Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:02, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена еще тем, что именно государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового состава. Следовательно, вопросы комплектования организованной деятельности государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений.
Введение
Вопрос
о государственной службе приобрел
актуальность в связи с ростом
ее удельного веса в общей системе
государства. Кардинально изменилась
структура, функции органов
1. Понятие государственной службы и ее признаки.
Государственная служба — один из видов служебной деятельности в обществе. Государственная служба сохраняет, как вид службы, все те признаки, которые присущи службе как таковой и любому из ее видов. В то же время государственная служба имеет свои особенности, которые и составляют основу ее обособления в самостоятельный вид службы. Все особенности государственной службы происходят из того, что она именно государственная, т.е. создается и организуется государством, им регулируется посредством законодательства, а лица, находящиеся на государственной службе, обеспечивают выполнение государственных полномочий. Особенности государственной службы относятся ко всем ее структурным частям, в том числе, конечно, и к организации службы. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» относит к организации государственной службы, в соответствии со сложившимися представлениями, такие вопросы: понятие государственной службы, ее виды, принципы государственной службы, статус государственной должности. Рассмотрим эти элементы государственной службы с точки зрения их особенностей. Понятие государственной службы дано в статье 2 Закона: профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще и обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение, в «чужих» интересах и т.д.), государственная служба имеет ряд специфических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.
Во-первых,
это деятельность лиц, замещающих патронатные
и административные государственные
должности. Закон четко определяет
субъектов государственной
Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений (даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п.) теперь официально не считается государственной службой. Следуя закону, эту деятельность следует называть службой в государственных организациях, а ее субъектов - служащими государственных организаций. Более того, закон не считает государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих государственные должности категории «А».
Во-вторых,
содержанием государственной
В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования.
Как и всякая служба, государственная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда - это работа, осуществляемая за вознаграждение на профессиональной основе работниками государственных органов в целях осуществления задач и функций государства.
Статья 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» провозглашает:
«Государственная служба основана на принципах:
1)
верховенства Конституции РФ
и федеральных законов над
иными нормативными правовыми
актами инструкциями при
2)
приоритета прав и свобод
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ;
4)
разделения законодательной,
5)
равного доступа граждан к
государственной службе в
6)
обязательности для
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8)
профессионализма и
9)
гласности в осуществлении
10)
ответственности
11)
внепартийности
12)
стабильности кадров
Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:
1) законности;
2) демократизма;
3) профессионализма;
Законность и демократизм - общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно проявляются в организации государственной службы. А профессионализм - это ее специфический принцип.
Анализ всего массива правовых актов, образующих институт государственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защиты служащих. Этот принцип, а также принцип профессионализма являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти - эффективности.
Принцип законности означает признание:
а) верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными правовыми актами;
б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;
в) приоритета прав и свобод человека и гражданина.
Государственный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты.
В деятельности государственных служащих законность имеет три грани:
- всей своей работой служащий обязан укреплять законность в стране, на своем участке работы добиваться исполнения юридических предписаний;
-
служащий обязан строго
-
служащий имеет право
Важнейшие проявления принципа демократизма государственной службы:
а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих интересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов служащий обязан руководствоваться последними;
б)
общедоступность
Из этого правила есть ряд исключений (ст. 21 закона) которые не искажают, а, наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с возрастом гражданина при поступлении на службу, дееспособностью гражданина, совместной службой родственников, совместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать государственные должности, наличием заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей, и др.
Социальные
ограничения обусловлены
в)
гласность в осуществлении
г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Это важнейшее проявление демократизма всей государственной деятельности, всего государственного механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.
Управленческая деятельность осуществляется на профессиональной основе, т.е. постоянно, в течение определенного времени, в рамках определенного коллектива, за регулярно получаемое вознаграждение. Иными словами, управленческая деятельность требует профессионализма. Во-первых, для нее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стимулирует приобретение знаний, повышение их уровня, накапливание опыта работы. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует организаторских способностей госслужащих. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер управленческой деятельности предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, профессионально. В-четвертых, административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные начала позволяют обеспечить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу получает заработную плату, обеспечивается жилой площадью и т.д.