Основные тенденции развития культуры XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. В связи с этим необходимо рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в. (преемственность и традиции в становлении культуры нашего столетия, кризис современной культуры, пути выхода из него, осмысление этого процесса в различных культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное в культуре
XX в. (основные причины возникновения общечеловеческой культуры, ее ценности, диалектика национального и общечел

Работа содержит 1 файл

Культура XX века.docx

— 38.72 Кб (Скачать)

Введение

 

Многообразие ликов культуры XX столетия, различие способов отношения  человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Речь идет о становлении единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся  через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. В связи с  этим необходимо рассмотреть: основные тенденции развития культуры XX в. (преемственность  и традиции в становлении культуры нашего столетия, кризис современной  культуры, пути выхода из него, осмысление этого процесса в различных культурологических концепциях); общечеловеческое и национальное в культуре

XX в. (основные причины  возникновения общечеловеческой  культуры, ее ценности, диалектика  национального и общечеловеческого).

Таким образом, культура XX столетия едина в своем многообразии. К  общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и  взаимовлияния национальных культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные тенденции развития культуры XX в.

 

Идеалы и установки  современной культуры являются сплавом  того, что было открыто человечеством  в прошедшие века и того, что  достигло человечество к концу XX в.

Какие формы социальной жизни, образцы деятельности, способы мироощущения и мировосприятия отсеяло «сито  времени», какие базисные культурные ценности были восприняты XX столетием?

В современной культуре широкое  распространение получили гуманистические  принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие.

Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого  человеческого духа, являлся в  определенном смысле элитарным, поскольку  его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.

Суть современного гуманизма  заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает  право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.

Гуманистическая ориентация культуры XX в. проявляет себя в различных«мирах» современного общества -экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.). Сравните два документа XVIII и XX вв. и вы увидите, как идеи, выработанные во Франции в далекую эпоху революции, принимаются сейчас в качестве идеала всеми государствами Организации Объединенных Наций.

Конечно, идею всеобщего  равенства выдвигало еще христианство. Христос учил: перед Богом все  равны, ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой. Однако христианская идея равенства носит скорее мистический  характер. Ведь люди равны не в реальной жизни, а в загробной. На земле  же каждый должен смиренно нести свой крест, подобно Христу, так как  существующие неравенства социальной, классовой жизни, имущественные  различия предопределены Богом.

Другим важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в  нашем столетии, является установка  на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала, мировой, объединив усилия ученых разных стран.

Возникла, развилась в  дальнейшем интернационализация научных  связей.

Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в., положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. Одним из выражений этого процесса стали транснациональные корпорации с их едиными формами организационной культуры, действующими в десятках стран и на различных континентах. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно- технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации.

Техногенное отношение к  природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических  потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций  в развитии культуры.

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной  мысли, воплощенной в мировой  промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.

Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В.И.Вернадского[1], А.Л.Чижевского[7],Тейяра де Шардена[6] были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

 

Каковы основные идеи новой  космической культуры?

Во-первых, это идея активной эволюции, в которой выражается новое  качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественнонаучные эволюционные воззрения, традиционно  ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнуться духом космической этики.

Во-вторых, рассматривая Землю  и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание основаны не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы.

С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью  эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым- естествоиспытателем, стоявшим у истоков современной геохимии и биогеохимии,-В.Л. Вернадским.

Основной труд В.И.Вернадского - «Научная мысль как планетное  явление» - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как к единому  геологическому биогенному социальному  и культурному процессу. Осознавая  пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о  том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного  человечества биосфера закономерно  перейдет в качественно новое  состояние - ноосферу (от слова«ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. 

В чем же причины возникновения  и сущность ноосферной культуры?  Первое. Появление ноосферы связано прежде всего с реальным процессом экспансии разума, сознания в эволюционный процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.

Важнейшее основание для  возникновения ноосферы - объединение  человечества.

Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является прежде всего не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом. Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.[1]

Главной же причиной создания ноосферы является наука, становящаяся мощнейшей геологической и космической  силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоническое  будущее людей. Эволюция живого вещества, его усложнение и усиление сил  разума во Вселенной есть процессы неизбежные.

«Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим»[6].

Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному  господству безличных экономических  технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры. Способ организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд[4] отразил в образе гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй половине XX в. Симптоматично, что именно через армию стандартная модель мегамашины передавалась от культуры к культуре, начиная с эпохи древних царств. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом, и перестает жить самобытной свободной жизнью.

«Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного  бытия, порождает бессубъектные  социокультурные формы.

«Следствия этой машинизации  проистекают из абсолютного превосходства  механической предначертанности, исчисляемости и надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом - человек, - теперь становится средством»[4].

Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального  познания эпохи индустриализма, исключающая  уникальность человеческого «Я», культурного  контекста в развитии социума, инженерное мышление с ее стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном познании.

В XX в. полностью обнаружились кризисные явления техногенной  цивилизации, возникшей на развалинах средневековья. Культура этой цивилизации  сложилась на основе особых отношений  человека и природы, человек стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты  и мыслители XX в, с тревогой говорили о процессе деградации культуры.

«Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность наших общественных условий. Насколько верно, что организованное общество является предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало.

Создание в какой-либо сфере всеобъемлющей организации  на первых порах дает блестящие результаты, но через некоторое время первоначальный эффект уменьшается. Сначала демонстрируется уже существующее богатство, в дальнейшем дают о себе знать процессы недооценки и игнорирования живого и первоначального. Чем последовательнее внедряется организация, тем сильнее проявляется ее сдерживающее воздействие на производительное начало.

Существуют культурные государства, которые не могут преодолеть ни в  экономической, ни в духовной жизни  последствий далеко идущей централизации управления»[2].

В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской  и антисциентистской.

В основе сциентизма лежит  представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т.д.

Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание, наука. Сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения.

Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный.

Он утверждает: «Наука - чума XX века». Возникла ситуация, которую  обрисовал Ч.П.Сноу: «...На одном полюсе -художественная интеллигенция, на другом - ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их разделяет стена непонимания и иногда (особенно среди молодежи) антипатии и вражды, но главное, конечно, непонимание. У них странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общий язык даже в области чувств»[5].

Информация о работе Основные тенденции развития культуры XX в