Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:14, реферат
Актуальность рассмотрения темы прав госслужащих обусловлена рядом проблем в этой сфере. Перечень общих прав и обязанностей закреплен соответственно в главе 3 Федерального Закона «О государственной гражданской службе» (Далее - Закон). Практика государственной службы свидетельствует, что конкретные права и обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям обычно определяются в должностных инструкциях. Правда, в постсоветский период нередки случаи, когда эти документы отсутствуют. Поэтому конкретные обязанности государственных служащих часто существуют де-факто.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей прав, предоставленных государственным служащим.
Поставленная цель достигается решением ряда задач:
- охарактеризовать правовой статус государственного служащего;
- рассмотреть содержание прав государственного служащего;
- рассмотреть содержание обязанностей государственного служащего;
- рассмотреть социальные гарантии госслужащих.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Правовой статус государственного служащего: общие особенности …………...4
2. Права государственного служащего
2.1 Содержание основных прав гражданского служащего………………………….6
2.2 Право на отпуск на гражданской службе…………………………………………8
3. Обязанности государственных служащих………………………………………..10
4. Социальные гарантии госслужащих………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………………...18
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Правовой
статус государственного
2. Права государственного служащего
2.1 Содержание
основных прав гражданского
2.2 Право на отпуск на гражданской службе…………………………………………8
3. Обязанности
государственных служащих………………
4. Социальные
гарантии госслужащих………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Правовой статус государственных служащих характеризуется их правами, обязанностями, ограничениями, социальными гарантиями и ответственностью.
Государственные служащие обладают наравне с другими гражданами общегражданскими правами и обязанностями, закрепленными Конституцией и законами России. Правда, их реализация имеет существенное своеобразие и связана с особенностями государственной службы как публично - правового института. Кроме того, для исполнения своих полномочий по государственной должности государственные служащие наделяются специальными правами и обязанностями. Традиционно служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями1.
Актуальность рассмотрения темы прав госслужащих обусловлена рядом проблем в этой сфере. Перечень общих прав и обязанностей закреплен соответственно в главе 3 Федерального Закона «О государственной гражданской службе» (Далее - Закон). Практика государственной службы свидетельствует, что конкретные права и обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям обычно определяются в должностных инструкциях. Правда, в постсоветский период нередки случаи, когда эти документы отсутствуют. Поэтому конкретные обязанности государственных служащих часто существуют де-факто.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей прав, предоставленных государственным служащим.
Поставленная цель достигается решением ряда задач:
- охарактеризовать правовой статус государственного служащего;
- рассмотреть содержание прав государственного служащего;
- рассмотреть содержание обязанностей государственного служащего;
-
рассмотреть социальные гарантии госслужащих.
1.
Правовой статус
государственного
служащего: общие особенности
Общее понятие гражданского служащего содержится в п. 1 ст. 13 Закона: гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации..
Статья 10 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" дает определения федеральному государственному служащему и государственному гражданскому служащему субъекта Российской Федерации, оставляя детализацию первой категории (федерального государственного гражданского служащего, военнослужащего и служащего правоохранительной службы) за отраслевым законодательством.
Сопоставляя содержащиеся в п. 1 и 2 определения федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, можно выделить два принципиальных различия в их правовом статусе. Во-первых, они осуществляют профессиональную служебную деятельность на должностях разных уровней системы государственной службы - федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Во-вторых, различны и источники их денежного содержания. В случае с федеральным государственным служащим речь идет только о федеральном бюджете, в то время как государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание не только за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, но и из средств федерального бюджета. Последнее - дополнительное финансирование деятельности государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Соответственно в случае отмены нормы федерального закона, предусматривающей дополнительное финансирование, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации лишается дополнительного вознаграждения.
До принятия соответствующего федерального закона денежное содержание федеральных государственных служащих определено в Указе Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих". Утверждая или повышая денежное вознаграждение для федеральных государственных служащих, Президент Российской Федерации исходит из нормативно установленного лимита денежных средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Поскольку государственная служба является особой профессиональной деятельностью, действующим федеральным законодательством на государственных служащих наложен ряд ограничений, связанных с возможностью их дополнительного заработка. Эти ограничения обозначены в ст. 16 Закона.
Итак, государственный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.
По смыслу из ст. 13 Закона следует, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации. Данная норма не носит декларативного, как может вначале показаться, характера. Российская Федерация и соответствующий субъект Российской Федерации являются работодателями - необходимой стороной трудовых правоотношений, нанимающих в лице органов государственной власти и их должностных лиц государственных служащих.
Процедура поступления на государственную службу регламентируется главой IV Закона.
Отношения
между Российской Федерацией или
соответствующим субъектом
Таким
образом, субъекты Российской Федерации
лишены права устанавливать
2. Права государственного служащего
2.1
Содержание основных
прав гражданского
служащего
Основные права гражданского служащего определены в ст. 14 Закона.
Согласно ей гражданский служащий имеет право на:
1)
обеспечение надлежащих
2)
ознакомление с должностным
3)
отдых, обеспечиваемый
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с упомянутым Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
5)
получение в установленном
6)
доступ в установленном
7)
доступ в установленном
8)
ознакомление с отзывами о
его профессиональной
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11)
профессиональную
12) членство в профессиональном союзе;
13)
рассмотрение индивидуальных
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15)
защиту своих прав и законных
интересов на гражданской
16)
медицинское страхование в
17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18)
государственное пенсионное
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.
Служебное
время - время, в течение которого
гражданский служащий в соответствии
со служебным распорядком
Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.
Ненормированный
служебный день устанавливается
для гражданских служащих, замещающих
высшие и главные должности