Совершенствование ассортиментной политики вкусовых товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – формирование ассортимента чая.

На основании проведенных исследований может быть построена работа по оптимизации ассортимента в магазине «Десяточка.

Задачами курсовой работы являются:

1) практическое изучение ассортимента чая, а также его свойств и показателей;

2) анализ состояния потребительского рынка и рынка производителей чая;

3) анализ ассортимента чая в магазине «Десяточка», характеристика его свойств и расчет показателей.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...
1. Теория и методология исследования ассортимента ……………...

1.1. Характеристика и методика анализа основных свойств и показателей ассортимента товаров……………...………………...

1.2. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли......

1.3. Формирование рационального ассортимента, как основной регулятор конкурентоспособности торгового предприятия…….

2. Формирование ассортимента и конкурентоспособности вкусовых товаров в магазине «Десяточка»………………………

2.1. Состояние потребительского рынка чая ………………………….

2.2. Структурно-правовая база магазина «Десяточка».………………

2.3.Анализ финансово-хозяйственной деятельности магазина «Десяточка» …..……………………………………………………...

2.4.Исследование ассортимента чая в магазине «Десяточка»..............

3. Пути совершенствования ассортиментной политики по формированию оптимального ассортимента вкусовых товаров в магазине «Десяточка»…………………..……………….

Заключение ………………………………………………………….........

Список использованных источников и литературы………………...

Работа содержит 1 файл

курсовая по чаю.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Полнота ассортимента – это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

     Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

     Действительный  показатель полноты характеризуется  фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров  однородной группы, а базовый регламентируемым или планируемым количеством товаров.

     Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного  показателя полноты к базовому. Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют на насыщенном рынке.8

     Устойчивость  ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

     Коэффициент устойчивости  – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Ку) к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд). Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

     Новизна (обновление) ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

     Новизна характеризуется действительным обновлением  – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (Шд).

     Обновление  – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как  правило, в условиях насыщенного рынка.9

     Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.10

     Рациональность  ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

     Коэффициент рациональности – это средневзвешенное значение показателя рациональности с  учетом реальных значений показателей  широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие  коэффициенты весомости.

     Коэффициенты  весомости определяются экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров.

     С определенной степенью достоверности  коэффициент рациональности может  свидетельствовать о рациональном ассортименте.11

     Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и / или использования.

     Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

     Стремление  к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации  магазина.12 

     1.2. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли. 

     Ассортиментная политика предприятия розничной торговли основывается на деятельности по формированию ассортимента.

     Ассортиментная  политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.13

     Для реализации ассортиментной политики должны быть решены следующие задачи:

     - установлены реальные и предполагаемые  потребности в определенных товарах;

     - определены основные показатели  ассортимента и дан анализ  его рациональности;

     - выявлены источники товарных  ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

     - оценены материальные возможности  организации для выпуска, распределения  и / или реализации отдельных  товаров;

     - определены основные направления  формирования ассортимента.

     Формирование  ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обуславливающих направления развития ассортимента.

     Это и определяет ассортиментную политику торгового предприятия.14 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Формирование рационального ассортимента, как основной регулятор конкурентоспособности торгового предприятия. 

     Формирование  ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

     Цель  организации в области ассортимента – формирование реального и/или  прогнозируемого ассортимента, максимально  приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных  потребностей и получения запланированной прибыли.15

     Основные  направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.

     Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

     Сокращение  ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров.16

     Расширение  ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются: увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей.

     Расширение  ассортимента наряду с увеличением  товарной массы – одно из важнейших  условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты.

     Стабилизация  ассортимента – состояние набора товаров, характеризующихся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса.17

     Обновление  ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующееся увеличением показателя новизны.

     Критерием выбора этого направления можно  считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей и повышение конкурентоспособности; стремление изготовителей и продавцов  стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров; изменения моды, а также достижения научно-технического прогресса.

     Обновление  ассортимента – очень ответственное  направление его формирования, связанное  со значительным риском для всех субъектов  рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров – один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций – изготовителей и продавцов.

     Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

     Это комплексное направление изменений  ассортимента товаров обуславливает  выбор возможных путей: сокращение, расширение и / или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления.

     Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление.18

     Гармонизация  ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному, наиболее полно соответствующие целям организации.

     Выбор того или иного направления требует  знания факторов, влияющих на формирование ассортимента.

     Различают общие и специфические факторы  формирования ассортимента.

     Общими  факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются:

     - спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей);

     - рентабельность реализации определяется себестоимостью и издержками обращения.19

     Специфичными  факторами формирования торгового ассортимента являются:

     -специализация торговой организации.

     Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство  организации принимает решение  о специализации, от которой зависит  ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента;

     - каналы распределения товаров.

     Отлаженная  система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки  и в необходимом объеме облегчают  работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта;

     - методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности, рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента;

     - материально-техническая база торговой организации.

     Должно  обеспечивать соответствие возможностей торговой организации (наличие складов, достаточных торговых площадей) для  формирования определенного ассортимента.

     Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требования, предъявляемых к рациональному ассортименту.20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА  И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВКУСОВЫХ ТОВАРОВ В МАГАЗИНЕ «ДЕСЯТОЧКА» 
 

     2.1. Состояние потребительского  рынка чая.

     Рынок чая. 

     По  сравнению с другими категориями  напитков, где наблюдается рост производства, на рынке чая царит затишье. Но этот консервативный и спокойный на первый взгляд рынок обладает взрывоопасным потенциалом.

     Однако  меняется структура употребления чая  – деловой стиль жизни требует  экономии времени и увеличивает  спрос на пакетированный чай, забота о здоровье склоняет к зеленому чаю, а растущие доходы влекут покупателей к дорогим маркам чая.

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики вкусовых товаров