти и управления осуществляется в определенных границах, на которые разделяется вся территория государства. В отличие от принципа административно-территориального устройства, который был положен в основу советской системы государственного управления, местное самоуправление в стране строится на основе так называемого "поселенческого" принципа территориальной организации. Согласно этому принципу территориальной основой местного самоуправления прежде всего выступают отдельные населенные пункты - городские и сельские поселения, а также объединения, в рамках одной территории - нескольких городских и сельских поселений. Для их обозначения в юридическую практику было введено новое понятие "муниципальное образование".

    В последнее десятилетие одним  из ключевых принципов управления образованием является принцип муниципализации, когда центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещается уже на муниципальный уровень. Это происходит в связи с тем, что местное самоуправление является одним из важнейших условий становления гражданского общества. Соблюдение принципа муниципализации управления образованием будет способствовать созданию необходимых условий, при которых органы местного самоуправления становятся реальным субъектом управления развитием образования, обеспечивающим каждому проживающему на данной территории организацию полноты и качества образования.

    В Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления" дается следующие  определение: "муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько  поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеющее муниципальную собственность, местный бюджет и выбранные органы местного самоуправления". [6]

    Для местного самоуправления при осуществлении управленческих функций характерно доминирование интересов населения данной территории, которые имеют приоритет по отношению к общегосударственным, или корпоративным интересам. Местное самоуправление опирается на правовую базу, включающую правовые акты федеральных органов и органов власти субъектов Российской Федерации, которые дополняются и конкретизируются в уставах, положениях о местном самоуправлении.

    Понятие муниципальной системы образования  в специальной литературе трактуется в узком и широком смысле. В первом случае под ней понимается "система муниципальных образовательных учреждений". Вторая точка зрения - это "совокупность всех образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории данного муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальным органом управления образованием с целью развития образовательного комплекса муниципального образования в интересах его населения".

    Таким образом, под муниципальной системой образования мы понимаем систему образовательных учреждений и систему служб, обеспечивающих анализ функционирования и развития образовательных учреждений, повышение эффективности их работы и разрабатывающих критерии оценки деятельности этих учреждений (методические, психологические, социологические) с учетом особенностей муниципального образования.

    Под муниципальным управлением образованием понимается целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов муниципального образования, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения, превращающий образование в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечить развитие и воспитание личности с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры.

    Необходимой предпосылкой создания высокоэффективных организационных структур в муниципальной системе образования является рациональное распределение и сочетание управленческих функций; их анализ и группировка.

    Потребность регулирования деятельности образовательных  учреждений на муниципальном уровне приводит к необходимости смены целевых ориентиров муниципального управления образованием, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Во-первых, это цели формирования единого образовательного пространства, обеспечивающие высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев и групп населения. Во-вторых, это цели формирования практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей и ценностей национальной культуры. В-третьих, это цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, способную обеспечивать развитие личности и развитие местных общественных систем при условии корпоративного взаимодействия между всеми социальными институтами. Выделение этих групп целей и соответствующей им программы деятельности означает, что сама система муниципального управления образованием предполагает особую структурно-функциональную организацию, действующую в рамках единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования России.

    В этой связи во многих муниципальных  образованиях идет процесс формирования новых управленческих структур, разрабатываются  современные модели и методы управления образованием, соответствующие муниципальной  системе. Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобразований муниципального управления образованием, требует новых идей и подходов, раскрывающих пути повышения эффективности муниципального управления образованием.

    Согласно  статье 32 Закона "Об образовании" Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 к исключительной компетенции в  области образования органов  местного самоуправления относятся:

    1) планирование, организация, регулирование  и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

    2) формирование местных бюджетов  в части расходов на образование  и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

    3) обеспечение гражданам, проживающим  на соответствующих территориях,  возможности выбора общеобразовательного  учреждения;

    4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

    5) назначение руководителей муниципальных  образовательных учреждений, если  иное не предусмотрено типовыми  положениями об образовательных  учреждениях соответствующих типов  и видов или решением органа  местного самоуправления; 

    6) строительство зданий и сооружений  муниципальных образовательных  учреждений, обустройство прилегающих  к ним территорий;

    7) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов  собственности образовательными  учреждениями;

    8) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

    9) установление дополнительных налогов  и льгот, стимулирующих развитие  образования. [4]

    Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

    Муниципальная политика в сфере образования  строится на основе государственной  политики, базирующейся на следующих  принципах:

    - гуманистический характер образования,

    - приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека,

    - свободного развития личности;

    - общедоступность образования,

    - адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития  и подготовки обучающихся;

    - светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;

    - свобода и плюрализм в образовании.

    Проводящаяся  в России политика реформирования сферы образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

    В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:

    - организация предоставления общедоступного  и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    - организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

Информация о работе Эффективность функционирования органов управления муниципального образования