Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
Естествознание
как элемент мировоззрения…
Стремление человека
к познанию окружающего мира бесконечно.
Одним из средств этого познания
является естествознание. Оно активно
участвует в формировании мировоззрения
каждого человека отдельно и общества
в целом. К мировоззрению относится
также социальная установка на понимание
смысла жизни, жизненных идеалов, целей
общества и средств их достижения.
Мировоззрение - совокупность
определенных знаний,
комплекс норм и убеждений,
проявляющихся в содержании
практической деятельности.
Разные исследователи определяют понятие
естествознание по-разному: одни ученые
говорят, что естествознание - это система
наук о природе, а другие - что это единая
наука о природе. Это противоречие видимое.
Структура естествознания иерархична.
Будучи единой системой знания, оно состоит
из определенного количества входящих
в эту систему наук, которые в свою очередь
состоят из еще более дробных отраслей
знания. На каждой ступени организации
естествознания существует свой более
или менее развитый методологический
аппарат, который и позволяет считать
систему знаний таких ступеней единой.
Во всех определениях естествознания
присутствуют два основных понятия - природа
и наука. В широком смысле слова природа
- это все сущее в бесконечном многообразии
своих, а в узком - природа обычно противопоставляется
обществу. Цель естествознания - раскрыть
сущность явлений природы,
познать их законы и
предсказать на их основе
новые явления, а также
указать возможные пути
использования на практике
познанных законов природы.
Взаимодействие
двух культур…
Как любое сложное
базовое понятие, культура не имеет
единого общепринятого определения.
Для того чтобы понять соотношение таких
категорий, как природа, общество и культура,
следует обратиться к вопросу о двух типах
жизни, выработавшихся на Земле: инстинктивно-биологическом
и культурно-целесообразном (социальном)
необходимо отметить, что именно наличие
социального типа жизни отличает человека
от животного.Человек в отличие от большинства
видов животных универсален по своей природе,
он может существовать в любом месте земного
шара, осваивать разнообразные виды деятельности
и т.д. Но он становится человеком только
при наличии культурного окружения, в
общении с другими, подобными себе существами.
Весь организм культуры состоит из сложно
организованных посредников, культурных
институтов. Деятельность человека не
является лишь ответом на внешние раздражители.
В ней присутствует опосредующий момент
размышления, сознательного действия
сообразно цели, существующей в идеальной
форме в виде плана, образа, намерения.
Примечательно, что И.М. Сеченов рассматривал
мышление как заторможенный, т.е. опосредованный
периодом времени, рефлекс.
Из сказанного выше следует, что культура
- важнейший регулятор взаимоотношений
между обществом и природой. И с этой точки
зрения наиболее общим и подходящим для
нас может быть следующее определение: культура
- это система средств
человеческой деятельности,
благодаря которой программируется,
реализуется и стимулируется
активность индивида,
различных групп, человечества
в целом в их взаимодействии
между собой и с природой. Уже само определение
отражает два основных типа взаимодействия,
которые определяют два типа культур -
гуманитарную (взаимодействие между собой)
и естественно-научную (взаимодействие
между обществом и природой). Естественно-научная
культура отличается тем, что знания о
природе имеют высокую степень объективности
и достоверности. Гуманитарная культура
специфична тем, что системообразующие
ценности гуманитарного знания определяются
и активизируются из социальной позиции
человека. Имея свои специфические черты,
эти два типа культур, безусловно, взаимодействуют,
так как обладают единой культурной основой.
Взаимоотношения этих двух культур достаточно
сложны .А. Койре был одним из первых ученых,
обративших в начале XX в. внимание на то,
что после некоторого этапа развития общества
возникли два мира - мир науки (мир количества,
воплощенного в геометрии) и мир качества
(в котором мы живем). В дальнейшем идея
о сложных путях взаимодействия естественно-научной
и гуманитарной культур в современном
обществе была развита в серии статей
писателя, общественного деятеля и ученого
Ч. Сноу. В настоящее время большинством
признается существование двух культур,
обладающих разными языками, критериями
и ценностями: естественно-научной культуры,
включающей науки о природе, технику и
т.п., и гуманитарной культуры, включающей
искусство, литературу, науки об обществе
и внутреннем мире человека.Современная
культура характеризуется быстрыми изменениями,
а современное общество находится в состоянии
дисгармонии с природой, глобального нарушения
баланса - экологического кризиса. На это
накладываются экономический, энергетический,
информационный кризисы, а также обострение
национальных, религиозных и социальных
конфликтов во многих регионах Земли.
Возможность успешного преодоления этих
кризисов и конфликтов во многом определяется
уровнем образованности и культуры общества.
Обостряет эту ситуацию разделение путей
развития естественно-научной и гуманитарной
культур. Часто говорят, что духовность
формируется исключительно за счет религиозного,
нравственного, эстетического познания
мира, что науку можно противопоставить
духовности, что существует разделение
между естествознанием и гуманитарными
знаниями и они конфронтируют между собой.
Разделение культуры
на гуманитарную и естественно-научную
во многом обусловлено существованием
двух основных способов процесса мышления,
которые имеют физиологическую природу.
Как известно, мозг человека асимметричен:
правое его полушарие отвечает за образный
интуитивный тип мышления, а левое - за
логический тип. Преобладание того или
иного типа мышления, часто определяет
склонность человека либо к рациональному,
либо к художественному типу восприятия
мира. Разделение духовного и материального
впервые встречается у Платона, а окончательно
закрепилось после работ Р. Декарта, который
разделил внутренний мир человека (сферу
религии и искусства) и внешний мир (сферу
изучения рациональным научным методом).
Таким образом, на современном витке развития
общества становится все более очевидным,
что решение многих проблем человечества
связано с большей гармонизацией двух
частей единой культуры. С одной стороны,
необходимо привнести в сферу науки нравственные,
этические и даже эстетические категории.
С другой стороны, гуманитарной культуре
полезно воспринять естественно-научную
традицию постоянного переосмысления
накопленных ранее воззрений, вычленить
законы гармонии, которые эффективнее
работают при рационалистическом способе
познания действительности.