Совершенствование ассортиментной политики вкусовых товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – формирование ассортимента чая.

На основании проведенных исследований может быть построена работа по оптимизации ассортимента в магазине «Десяточка.

Задачами курсовой работы являются:

1) практическое изучение ассортимента чая, а также его свойств и показателей;

2) анализ состояния потребительского рынка и рынка производителей чая;

3) анализ ассортимента чая в магазине «Десяточка», характеристика его свойств и расчет показателей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...
1. Теория и методология исследования ассортимента ……………...

1.1. Характеристика и методика анализа основных свойств и показателей ассортимента товаров……………...………………...

1.2. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли......

1.3. Формирование рационального ассортимента, как основной регулятор конкурентоспособности торгового предприятия…….

2. Формирование ассортимента и конкурентоспособности вкусовых товаров в магазине «Десяточка»………………………

2.1. Состояние потребительского рынка чая ………………………….

2.2. Структурно-правовая база магазина «Десяточка».………………

2.3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности магазина «Десяточка» …..……………………………………………………...

2.4.Исследование ассортимента чая в магазине «Десяточка»..............

3. Пути совершенствования ассортиментной политики по формированию оптимального ассортимента вкусовых товаров в магазине «Десяточка»…………………..……………….

Заключение ………………………………………………………….........

Список использованных источников и литературы………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая по чаю.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Емкость чайного рынка остается неизменной на протяжении нескольких лет, и рынок  расчет не столько в объеме, сколько  в стоимостном выражении, что  связано со стабильной экономической  ситуацией. Но в то же время происходят важные перемены в структуре рынка чая. И самое серьезное изменение – это сокращение импорта чая из других стран, в первую очередь из Шри-Ланки.21

     Объем российского рынка чая оценивается  приблизительно в 150 – 160 тыс. тонн. В  среднем на каждого жителя России приходится 1 кг чая в год, 85% населения пьют чай ежедневно.

     Основные  поставщики чая на российский рынок: компания «Орими Трейд» - производитель  чая из Санкт – Петербурга (29%), международный концерн «Unilever» (16%), а также московские компании – производители – «Май» (12%), «Гранд» (8%), «Золотая чаша» (2,5%) и дистрибьюторы торговой марки «Ахмад» (4%). (Данные ГТК РФ).22

     Другой  тенденцией развития чайного рынка  является рост потребления пакетированного  чая. Этот сегмент имеет хорошие  перспективы для дальнейшего роста и будет активно развиваться. Этот рынок является наиболее динамичным по продажам сегментом, особенно в крупных городах, что объясняется высоким жизненным ритмом.

     Сегодня такое понятие, как узнаваемость марки на российском рынке чая, как и в остальных сегментах продовольственных товаров, имеет первостепенное значение. Потребители все больше отдают предпочтение известным маркам: чаям с более высокой добавленной стоимостью и более высоким качеством. Вместе с тем, в тех регионах, где доход населения низкий, продолжается потребление дешевого гранулированного и мелколистового чая. 
 

     Таблица 2.1

     Предпочтения  по типу упаковки
     Тип упаковки      II / 2005г.      I / 2006г.
     Картонная коробка

     Пакетики

     Жестяная  банка

     Развесной

     Подарочная  упаковка

     (фарфор, керамика)

     Другая

     90,3%

     34,6%

     7,8%

     4,5%

     1,0% 

     3,2%

     87,8%

     38,5%

     7,3%

     4,6%

     0,9% 

     3,1%

        Данные по России                                                            Источник:

                                                                                                    Callup Media (M’Index) 

     Гранулированный чай воспринимается как более  дешевый и менее качественный, хотя это не совсем так: по качеству он иногда даже превосходит листовые чаи. В целом же наблюдается снижение потребления гранулированного чая.

     Несмотря на то, что цена по-прежнему остается одним из главных факторов при покупке чая, доля потребителей, для которых доминирующим условием выбора является узнаваемость марки, растет. В понятие «известная марка» покупатель вкладывает, прежде всего, ожидаемый уровень качества и цены, далее идет престижность потребления данной марки чая.

     По  сортам предпочтение традиционно отдается цейлонскому и индийскому листовому  чаю.23 

     Таблица 2.2

     Влияние цены и качества на выбор чая
     Факторы влияния      II / 2005г.      I / 2006г.
     Скорее качество

     Только  качество

     Скорее  цена

     Только  цена

     Не  имеет значения

     39,7%

     19,1%

     18,9%

     7,7%

     14,6%

     39%

     20,0%

     18,3%

     7,1%

     15,6%

       Данные по России                                                               Источник:

                                                                                                     Callup Media (M’Index) 

     Лидером по популярности остается черный чай  без добавок, второе место занимает черный чай с добавками (ароматизированный  за счет добавления масла или химических ароматизаторов, а также содержащий высушенные лепестки цветов, растений или измельченных кусочков фруктов). Такой чай особо актуален в настоящее время на фоне моды на здоровый образ жизни и идеи натуральных продуктов.

     Потребление зеленого чая постепенно увеличивается, но не так динамично.

     Зеленому  чаю отдают предпочтение только 5,7% потребителей, но положительная динамика предпочтений наталкивается на оптимистичные  прогнозы этого сегмента. 

     Таблица 2.3

     Предпочтения  по типу чая
     Тип чая      Доля  рынка (I / 2006г.)
     Черный чай без добавок

     Черный  чай с добавками

     Лечебный

     Зеленый

     Не  имеет значения

     47,4%

     13%

     6,9%

     5,7%

     18,9%

        Данные по России                                                          Источник:

                                                                                                  Callup Media (M’Index) 

     Прогноз развития рынка чая.

     Через несколько лет количество компаний – производителей на рынке чая  должно снизиться, главным образом  за счет мелких компаний и рынок  будет поделен между крупнейшими  чайными марками. Конкуренция обострится между теми компаниями, которые имеют свои производства в России.

     Но  существует также  другой прогноз, согласно которому есть узкие сегменты рынка, на которых работает ряд мелких фирм. Их продукт востребован потребителем, и они будут существовать до тех пор, пока крупные компании не обратят свое внимание на этот сегмент.

     С рынка должны уйти те компании, которые  не располагают важнейшими маркетинговыми институтами; останутся те компании, у которых есть в России свое производство; развитая дилерская сеть, достаточный рекламный бюджет.

     Чайный  рынок сегодня характеризуется  высокой конкуренцией, поэтому производители  используют все доступные инструменты  маркетинга для укрепления своих  позиций. Для того, чтобы покупатель выбрал определенную марку чая, необходимо обеспечить ее присутствие на полке в магазине, и желательно в ассортименте, как можно оригинальнее оформив место продажи.

     Наиболее  динамично будет развиваться  сегмент дорогого качественного  чая.

     Высококачественный  чай, представленный в ассортиментах крупных компаний – это важный сегмент с острой конкуренцией, следовательно, должна обостриться конкурентная борьба в среднем, а затем и в высоком ценовом сегменте.

     Среди других сегментом, имеющих положительную  динамику роста, можно выделить пакетированный и зеленый чай. Эти сегменты сейчас самые развивающиеся. Борьба за здоровый образ жизни подразумевает употребление зеленого чая, а нехватка свободного времени и стремление к удобству увеличивает востребованность чая в пакетиках.

     В то же время, в ближайшие годы следует ожидать сокращения сегмента гранулированного чая. 

     Таблица 2.4 

     Доля  потребления марок  чая (по годам)

     Марка чая      2004г.      2005г.      2006г.
     Brook Bond

     Ahmad

     Беседа

     Lipton

     Принцесса Нури

     Принцесса Канди

     Принцесса Гита

     Dilmah

     Корона Российской империи (Майский чай)

     Лисма

     Бодрость

     Принцесса Ява

     Золотая чаша

     Гранд

     Великий тигр (Гранд)

     24

     10

     20

     21

     21

     22

     25

     19

     - 

     10

     10

     9

     2

     11

     9

     26

     17

     21

     21

     22

     22

     23

     21

     11 

     14

     12

     11

     9

     9

     12

     26

     23

     23

     22

     22

     22

     21

     19

     15 

     14

     13

     12

     12

     10

     10

                                                                                        Источник: Business Analitica 

     2.2. Структурно-правовая  база магазина  «Десяточка». 

     В магазине представлен широкий ассортимент  продуктов, включающий в себя почти  все группы продовольственных товаров. Это:

     - кондитерские изделия (сахаристые  и мучные);

     - вкусовые товары (алкогольные напитки,  приправы и пряности, чай, кофе);

     - мясные продукты, включая мясные  консервы;

     - молочные продукты;

     - овощи и фрукты, включая овощные  и фруктовые консервы;

     - хлебобулочные изделия.

     Особенность магазина является то, что в нем  функционирует мини-пиццерия.

     Общая площадь магазина – 170м2.

     Площадь торгового зала – 150м2.

     Магазин «Десяточка» функционирует на основании «Свидетельства на осуществление розничной торговли».

     Документами, регламентирующими деятельность магазина, также являются:

     1) Санитарно-эпидемиологическое заключение, определяющее соответствие торгового  предприятия государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормативам и выдаваемое  Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Костромы (Приложение 1).

     2) Свидетельство о постановке на  учет в налоговом органе физического  лица по месту жительства (Приложение 2).

     3) Свидетельство о внесении в  Единый государственный реестр  индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. (Приложение 3)

     4) Лицензия на осуществление розничной  торговли алкогольной продукцией (Приложение 4).

     Управление  магазином осуществляется в соответствии с функциональной организационной структурой управления. 

     Схематично  ее можно представить следующим  образом:

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики вкусовых товаров