Автор: f***********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа
Наука является важнейшим элементом духовной культуры людей. Традиционно принято разделять всю имеющуюся научную информацию на два больших раздела — на естественно - научную, в которой объединяют знания об окружающей природе, и на гуманитарную (от лат. humanitas — человеческая природа), в которую включают знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук предметом исследования являются объекты, вещи природы, в сфере гуманитарных наук предметом исследований являются события, субъекты.
1. Чем отличается естественно - научная культура от гуманитарной?......3
2. Что такое геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира?.................................................................................................................5
3. Приведите формулировку принципа относительности для законов механики?.................................................................................................................9
4. Как классифицирует современная наука элементарные частицы?.......11
5. Фундаментальные законы сохранения энергии?....................................14
6. Назовите основные направления в развитии учения о составе веществ?..................................................................................................................16
7. Возможности современной химии и химии будущего?.........................18
8. Охарактеризуйте кратко эволюцию Вселенной……………………….22
9. Что является предметом исследования генной инженерии?.................26
10. Опишите основные трофические (пищевые) связи в экосистемах….28
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное
государственное
Высшего профессионального образования
«Пермская
государственная
Имени
академика Д.Н. Прянишникова»
«Кафедра
ботаники и генетики»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По
дисциплине «Концепции современного естествознания»
Выполнила: студентка 1 курса
Факультета заочного обучения
По специальности
«Финансы и кредит»
Кирова Ирина Валентиновна
Шифр ФКУ- 11-3818
Проверила: Ларькина
Татьяна
Павловна
Пермь
2011
СОДЕРЖАНИЕ
1. Чем отличается естественно - научная культура от гуманитарной?......3
2. Что такое геоцентрическая
и гелиоцентрическая модели устройства
мира?.........................
3.
Приведите формулировку принципа относительности
для законов механики?.....................
4. Как классифицирует современная наука элементарные частицы?.......11
5.
Фундаментальные законы сохранения энергии?......................
6.
Назовите основные направления в развитии
учения о составе веществ?......................
7.
Возможности современной химии и химии
будущего?.....................
8. Охарактеризуйте кратко эволюцию Вселенной……………………….22
9. Что является предметом исследования генной инженерии?.................26
10.
Опишите основные трофические (пищевые)
связи в экосистемах….28
1. Естественно - научная и гуманитарная культуры
Наука является важнейшим
Различия между естественно - научными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что естественно - научные знания основаны на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человек-субъект), а гуманитарные имеют отношение прежде всего к самому субъекту. В природе действуют объективные, стихийные и независимые от человека процессы, а в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций.
Методы исследований в
Возникновение новых
Таким образом, изучение
2. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира
Классическую форму теории
В Средневековье надолго
Аль-Батани (по прозванию Альбатегниус — 850-929 гг. н. э.) заново и точнее определил и проверил многие из результатов Гиппарха и Птолемея. Великому хорезмскому ученому Абу-Райхану Бируни (972-1048 гг. н. э.) принадлежит определение размеров Земли по углу понижения горизонта с вершины горы. Он же выразил мнение о возможности движения Земли вокруг Солнца. Соорудив обсерваторию с весьма точными для того времени измерительными инструментами, талантливый самаркандский астроном Улугбек (Мухаммед Тарагай — внук известного завоевателя Тамерлана) составил новый каталог звезд — первый самостоятельный после Гиппарха и более точный: положения звезд даны в нем не только в градусах, но и в минутах дуги.
В Средние века в научно-
Значительным шагом вперед было геологическое учение Ибн Сины (Авиценны). Впервые в истории науки он открыл закон последовательности залегания осадочных пород (500 лет спустя его вновь открыл датский естествоиспытатель Николаус Стено). Это открытие послужило отправным пунктом для формулировки Авиценной более общей научной концепции — учения об эволюции земной коры. К идее эволюции независимо от Ибн-Сины пришел также его современник Абу Райхан Бируни. Это учение имело огромное мировоззренческое значение вследствие того, что идея постоянного изменения земной поверхности резко противоречила религиозному постулату о единовременном и совокупном творении всего космоса и его пребывании в дальнейшем в вековечном, абсолютно неизменном состоянии. Между Ибн Синой и Бируни дискутировалась также проблема существования изолированных миров. Согласно Бируни, вполне допустимо, что "другой мир обладает теми же природными свойствами, что и наш мир, но только эти свойства созданы таким образом, что направления движения в нем отличаются от направлений движения в нашем мире и что каждый из этих миров отделен от другого некой преградой. Судя по аргументации, приведенной Ибн Синой против такой постановки вопроса о множественности миров, его прежде всего волновала проблема существования пустоты и связанный с ней вопрос о физической природе преграды, отделяющей эти миры друг от друга. Бируни же допускал возможность существования других миров иной природы, отделенных некой преградой от нашего мира. У различных ученых начинают намечаться попытки нового подхода к объяснению небесных явлений, пока, наконец, польский мыслитель Николай Коперник не сделал великого шага к созданию нового мировоззрения, давшего толчок мощному развитию астрономии как науки. Основой возникновения всех этих новых идей является грандиозный хозяйственный переворот. Великое свое творение Коперник изложил в книге "Об обращениях небесных сфер", появление которой относится к 1543 г., т. е. к году смерти Коперника, и составляет результат многолетних его работ. Геоцентрическая система Птолемея с течением времени усложнялась, ибо повышенные требования к точности астрономических вычислений делали необходимым увеличение количества дополнительных окружностей (эпициклов, деферентов), чтобы согласовать систему с Землей в центре и вращающимися вокруг нее по окружностям планетами с наблюдаемыми движениями этих планет. Ко времени Коперника число деферентов и эпициклов возросло до 56 и имело тенденцию расти дальше. Уже в античности многие мыслители не были удовлетворены такой сложной "неестественной" конструкцией. Один из них считал, что эпициклы — всего лишь умственные построения, созданные для "спасения явлений", и что пути планет на самом деле являются сложными и неравномерными, другие вообще полагали, что сложные пути планет — всего лишь видимость, что за ней находится некая непознанная глубинная сущность.
Вместе с тем громоздкость
птолемеевской системы не
1. В центре мира находится Солнце.
2. Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении и вращаются вокруг одного из своих диаметров.
3. Это движение происходит по круговым орбитам.
4. Оно является равномерным, т. е. скорости движения планет по круговым орбитам постоянны.
Полемизируя с аргументами
Учение Коперника произвело
3. Формулировка принципа относительности для законов механики.
Теория относительности была первой физической теорией, которая радикально изменила взгляды ученых на пространство, время и движение. Если раньше пространство и время рассматривались обособленно от движения материальных тел, а само движение независимо от систем отсчета т.е. как абсолютное, то с возникновением специальной теории относительности было твердо установлено:
• всякое движение может описываться только по отношению к другим телам, которые могут приниматься за системы отсчета, связанные с определенной системой координат;
Информация о работе Чем отличается естественно - научная культура от гуманитарной