Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 23:36, контрольная работа
Так уж сложилось, что буквально с самого маленького возраста человека, становится понятно к каким дисциплинам он больше расположен: к естественнонаучным или к гуманитарным. Это проявляется в интересах ребёнка и если ему нравится какой-нибудь предмет, например математика, то он обратит своё внимание и на физику или какой-либо другой предмет из этой области.
1.Введение
2.Специфика и взаимосвязь естественного и гуманитарного типов культур.
3.Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
4.Необходимость естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
Используемая литература:
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра:
Философии
Факультет: Менеджмента и маркетинга
Специальность: Менеджмент организации
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА №1
по дисциплине: Концепции
современного естествознания.
тема: Естественнонаучная
и гуманитарная культуры.
Студентка Амосова
Дарья Александровна
Курс 1 № группы 105
Личное дело №09ммб00232
Преподаватель
Иконникова Наталья Игоревна
Москва – 2009
Содержание
Используемая литература:
КСЕ под редакцией В.Н. Лаврененко и В.П. Ратникова;
КСЕ Н.И. Иконниковой;
КСЕ В.П. Бондарева;
«Научная картина
мира в культуре техногенной цивилизации»
- В.С. Степин и др.
Введение.
Так
уж сложилось, что буквально с самого маленького
возраста человека, становится понятно
к каким дисциплинам он больше расположен:
к естественнонаучным или к гуманитарным.
Это проявляется в интересах ребёнка и
если ему нравится какой-нибудь предмет,
например математика, то он обратит своё
внимание и на физику или какой-либо другой
предмет из этой области. Так же в дальнейшем
человек делает выбор профессии в соответствии
со своими интересами и способностями,
но всё же невозможно выбрать такую профессию,
которая включала бы в себя только те дисциплины,
к которым предрасположен будущий специалист.
Да, данные дисциплины будут основными
и будут преобладать, но также к ним будут
подобраны дополнительные предметы из
другой области. Не смотря на то, что естественные
науки и гуманитарные науки представляют
два различных типа культур, они неразрывно
взаимосвязаны между собой.
Специфика и взаимосвязь естественного и гуманитарного типов культур.
Дня начала разберёмся с таким понятием как «культура». До сегодняшнего дня накопилось множество различных определений культуре, что говорит о сложности понятия. Единственное в чём все определения схожи, то это в том, что в ней есть две составляющие, а именно природная основа и социальное содержание и оформление предмета. Объяснить это можно вот таким примером: если мы посадим в землю черенок оливы, то и вырастит олива, а если закопать в землю скамейку из оливы, то вырастит вовсе не скамейка, а опять же таки олива! Основным же и простым определением в настоящее время принято считать вот это:
Культура – это система материальных и духовных ценностей в их производстве, распределении и потреблении. При этом материальная культура представляет собой материальные ценности, которые люди производят и используют в своих интересах, а духовная культура – это производство духовных ценностей: представлений, идеалов, теорий, идей и различных программ преобразования человека, общества и природы, направленных на формирование личности и условий её жизнедеятельности.
Благодаря двум составляющим мира культуры и образовались два её типа: естественнонаучный и гуманитарный. Естественнонаучная культура приобрела природные свойства, она определяет здоровый образ жизни человека, комфортность жизнедеятельности, перспективы технологического и социального развития человека, также решение глобальных проблем современности. Гуманитарная же культура представляет систему ценностей, связанную с развитием общества и личности.
В эпоху формирования большинства наук о проявлениях человеческого духа, а именно в XIX в., интерес к присутствию в единой человеческой культуре двух совершенно разных типов (естественнонаучного и гуманитарного) носил больше теоретический характер. А вот ближе ко второй половине XX в. эта проблема перешла в практическую плоскость: между естественнонаучной и гуманитарной культурами стал заметен растущий разрыв. Иными словами, «естественники» и гуманитарии перестали понимать друг друга, а такое непонимание может привести к вражде. Чтобы решить эту проблему, надо было понять, почему она начала проявляться именно во второй половине XX в. Учёные, сопоставив достижения «двух культур», заметили, что у естественнонаучной культуры грандиозные успехи: создание атомных реакторов, телевиденье, компьютеров, выхода человека в космос, расшифровка генетического кода – это всё и многое другое значительно повлияло на образ жизни человека. Гуманитарная же культура предъявить что-нибудь подобное не могла. Однако и принять стандарты и образцы мышления естествоиспытателей она упорно отказывалась. В итоге гуманитарная культура стала больше пригодна для развлечений и досуга уставшего от практических забот носителя естественнонаучной культуры.
Сложно сказать о том, что здесь есть какая либо проблема, ведь гуманитарные и естественные науки различаются по своему объекту. Первые изучают человека и общество, а вторые – природу. Но всёже проблема здесь есть. Её можно заметить даже в обычной нашей речи, вот например мы привыкли называть разделы естествознания «точными науками», однако тогда из этого выходит, что гуманитарные науки – это науки «неточные», но такого не может быть по определению. Вот именно в этом и заключается часть проблемы.
Допустим, каждый школьник знает из литературоведенья, что Шекспир – гений, а вот Л.Н. Толстой сей факт отрицал. В то время как на счёт геометрии Евклида или механики Ньютона никто бы не стал спорить. И именно из-за не точности гуманитаристики к ней возникает пренебрежение представителей естествознания.
Гуманитарии же, в свою очередь, защищаясь от обвинений в неоднозначности в своих выводов, говорят о невероятной сложности объекта своих исследований – о человеке. Объекты которые изучает естественные науки: звезды, планеты, атомы, молекулы – всё это и многое другое достаточно простые структуры или по крайней мере разложимые на сотню с лишнем химических элементов или пару сотен элементарных частиц, кроме того поведение природных объектов достаточно детерминировано законами природы и поэтому четко предсказуемо. Человек отличается от этого всего тем, что он обладает свободой воли, он может сам выбирать что, где и как ему делать в отличие от объектов естественной культуры.
Конечно, между поведением человека и природных объектов можно обнаружить какие-то параллели, и даже некое единство. Но есть одна чисто человеческая сфера реальности, аналогов которой в мире просто нет. Человек живёт не только в мире вещей, но и в мире смыслов, символов и знаков. Во всём, что он делает должен быть смысл, а бессмысленность деятельности – это самое страшное наказание. Проясняют же смысл бытия человека, общества, Вселенной, а порой и просто придумывают его именно гуманитарные области знания.
Естественные науки исследуют неорганическую (физика, химия, физическая химия и многие другие подразделения) и органическую природу Земли и Вселенной. Биологические науки исследуют живую природу начиная от до клеточного уровня заканчивая биосферой. Также к естественным наукам относятся такие науки как геология (изучает специфику планетного вещества Земли); астрономия, астрофизика и астрохимия (изучают Вселенную); математика (исследует все сферы бытия, где выявлены количественные закономерности). Математические методы проникают и в науки об обществе.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Главными ценностями гуманитарных наук являются гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т.д. Эти ценности имеют решающее значение в целеполагающей деятельности людей, т.к. поднимают человека от состояния животного эгоизма к всесторонней общественной жизни.
Специфика естественнонаучной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется и отличается высокой степенью объективности, всегда представляет наиболее истинные знания, которые наиболее значимы для человека и общества. Кроме того для человека естественнонаучная культура является важнейшим средством социализации, а для специалистов и решающим условием их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры заключается в том, что в ней существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны различные варианты осмысления и оценки положительности одних и тех же общественных ценностей и явлений для того или иного человека, группы, социума, государства. Проблема истинности решается с учётом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом.
Взаимосвязаны естественнонаучный и гуманитарный типы культур тем, что: во-первых, и тот и другой тип культур – суть творения человеческих разума и рук; также они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения совершенствования; ещё они имеют массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина и для того и для другого, и осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами; взаимно координируют в историко-культурном процессе; являются самостоятельными частями единой системы знаний науки; имеют основополагающую ценность для человечества, т.к. выражают единство природы и общества.
Анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры.
Итак, наука – это сложный социальный феномен: это система знаний о законах природы, общества и человеческого познания; форма общественного сознания; непосредственная производная сила общества.
К «наукам о природе» относятся естественные и технические науки. А «науки о духе» включают в себя гуманитарные науки и общественные. Последние – всегда связаны с мировоззрением и философией, причём не только в теоретической части, но и в практической.
Естественные науки направлены на создание здоровья, безопасности и комфорта, а гуманитарные – на создание духовных ценностей, духовного мира человека и культуры.
Главной и определяющей процедурой в науках о природе является объяснение, а в науках о духе сложно что-либо объяснить и, по этому, им свойственно понимание.
Истины в науках о природе доказываются, а в науках о духе лишь истолковываются и интерпретируются.
Методы исследования наук о природе и наук о духе также различны. Для первых характерен метод «генерализирующий», для вторых – «индивидуализирующий»
Цель «наук о природе» – отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под единое правило.
Науки о духе тоже должны искать общее, однако этот поиск производится весьма своеобразно, так как их предмет исследования человек. Поэтому каждое общее должно быть представлено лишь в неразрывной связи с индивидуальным.
С самого зарождения двух различных типов культуры (естественнонаучного и гуманитарного) среди них происходила своеобразная «борьба» в достижениях. Но в итоге примерно к середине XX века естественные науки достигли грандиозных успехов, что нельзя сказать о гуманитарных науках. В итоге гуманитарные науки стали пригодны только для развлечений и досуга уставшего носителя естественнонаучной культуры.
Очень важны функции наук как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Современная культура характеризуется быстрыми изменениями, а современное общество находится в дисгармонии с природой, из-за чего нарушился глобальный баланс и мир находится в состоянии экологического кризиса. И ко всему этому добавились экономический, информационный кризисы, и произошло обострение национальных, религиозных и социальных конфликтов во многих регионах Земли. Для успешного преодоления этих кризисов и конфликтов необходим высокий уровень образованности и культуры общества. Вся эта ситуация произошла из-за разделения путей развития естественнонаучной и гуманитарной культур. Часто говорят, что духовность формируется исключительно за счёт религиозного, эстетического, нравственного познания мира, что науку можно противопоставить духовности, и что существует разделение между «науками о природе» и «науками о духе» и они конфронтируют между собой. Но врятли эти утверждения справедливы, наиболее точно можно сказать что науки не конфрантируют, а соревнуются в достижениях, да и то как они могут соревноваться если их предметы изучения различны?! Роль «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры одинакова важна, т.к. человеку и человечеству в целом необходимы как естественные науки так и гуманитарные науки, причем не по отдельности, а взаимосвязано. А разделение материального и духовного миров впервые встречается у Платона, а окончательно закрепилось после работ Р. Декарта, который разделил всего лишь на всего внутренний мир человека (сферу религии и искусства) и внешний мир (сферу изучения рациональным научным методом).
Информация о работе Естественнонаучная и гуманитарная культуры