Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 14:16, контрольная работа
Куль тура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.
Введение стр. 2
1 Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур стр. 2
2. Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии
культуры стр. 5
3. Необходимость единства естественно-научной и гуманитарной культур в современном обществе стр. 9
Список литературы стр. 12
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Контрольная работа
По дисциплине: «Концепции современного естествознания»
На тему: «Естественно-научная и
гуманитарная
Преподаватель
Оглавление:
Введение
1 Специфика и взаимосвязь
естественно-научного и
2. Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии
культуры стр. 5
3.
Необходимость единства естественно-научной
и гуманитарной культур в современном
обществе
Список литературы
Введение
Куль тура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур — материальной, социальной и духовной.
Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д.
Социальная
культура — система правил поведения
людей в различных видах
Духовная культура
— это составная часть
1.Специфика и взаимосвязь естественно-научного и гуманитарного типов культур.
Каждый из видов духовной культуры ( мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т.д.) состоит из относительно самостоятельных разновидностей.
В
предметной области науки
До последовательного
оформления науки как самостоятельной
части культуры человечества знания
о природе и ценностях общественной жизни
входили в иные состояния духовной культуры:
практический опыт, мудрость, народная
медицина, моральные системы этносов,
натурфилософия и др. Данное обстоятельство
дает право трактовать понятия "естествознание"
и "гуманитарное знание" не в качестве
естественных и гуманитарных наук, а в
значении более широкого комплекса научных
и ненаучных видов знаний. Однако в условиях
культуры XX в. такая трактовка непродуктивна.
Поэтому чаще всего исходят из того, что
современная естественнонаучная и гуманитарная
разновидности культуры основаны на научном
знании. С учетом того обстоятельства,
что отдельный человек не в состоянии
усвоить весь объем информации, накопленный
науками, понятие "естественнонаучная
культура" указывает на три слоя реальности:
2. объем информации о данных сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен усвоению;
3. фактически усвоенное индивидом, специалистом содержание накопленного и актуализированного знания о природе и общественных ценностях
Сфера исследования
природы естественными науками,
по сути, неисчерпаема. Она включает
объекты микро-, макро - и мегамиров.
В более популярном изложении это означает,
что естествознание исследует неорганическую
и органическую природу Земли и Вселенной.
Основные науки о неорганической природе
— физика, химия, физическая химия и многочисленные
подразделения. Комплекс биологических
наук исследует живую природу, начиная
от доклеточного уровня и кончая биосферой.
Специфику планетного вещества Земли
изучает геология и другие науки. Вселенная
является объектом познания астрономии,
астрофизики, астрохимии. Математика исследует
все сферы бытия природы, где выявлены
количественные - закономерности. Методы
математики проникают и в науки об обществе.
Гуманитарная
культура основывается на знаниях этики,
религиоведения, юриспруденции, искусствознания,
философии, литературоведения, педагогики
и других наук. Системообразующие ценности
гуманитарных наук — гуманизм, идеалы
добра, истины, красоты, совершенства,
свободы и т. д. Эти ценности имеют решающее
значение в целеполагающей деятельности
людей, так как поднимают человека от состояния
животного эгоизма к всесторонней общественной
жизни. Те или иные группы ценностей и
соответственно виды гуманитарной культуры
могут наполняться специфическим социальным
содержанием. Их общественная значимость
относительна и утверждается в соответствии
с той или иной ролью, которую они играют
в определенную историческую эпоху.
Существенную роль в современной индустриальной
цивилизации играют экономические и утилитарно-практические
ценности, в которых осмысливаются явления
материальной культуры. Важно подчеркнуть,
что и в гуманитарном знании, и в целом
в гуманитарной культуре существенным
образом представлены интересы субъекта.
Поэтому неизбежны различные варианты
осмысления и оценки "позитивности"
одних и тех же общественных явлений для
того или иного человека, группы, социума,
государства. В этом и заключается специфика
гуманитарной культуры.
Выделим основные признаки рассматриваемых видов культур.
Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественнонаучной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественнонаучная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.
Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем:
•они имеют единую основу, выраженную в потребностях я интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и совершенствования;
• осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами (это нашло свое выражение, например, в этике естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.);
• взаимно координируют в историко-культурном процессе;
• являются самостоятельными частями единой системы знаний науки
• имеют основополагающую
ценность для человека, ибо он выражает
единство природы и общества
2. Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Постановка проблемы различения «наук о природе» и «наук о духе» впервые была осуществлена во второй половине XIX в. Накопленные с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.
Объяснение - понимание. Науки о природе исходят из того, что природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Исследование явлений сводится к их расчленению на причины и следствия, общее и особенное, необходимое и случайное и пр. Все в природе жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе.
Науки
о духе, напротив, имеют дело с
предметом не внешним, а
Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, в чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.
Цель наук о природе - отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов подпадает под найденное обобщение, тем фундаментальнее данный закон. Обычный камень или целая планета, галактика или космическая пыль - различия несущественны, если речь идет о формуле закона всемирного тяготения: она одинакова для любых подобных объектов. На поиск таких универсальных обобщений и ориентированы естественные науки. Единичные объекты или отдельные особи не имеют для них значения.
Гуманитарная наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Она это и делает, только весьма своеобразно. Ведь сфера ее компетенции - человек. А последний, как бы он ни был сир и убог, все же имеет в культуре большее значение, чем какой-нибудь электрон для физика-экспериментатора или бабочка для энтомолога. Поэтому пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть. Но оно должно быть представлено лишь в неразрывной связи с индивидуальным.
Таким образом, «индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных. Они по отношению друг к другу противоположны. Одни нацелены на индивидуализацию, другие на интеграцию.
Отношение к ценностям. Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. А точнее - степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания.
Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину.
Ценности в науках о природе и в науках о духе являются диаметрально противоположными, даже в методах их разграничения. Так, разграничение ценностей в гуманитарных и естественных науках происходит ценности «сомнительным» (в научном плане) способом их обоснования. Суть в том, что строго теоретически обосновать выбор человеком тех или иных ценностей невозможно, ибо для однозначной оценки той или иной ценности отсутствует какая-либо объективная общая норма. Таковы все суждения, в которых оперируют понятиями «лучше», «красивее», «справедливее» и т.д. Они не подлежат проверке на истинность, поскольку апеллируют к человеческим ценностям, богатство которых бесконечно, а выбор во многом произволен.
Информация о работе Естественно-научная и гуманитарная культуры