Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа
в работе описан административно-правовой статус государственно служащего
Введение 2
Глава I. Содержание административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации 5
1.1 Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса 5
1.2 Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации 10
1.3 Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации 14
Глава II. Административно-правовой статус сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации 23
2.1 Особенности административно-правового статуса сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации как специфической разновидности государственного служащего 23
2.2 Пути дальнейшего совершенствования административно-правового статуса сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации 29
Заключение 32
Библиографический список 35
Приложения 37
Содержание
Введение 2
Глава I. Содержание административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации 5
1.1 Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса 5
1.2 Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации 10
1.3 Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации 14
Глава II. Административно-правовой статус сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации 23
2.1 Особенности административно-правового статуса сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации как специфической разновидности государственного служащего 23
2.2 Пути дальнейшего совершенствования административно-правового статуса сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации 29
Заключение 32
Библиографический список 35
Приложения 37
Введение
Вопросы обеспечения безопасности всегда, а в современных условиях тем более, имеют большое значение. Вопросами безопасности на государственном уровне занимается Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее – ФСБ). Служащие ФСБ являются государственными служащими, однако их статус имеет и свои особенности, они будут рассмотрены в данной работе.
Общеизвестным является то, что государственная служба это организованный, социально ориентированный, интегрирующий государство с социумом общественный институт.
Формирование современной и высокоэффективной государственной службы является приоритетным вектором тех трансформаций, которые имеют место в административно-политической и правовой сферах нашего государства. За последние время проблемные аспекты государственной службы особенно часто поднимаются в правовой науке и, следовательно, данная тема является актуальной до сих пор.
Органическая связь государственной службы в Российской Федерации (далее – РФ) с собственно государством, его функциями и ролью в жизни социума является чрезвычайно важной. В функционировании государственных служащих отражаются задачи и функции самого государства, так как каждая должность представляет собой прежде всего круг служебных полномочий, составляющих часть компетенции государственного органа, она неотделимо связана со структурой этого органа и, одновременно с этим, имеет целью организацию личного состава государственного органа или же его аппарата — государственных служащих. Следовательно, если государственную службу рассматривать с учетом занимаемого ей места в организации государства, то она начинается там, где устанавливается должность. Формирование должностей заканчивает организацию государственных органов и их аппарата.
Целью данной работы было рассмотрение административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.
Соответственно цели были поставлены и последовательно достигнуты такие задачи работы:
определить понятие государственного служащего РФ и структуру его административно-правового статуса;
изучить систему прав, обязанностей и гарантий государственного служащего РФ;
рассмотреть меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих РФ;
проанализировать особенности административно-правового статуса сотрудника ФСБ как специфической разновидности государственного служащего;
обозначить пути дальнейшего совершенствования административно-правового статуса сотрудника ФСБ.
Предмет исследования – особенности административно-правового статуса государственных служащих.
Научной основой для данной работы послужили труды таких специалистов как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.В. Коновалов, В.М. Манохин, Е.В. Осиночкина, А.В. Пикулькин, С.И. Шерняев и другие.
Правовой основой для данной работы послужили Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения, а также Федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации» и другие.
Для исследования были использованы такие общенаучные методы как метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод сравнения и иные методы.
Данная работа безусловно обладает теоретической ценностью, как еще одна разработка проблематики определения административно-правового статуса государственных служащих, а также практическое значение, ее результаты могут использованы для совершенствования административно-правового положения указанных лиц.
В работе также присутствуют практические примеры несения ответственности различными категориями государственных служащих.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, библиографией и приложениями.
В первой главе рассмотрено содержание административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации. Вторая глава работы посвящена административно-правовому статусу сотрудника ФСБ.
Глава I. Содержание административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации
1.1 Понятие государственного служащего РФ и структура его административно-правового статуса
На данные момент времени не существует общепринятой дефиниции термина «государственная служба» в научной правовой литературе. Чаще всего государственную службу определяют как форму участия граждан в реализации целей и функций государства; как механизм формирования, осуществления, а также усовершенствования институтов государственной власти; как систему государственных органов со своими служащими для реализации государственных задач и функций; как особый вид управленческой деятельности - государственной административной (аппаратной деятельности)[1].
Рассмотренные подходы к определению дефиниции «государственная служба» не находят своего закрепления в отечественном законодательстве.
В нормативно-правовых актах государственная служба определена как профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов.[2]
В определении понятия «государственная служба» в качестве ведущего признака выделяется прилагательное «государственная». Это означает, что сущность и назначение государственной службы определяются сущностью и назначением государства. Государственная служба не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но призвана обеспечивать их практическое осуществление. Поэтому государственный служащий в рамках полномочий по замещаемой должности всегда выступает от имени и по поручению государства.
Следующим весомым признаком сущности понятия государственной службы является профессиональная деятельность. Под профессиональной деятельностью подразумевается в виду деятельность, которая реализуется на базе специализированных теоретических знаний и практических приемов, получаемых в ходе подготовки[3].
В качестве вида профессиональной деятельности под госслужбой подразумевается беспрестанное, преемственное и компетентное обеспечение выполнения полномочий государственных органов лицами, которые пребывают в государственных должностях. Таким образом, государственная служба - это профессия для государственных служащих, требующая специализированного обучения, подготовки и получения профильного образования. Именно поэтому государственные служащие принимаются «на постоянную работу», им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги[4].
Виды государственной службы представлены в Приложении 1.
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не предусмотрено регулирование деятельности лиц, являющихся заместителями на государственных должностях РФ, а также лиц, являющихся заместителями на государственных должностях субъектов РФ.
Также не определены законодательно понятие и классификация функций государственной службы. В специализированной литературе этот вопрос также мало рассмотрен и характеризуется в основном постановочным характером. Под функциями государственной службы имеются в виду самостоятельные и частично обособленные основные виды государственно-служебных действий.
Цели государственно службы с точки зрения функционального предназначения показаны в Приложении 2.
Понятие принципа является центральной, основополагающей дефиницией, на которой базируются нормы права в определенной сфере[5]. Государственная служба базируется на принципах организации и деятельности государственного аппарата, но при этом для нее характерны также и специальные принципы, которые нашли свое закрепление в Федеральном законе « Об основах государственной службы».
Источниками права в сфере государственной службе являются нормативные правовые акты, которые регулируют организацию государственной службы РФ и правовое положение ее служащих, включая условия и порядок прохождения госслужбы, систему поощрений и ответственности служащих, основания для прекращения государственно-служебных отношений и иные вопросы[6].
Согласно определению, государственный служащий - это гражданин РФ, который исполняет обязанности по государственной должности государственной службы в законодательно установленном порядке, за денежное вознаграждение, которое выплачивается из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ[7].
Законодательное определение понятия «государственный служащий» имеет принципиальное значение как для установления правового статуса этой социальной группы населения, так и для восстановления исторических традиций службы государству.
Схема административно-правового статуса государственного служащего приведена в Приложении 3.
В широком смысле государственный служащий - это профессиональный работник любой государственной организации - органа, предприятия, учреждения. В узком смысле - это профессиональный работник органов государственной власти: гражданин РФ, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе. В конечном счете, такой подход и получил закрепление в действующем законодательстве, поскольку правильно выражает существо дела.
При видовой характеристике в первую очередь следует выделить корпус руководителей. Руководитель - это государственный служащий, занимающий государственную должность, связанную с непосредственным осуществлением функций государственных органов. Непосредственным руководителем по службе является лицо, которое вправе принимать правовые решения по личным делам подчиненного ему государственного служащего.
Исполнители - это государственные служащие, имеющие необходимое профессиональное образование и способствующие выполнению задач и функций государственного органа в рамках занимаемой государственной должности[8].
Обеспечивающий персонал - это государственные служащие, служебная деятельность которых не связана с действиями, влекущими юридические последствия или влияющими на содержание решений государственного органа. Их правомочия определяются задачами обеспечения служебной деятельности руководителей и специалистов путем создания материальных, информационных, консультационных и других условий.
Под разрядами государственных служащих имеются в виду классы, категории, ранги государственных служащих в зависимости от их соответствия предъявляемым требованиям. Разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп, и поэтому именуются квалификационными.
Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» внесен ряд коренных трансформаций в организацию государственной службы РФ. Во-первых, законом была закреплена видовая классификация государственной службы. Государственная служба подразделена на федеральную государственную, включающую в себя федеральную государственную гражданскую службу, военную, правоохранительную, и на государственную гражданскую службу субъектов РФ.[9]
Под федеральным государственным служащим имеется в виду гражданин, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на одной из должностей федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из средств федерального бюджета. В этом случае в качестве нанимателя рассмотренного служащего выступает российское государство.
Государственный служащий субъекта Федерации – это гражданин, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на одной из должностей государственной гражданской службы в субъекте Российской Федерации. Денежное содержание (вознаграждение) этого работника ведется из средств регионального или же федерального бюджетов[10].
На государственную службу имеет право поступать гражданин Российской Федерации, владеющий государственным языком и достигший законодательно установленного возраста для прохождения государственной службы определенного вида. При этом особым федеральным законом о виде государственной службы или законом субъекта Федерации возможно установление дополнительных требований к гражданам при поступлении на государственную службу, других условий контрактов, заключаемых с ними, правила их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия[11].