Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 10:10, реферат
Целью данной работы является изучение основных закономерностей, особенностей и тенденций развития современного естествознания.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие «естествознания», предмет и цели его изучения.
2.Рассмотреть закономерности и особенности развития естествознания.
3.Проанализировать социальные функции естествознания.
4. Проследить этапы развития естествознания.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1.Понятие, предмет и цели естествознания……………………………………………………..4
2.Закономерности и особенности развития естествознания…………………………………...5
3.Социальные функции естествознания………………………………………………………...7
4.Основные этапы развития естествознания……………………………………………………9
4.1. Древнегреческий период…………………………………………………………………...10
4.2.Эллинистический период…………………………………………………………………...12
4.3.Древнеримский период античной натурфилософии………………………………………13
4.4.Вклад арабского мира в развитие естествознания…………………………………………14
4.5.Естествознание в средневековой Европе…………………………………………………...14
4.6. «Научная революция»……………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………………………………18
Содержание
Введение……………………………………………
1.Понятие,
предмет и цели естествознания…………………………………………
2.Закономерности
и особенности развития естествознания…………………………………...
3.Социальные
функции естествознания…………………………………………
4.Основные
этапы развития естествознания…………………………………………
4.1. Древнегреческий период……………………
4.2.Эллинистический
период………………………………………………………………
4.3.Древнеримский
период античной
4.4.Вклад
арабского мира в развитие
естествознания…………………………………………
4.5.Естествознание
в средневековой Европе……………………
4.6.
«Научная революция»……………………………………………………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Естествознание- это раздел науки, который изучает явления и законы природы.
Изучение естествознания очень актуально в современном мире, т.к естествознание изучает все процессы, происходящие в природе (ее происхождение, организация, устройство, законы деятельности). Естествознание включает в себя множество наук, таких как: физика, химия, биология, космология, физхимия, биохимия, биофизика, геохимия, география, палеонтология, философия, математика. Исследованием вопросов, особенностей, закономерностей отдельных составляющих естествознания занимались многие ученые еще с древнейших времен, такие как Аристотель, Демокрит, Пифагор. В более поздний период такие экономисты как К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин также внесли свой вклад в развитие современного естествознания. В наше время изучением концепций современного естествознания занимаются такие научные деятели как В.Н.Найдыш, С.К.Карпенков, Д.И.Рузавин, А.А.Горелов и др.
Естествознание охватывает многие общие проблемы, например, проблемы политики, экономики, энергетики, экологии.
Естествознание в полном смысле слова общезначимо дает «родовую» истину, т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности.
Естествознание, являясь основой любого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воздействие своими методами, методологическими и мировоззренческими установками и представлениями, образами и идеями.
Целью данной работы является изучение основных закономерностей, особенностей и тенденций развития современного естествознания.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие «естествознания», предмет и цели его изучения.
2.Рассмотреть закономерности и особенности развития естествознания.
3.Проанализировать социальные функции естествознания.
4.
Проследить этапы развития естествознания.
1.Понятие, предмет и цели естествознания.
Естествознание - система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и сельскохозяйственной техники, медицины; естественнонаучный фундамент философского материализма и диалектического понимания природы.1
Предметом
естествознания являются различные
формы движения материи в природе:
их материальные носители (субстрат), образующие
лестницу последовательных уровней
структурной организации
Цели естествознания двоякие: 1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления и 2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы. Можно сказать: познание истины (законов природы) - непосредственная или ближайшая цель естествознания, содействие их практическому использованию - конечная цель естествознания. Цели естествознания совпадают с целями самой человеческой деятельности. «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека».
Необходимым
условием развития естествознания является
свобода критики, беспрепятственное
обсуждение любых спорных неясных
вопросов Естествознание, открытое столкновение
мнений с целью выяснения истины,
путём свободных дискуссий, способствующих
творческому решению
2. Закономерности и особенности развития естествознания.
Закономерности естествознания — те, которые присущи любой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета. Это:
а) обусловленность практикой (в конечном счёте);
б)
относительная
в) совокупность идей и принципов естествознания, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;
г) постепенность развития естествознания при чередовании периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ естествознания, всей системы понятий и принципов естествознания, всей естественнонаучной картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер;
д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук;
е) противоречивость развития естествознания, доходящая до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;
ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному, но на более высокой ступени этого развития; отсюда сравнение развития науки с "кругом кругов", с движением по спирали.4
Попытки не считаться с закономерностями развития естествознания влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отдельных учёных и целых научных школ и направлений. Отрыв от запросов техники и производства порождает уход в схоластику (систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля). Игнорирование относительной самостоятельности и внутренней логики естествознания ведёт к слепому практицизму, к недооценке теории, к неспособности учитывать реальные возможности естествознания Непонимание преемственности в развитии естествознания влечёт за собой нигилистическое отношение к естествознанию предшествующих эпох, к утрате способности находить исторические корни современных воззрений. Неумение различать стадии в естествознания (эволюционные и революционные) вызывает либо задержку на пройденной ступени, либо забегание вперёд, выдвижение идей, для которых почва ещё не подготовлена. Игнорирование целостности естествознания, непонимание характера взаимодействия отраслей естествознания порождает либо отрицание применимости методов одних наук при изучении предмета других, либо, наоборот, отрицание специфики предмета одной науки на том основании, что он может изучаться методами др. наук. Непонимание противоречивости познания природы влечёт опасность впадения в односторонность, в крайность. Незнание того, что развитие естествознания идёт по спирали, с возвратами к исходному пункту, приводит к ошибочной мысли, будто всякий такой возврат есть регресс. Наконец, всякое администрирование в области естествознания, подмена научных аргументов декретированием и организационными мерами, попытки сковать свободу критики и дискуссий, навязывание науке одной, заранее апробированной точки зрения как якобы единственно правильной, не подлежащей оспариванию, ведёт к застою естествознания.
В
целом ход развития естествознания
- это путь от созерцания природы (древность)
через аналитическое
В центре современного естествознания до середины XX в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц. Так, например, физика дала толчок в развитии других отраслей естествознания - астрономии, космонавтики, кибернетики, химии, биологии, биохимии и других естественных наук. Физика вместе с химией, математикой и кибернетикой помогает молекулярной биологии решать теоретически и экспериментально задачи искусственного биосинтеза, способствует раскрытию материальной сущности наследственности. Физика также способствует познанию природы химической связи, решению проблем космологии и космогонии. В последние годы начинает лидировать целая группа наук - молекулярная биология, кибернетика, микрохимия.
Особенно важными для науки являются философские выводы мировоззренческого характера, вытекающие на основе естественнонаучных достижений: закон сохранения и превращения энергии; теория относительности Эйнштейна, прерывность и непрерывность в микромире, неопределенность Гейзенберга и т. д. Они определяют облик современного естествознания. 5
К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.
Развитие
естествознания как любой науки
связано с ее историей и логикой.
История любой науки