Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:04, доклад
В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание, которое является предметом естественно-научной культуры, и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства и человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру.
Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знания о природе отличаются высокой степенью достоверности (истинности) и объективности. В данный вид культуры входит совокупный исторический объем знания о природе и обществе.
В науке принято выделять систему знаний о природе - естествознание, которое является предметом естественно-научной культуры, и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства и человечества - гуманитарные науки или гуманитарную культуру.
Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знания о природе отличаются высокой степенью достоверности (истинности) и объективности. В данный вид культуры входит совокупный исторический объем знания о природе и обществе.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из социальной позиции человека. В данный вид культуры входит совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, этики, юриспруденции, литературоведения, искусствознания и других наук.
1. если естественно-научная культура всегда фокусировалась на объекте (собственно природе), то гуманитарная культура обращена к субъекту, то есть человеку.
2.Естественные науки обладают
общим языком, основанным на жестких,
однозначных понятиях, позволяющим
всему мировому сообществу
3. Считается, что естественные
науки имеют предмет, методы
исследования этого предмета, а
гуманитарные науки имеют
Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Объяснение - понимание. Науки о природе исходят из того, что Природа для нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое. Ее явления безгласны, немы и холодно равнодушны по отношению к нам. А сведение явлений природы к их причинам и законам существования есть объяснение - главная и определяющая познавательная процедура в науках о природе. Науки о духе, напротив, имеют дело с предметом не внешним, а внутренним для нас. Явления духа даны нам непосредственно, мы их переживаем как свои собственные, глубоко личные. Поэтому дела человеческие подлежат не столько объяснению, сколько пониманию.
Генерализация - индивидуализация. Другим существенным основанием выделения специфики наук о природе и наук о духе являются особенности метода исследования. Для первых характерен метод “генерализазующий” (выделяющий общее в вещах), для вторых - “индивидуализирующий” (подчеркивающий неповторимость, уникальность явления).
Цель наук о природе
- отыскать общее в
Отношение к ценностям также различно у двух групп обозначенных наук. Ценность - общественная или личная значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину.
Количество - качество.
Существенное значение в обсуждаемой
проблеме имеет и очевидная разница в
объеме применения общенаучных методов
естественной и гуманитарной отраслями
научного знания. Общеизвестно, что естествознание
превратилось в полноценную науку с тех
самых пор, как сумело опереться на экспериментально-
Критерии различения |
Естественные науки |
Гуманитарные науки |
Объект исследования |
Природа |
Человек, общество |
Ведущая функция |
Объяснение (истины доказываются) |
Понимание (истины истолковываются) |
Характер методологии |
Генерализирующий (обобщающий) |
Индивидуализирующий |
Влияние ценностей |
Малозаметно, неявно |
Существенно, открыто |
Антропоцентризм |
Изгоняется |
Неизбежен |
Идеологическая нагрузка |
Идеологический нейтралитет |
Идеологическая нагруженность |
Взаимоотношения субъекта и объекта Дознания |
Строго разделены |
Частично совпадают |
Количественно- качественные характеристики |
Преобладание количественных оценок |
Преобладание качественных оценок |
Применение эксперимен. методов |
Составляет основу методологии |
Затруднено |
Характер объекта исследования
|
|
1. Больше идеальный, чем материальный 2. Относительно изменчивый |
Науки об обществе |
Науки о природе | |
Сходства |
1) выведение закономерностей тех или иных социальных явлений; 2) не всегда точные прогнозы; 3) возможность использования 4) стремление к получению 5) соответствие полученных |
1) выведение закономерностей тех или иных прир./физических явлений; 2) не всегда точные прогнозы; 3) возможность использования 4) стремление к получению 5) соответствие полученных |
Различия |
1) невозможность выведения 2) эксперимент меняет саму 3) знание об обществе зачастую предвзято и субъективно. |
1) возможно выведение точных 2) эксперимент не влияет на реальность; 3) знание о природе объективно. |
Информация о работе Гуманитарная и естественно-научная культура