Марксизм: основные тенденции развития в XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:37, статья

Описание работы

Огромное теоретическое и научное значение работ К.Маркса заключается в разработке четырех фундаментальных теоретических концепций: философско-материалистической и диалектической системы взглядов (учения) о развитии мира, общества, всемирной истории, познания; учения об отношениях между капиталом и трудом, теории прибавочной стоимости; теории классов и классовой борьбы; научной теории (учения) о социализме и коммунизме.

Работа содержит 1 файл

Марксизм - основные тенденции развития в 20 веке.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

Марксизм: основные тенденции  развития в XX в.

    Огромное  теоретическое и научное значение работ К.Маркса заключается в  разработке  четырех  фундаментальных  теоретических  концепций: философско-материалистической и диалектической системы взглядов (учения) о развитии мира, общества, всемирной истории, познания; учения об отношениях между капиталом и трудом, теории прибавочной стоимости; теории классов и классовой борьбы; научной теории (учения) о социализме и коммунизме. Основополагающие концепции К.Маркса явились определяющими в системе мировоззрения, научного знания и мировой истории XX в. На протяжении всего двадцатого столетия происходило развитие марксизма в различных аспектах. Охарактеризуем основные направления данного процесса. Ретроспективная периодизация развития марксизма наиболее четко представлена B.C. Семеновым. Исследователь выделяет четыре основных этапа. Первый этап – формирование и развитие марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом во второй половине XIX в. Также марксизм активно развивался в среде российской общественной мысли. На западе Вебер с работой «Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre» (хотя данную методологию именуют позетивистско-неоконтианской) проводит анализ социально-экономических институтов и прослеживает их связь с остальными элементами культуры, стремясь найти для каждой ступени исторического развития характерные общие типы.

    Второй  этап – развитие марксизма прежде всего В.И.Лениным, охватывает последнее  десятилетие XIX в. - первую половину XX столетия. Необходимо отметить деятельность в данном направлении Г.Плеханова, работы Р.Люксембург. Она является радикальным представителем индустриального социализма, в данном случае понимание социализма сводилось к исключению принципа эффективности, рациональности из жизни общества.

    Огромный  вклад в развитие марксистской мысли внес Антонио Грамши один из крупнейших марксистских теоретиков и основателей итальянской коммунистической партии, базовой теоретической работой которого явились "Тюремные тетради". Оригинальные трактовки особенно внес в марксистские концепции венгерский ученый Дьердь Лукач, с которым тесно сотрудничал оригинальный марксистский исследователь, советский философ М.А.Лифшиц, современник Д.Лукача, К.Корш. Все они не без основания рассматриваются как основоположники "философии практики". В 20-е гг. написаны "История и классовое сознание" Лукача, "Марксизм и философия" К.Корша, но актуализированы они были  позднее, в связи с развитием неомарксизма в шестидесятые годы.

    Третий  этап, охватывает вторую половину XX в. Этап ренессанса марксизма, активное развитие его регионально-национальных особенностей и усиления попыток ревизовать марксизм. Возникают разнообразные направления такие, как "западный марксизм", представителями которого являются Люсьен Сэв и Луи Альтуссер. Происходит частичное обращение к отдельным положениям марксизма в течениях "нового марксизма", "неомарксизма", углубляющихся в частности и существенно ревизующих марксизм. Неомарксизм не представлял собой однородного философского направления. Некоторые его представители откровенно причисляли себя к марксистам, как, например, Лукач в шестидесятые годы. Так называемые ревизионисты: Гароди, Колаковский, Косик, югославские философы выступали с идеями пересмотра марксизма.

    Мерло-Понти "Приключения диалектики" и  Хайдеггер характеризует воззрения  Маркса как самую глубокую философию  современности. Сартр в "Критике  диалектического разума" пишет  о философии Маркса как о "непревзойденной  философии нашего века".

    Но  наибольшим влиянием в философских  кругах пользовались увлекавшиеся марксизмом экзистенциалисты и представители  Франкфуртской школы Герберт  Маркузе и Эрих Фромм. Данное направление  характеризуются как фрейдо-марксизм. Известно, что З. Фрейда, как и  К. Маркса, исследователи относят к классикам "эры подозрения", т.е. мировоззрения для тех, кто ищет за всеми идеалами и ценностями экономический интерес или инстинкт. Также развивается радикальное направление отрицание институтов буржуазного общества в связи с идеями К. Маркса в работах постиндустриальных социалистов: К. Касториадис, А. Горц, Ж. Элюль. В работе «Техника или ставка века» Ж. Элюль доказывал, что экономическая, политическая сферы образуют определенные технические системы, то есть в них утрачивает значение свободная воля людей и господствует рациональный подсчет. В итоге рационализация должна быть подчинена целям защиты качественной определенности людей. А.Горц говорит в этой связи о праве на автономию со стороны населения, испытывающего на себе последствия принятых технократами решений, А.Лефевр заявляет в противовес господству рациональности о правах «живого», К.Касториадис подчеркивает гетерогенную природу человеческих существ, их несоизмеримость и интегральность, А.Турен заявляет о правах разного рода идентичностей (женщины, молодежь, старики, этнические меньшинства, угнетенные центральным правительством регионы).

    В рассматриваемый период появляются нестандартные теоретических трактовки  социализма и коммунизма в виде «еврокоммунизма», с внутренне заложенным подчеркиванием неприемлемости существенных ограниченностей   и изъянов «реального   социализма» в СССР.

    В восточноевропейских странах получили распространение и обоснование  концепции  "демократического  социализма",  "гуманного  социализма", "социализма с человеческим лицом", в которые, правда, некоторыми вносились и ревизионистские элементы.

    Марксизм  представляет собой сложную систему, в которой гармонично сочетается идея и идеал, научное учение и  идеология, теория и метод, анализ и  прогноз. Поэтому Марксизм одновременно является мировоззрением, наукой, учением, идеологией и методологией.

Информация о работе Марксизм: основные тенденции развития в XX в