Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 05:37, реферат
Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что в российско-японских отношениях нет проблем, которые стороны не могли бы решить. "Нет неразрешимых проблем", - сказал он на встрече в Лиме 22 ноября 2008 года с премьер-министром Японии Таро Асо в ответ на его замечание о необходимости урегулировать пограничный вопрос.
Цель данной работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран.
Введение
Глава 1. История российско-японских отношений
Тенденции развития российско-японских отношений
Глава 2. Проблема Южных Курил
Глава 3. Отношения России и Японии в XXI веке
Заключение
Список литературы
Волго-Вятская
Академия Государственной Службы
Имидж
государственного служащего.
Выполнила: студентка 2 курса, гр. 201
Каткова Ирина
Проверил:
Н. Новгород, 2001
Содержание
Введение
Глава 1. История
российско-японских отношений
Глава 2. Проблема
Южных Курил
Глава 3. Отношения
России и Японии в XXI веке
Заключение
Список литературы
Появление
в 1991 году на международной арене новой
России как суверенного государства, провозгласившего
путь демократических и рыночных преобразований,
обусловило становление принципиально
иного по сравнению с предшествующим периодом
характера отношений страны с ее дальневосточным
соседом - Японией. С распадом СССР и началом
реформ в России исчезла причина военно-политической
и идеологической конфронтации с Японией
как неизбежного следствия прежнего советско-американского
соперничества. Наряду с этим с учетом
тенденции к формированию многополярного
мира Россия стала подходить к Японии
как к крупной самостоятельной экономической
державе с растущим потенциалом политического
влияния в международных делах.
Президент РФ Дмитрий
Медведев считает, что в российско-японских
отношениях нет проблем, которые стороны
не могли бы решить. "Нет неразрешимых
проблем", - сказал он на встрече в Лиме
22 ноября 2008 года с премьер-министром Японии
Таро Асо в ответ на его замечание о необходимости
урегулировать пограничный вопрос.
Цель
данной работы – осветить наиболее актуальные
проблемы взаимоотношений и проследить
тенденции развития сотрудничества стран.
История
российско-японских
отношений.
Русско-японские отношения имеют более чем трехсотлетнюю историю. Первые сведения о Курильских островах сообщил в 1697 году русский землепроходец В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая до этого «закрытой страной», была «открыта» М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году был заключен первый русско-японский договор – «о мире и дружбе». Этот договор определял морскую границу, а японское правительство открыло для русских судов порты Симода, Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен договор о «взаимной свободе торговли и мореплавания» и режиме наибольшего благоприятствования для подданных одной страны на территории другой.
Отношения между Россией и Японией носили позитивный характер вплоть до русско-японской войны. В 1904 году война была развязана Японией, носила империалистический характер и велась за господство в Северо-Восточном Китае и Корее. В результате заключения Портсмутского мира 5 сентября 1905 года Россия признала Корею сферой влияния Японии и уступила ей Южный Сахалин.
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. В течение практически всего ее периода (сентябрь 1939 г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Дело в том, что в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет.
4 – 11 февраля 1945 года в Ялте встретились главы правительств трех союзных держав: И. В. Сталин (СССР), Ф. Д. Рузвельт (США) и У. Черчилль. В результате Ялтинской конференции (Крымской конференции) СССР выразил согласие на определенных условиях вступить в войну против Японии. По условию Ялтинской конференции СССР отходили так называемые «северные территории».
9 августа 1945 года, три дня спустя после атомной бомбардировки Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки Нагасаки, Советский Союз вступил в войну против Японии, поражение которой уже не вызывало никаких сомнений. Спустя неделю, 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.
После окончания войны вся территория Японии была оккупирована союзными войсками. В результате переговоров между союзниками территория собственно Японии подлежала оккупации войсками США, Тайвань — войсками Китая, а Сахалин и Курильские острова — советскими войсками. Что касается Курил, то советские войска 18 августа заняли остров Шумшу, а потом 27 августа, продвинувшись до острова Уруп, южного конца Курильской гряды, они развернулись назад от данного острова. Но, узнав об отсутствии американских войск на Северных территориях, в период до 3 сентября они оккупировали и Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, которые являются исконными территориями Японии.
Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.
И. В. Сталин Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1946 года включил районы, находящиеся под оккупацией, в состав территории своей страны. В период 1947—49 годов Советский Союз насильственно выселил японцев, проживавших на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде Хабомаи (до войны на этих островах проживало свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять оккупированные районы советскими гражданами.
В 1956 году между Советским Союзом и Японией были проведены переговоры, которые, однако, не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан и Хабомаи.
В результате Япония и СССР вместо мирного договора подписали Совместную декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Стороны обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора и о возвращении после заключения мирного договора гряды Хабомаи и острова Шикотан.
Проблема
Хабомаи и Шикотана в составе территориального
вопроса между Японией и СССР в принципе
разрешена японо-советской Совместной
декларацией. Следовательно, остается
проблема Итурупа и Кунашира, которая
должна быть решена на переговорах по
мирному договору.
После заключения Совместной декларации
между Японией и СССР периодически проводились
переговоры по мирному договору, но реального
результата не было получено. В частности,
при тоталитаризме СССР долгое время занимал
жесткую позицию, сводившуюся к тому, что
«территориального вопроса не существует».
Тенденции
развития российско-японских отношений.
Появление в 1991 году на международной арене новой России как суверенного государства, провозгласившего путь демократических и рыночных преобразований, обусловило становление принципиально иного по сравнению с предшествующим периодом характера отношений нашей страны с ее дальневосточным соседом -– Японией. С распадом СССР и началом реформ в России исчезла причина военно-политической и идеологической конфронтации с Японией как неизбежного следствия прежнего советско-американского соперничества. Наряду с этим с учетом тенденции к формированию многополярного мира Россия стала подходить к Японии как к крупной самостоятельной экономической державе с растущим потенциалом политического влияния в международных делах.
Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для социально-экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.
Японское правительство в декабре 1991 года одним из первых признало Российскую Федерацию в качестве государства – продолжателя СССР и заявило о своей поддержке российских реформ в качестве долгосрочного стратегического курса, поскольку, как подчеркивали в Токио, успех преобразований в России отвечает интересам всего международного сообщества, включая Японию1.
Однако
процесс налаживания отношений
между странами шел достаточно вяло,
несмотря на то, что японское руководство
отошло от прежней жесткой увязки
всего и вся в российско-
Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.
В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.
Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.
Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско-японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства.
В Красноярске Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали новые принципы российско-японских отношений – взаимное доверие, взаимная выгода, долгосрочность, тесное экономическое сотрудничество. Значительное внимание было уделено проблеме мирного договора. Руководители стран отметили необходимость развязывания этого узла, омрачающего отношения России и Японии и договорились приложить все усилия, чтобы заключить мирный договор к 2000 году на основе Токийской декларации
Диалог между Президентом России и премьер-министром Японии был продолжен в апреле 1998 года на их неформальной встрече в японском курортном местечке Кавана. Был достигнут ряд новых договоренностей по дальнейшему продвижению двусторонних отношений.
В июле 1998 года состоялся официальный визит в Японию председателя правительства России С. В. Кириенко. В ходе визита был достигнут ряд договоренностей в сфере экономики.
Активно
развивающиеся российско-
1999
год для российско-японских