Разработка мероприятий по совершенствования конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Функционирование предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1Роль и значение стратегии развития в деятельности предприятия………………………………………………………………………..
1.1 Понятие, экономическая сущность конкурентной стратегии развития предприятия, ее цели, задачи, составляющие…………………………………...7
1.2 Факторы, влияющие на формирование и реализацию конкурентной стратегии развития………………………………………………………………16
1.3 Этапы разработки конкурентной стратегии предприятия………………..18
Глава 2 Анализ конкурентной стратегии предприятия ООО «Русна»………..
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Русна»……………………..21

2.2 Сравнительный анализ конкурентов ООО «Русна»……………………….26
2.3 SWOT-анализ предприятия ООО «Русна»…………………………………32
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию конкурентной стретегии пердприятия ООО «Русна»…………………………………………..
3.1Основные направления совершенствования разработки конкурентной стратегии предприятия ООО «Русна»…………………………………….......38
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по оптимизации стратегии ООО «Русна»…………………………………………………………………….43
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

сдержание.docx

— 171.85 Кб (Скачать)

 Во многих случаях низкий уровень концентрации действительно является  результатом действия основополагающих экономических факторов, которые не могут быть устранены. Торговая отрасль характеризуются не только большим количеством конкурентов, но и слабостью рыночной власти по отношению к поставщикам и покупателям в целом. Отсюда—вероятность низкого уровня прибыльности. В таких условиях особое значение приобретает стратегическое позиционирование и конкурентная стратегия организации. Стратегическая задача фирм состоит в том, чтобы приспособиться к условиям дробной структуры и стать наиболее успешной, не взирая на скромную долю рынка. [5, 214-216 с.]

  В особых условиях дробной отраслевой структуры торговли существуют специфические подходы к реализации базовых стратегий низких издержек, дифференциации или фокусирования (рисунок 1). Каждый из этих подходов направлен либо на лучшее согласование стратегической позиции фирмы с конкретным характером конкуренции, либо на нейтрализацию факторов интенсивной конкуренции, характерной для данной отрасли.

                                                 Минимизация издержек     Дифференциация

1. Лидерство в минимизации  издержек

2. Диференциация

3А. Фокусирование на  издержках

3В. Фокусирование на  дифференциации




 

 

Широкие целевые сегменты

МАСШТАБ

КОНКУРЕНЦИИ

Узкие целевые сегменты

 

Рис.1. Базовые конкурентные стратегии

 Стратегия минимизации издержек работает, когда компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Для торговой отрасли это может быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе.

  Стратегия дифференциации состоит в том, что компания пытается занять уникальное положение в отрасли торговли, придавая продукту такие характеристики, которые будут по достоинству оценены большим количеством покупателей. Таких характеристик или атрибутов может быть один или несколько — главное, чтобы они были действительно важны для покупателей.

  Третья общая стратегия конкуренции — это стратегия фокусирования. Фокусирование на издержках — это стратегия, при которой торговая компания, работая в своем целевом сегменте, пытается получить преимущество за счет низких затрат. При фокусировании на дифференциации торговая компания осуществляет дифференциацию в своем целевом сегменте. Оба варианта стратегии основаны на тех признаках, которые отличают избранный целевой сегмент от прочих сегментов данной отрасли. При фокусировании на издержках компания обращает в свою пользу различия в их структуре в различных секторах отрасли, тогда как при фокусировании на дифференциации компания получает выгоду за счет того, что в определенных сегментах рынка существуют особые группы покупателей с особыми потребностями. Существование таких различий в структуре издержек и потребительского спроса предполагает, что данные сегменты плохо обслуживаются конкурентами, имеющими широкую специализацию, — такие компании обслуживают эти особые сегменты на равных основаниях со всеми остальными. В этом случае компания, избравшая стратегию фокусирования, получает конкурентные преимущества, полностью сосредоточив свою работу на данном сегменте. Неважно, будет это узкий или широкий сегмент: сущность стратегии фокусирования состоит в том, что компания получает доход за счет тех особенностей данного сегмента, которые отличают его от прочих секторов индустрии.

  На основании базовых стратегий организации могут использовать следующие адаптированные стратегии для получения конкурентных преимуществ организаций.

  Первая из них - тщательно управляемая децентрализация. Поскольку для функционирования во многих раздробленных отраслях свойственна потребность в высоком уровне персонального обслуживания, управлении на местах, интенсивной координации и строгом контроле, эффективная альтернатива ведения конкуренции состоит в тщательно управляемой децентрализации. Вместо расширения масштабов операций в одном или нескольких местах эта стратегия направлена на сознательное сохранение отдельных небольших, по возможности автономных, оперативных подразделений и поддерживается строгим централизованным контролем и основанным на результатах вознаграждением менеджеров на местах. Для торговой отрасли примером использования этой стратегии является компания Dillon в розничной торговле продовольственными товарами. Стратегия Dillon состояла в приобретении ряда небольших региональных сетей гастрономических магазинов с сохранением их названий, автономности, покупательской группы и пр. Система подкреплялась централизованным контролем и политикой внутреннего должностного продвижения менеджеров. Такая стратегия позволила избежать нивелирования особенностей отдельных единиц и, следовательно, потери чувствительности к местным условиям, что бывает характерно для некоторых сетей продовольственных магазинов. К тому же она сдерживала объединение работников в профсоюз.

  Важный элемент стратегии такого типа состоит в том, чтобы понимать причины низкого уровня концентрации и адаптироваться к ним, повышая уровень профессионализма в работе менеджеров на местах.

  Увеличение добавленной стоимости. Продукты или услуги многих предприятий, в том числе потребительские товары, с трудом поддаются дифференциации. Например, многие предприятия оптовой торговли специализируются на идентичных группах товаров. В подобных случаях эффективная стратегия может состоять в увеличении добавленной стоимости за счет предоставления при продаже дополнительных услуг, организации операций по доводке продукта (например, обрезки до нужного размера, пробивания отверстий и т.п.) или предпродажной сборки компонентов. Такие операции могут способствовать достижению более высокой дифференциации продукта, а значит, и большей прибыли. Эта стратегия успешно применялась некоторыми оптовыми предприятиями по торговле металлом, которые позиционировали себя как «центры обслуживания по металлу», осуществляя простые операции по доводке и предоставляя консультационные услуги потребителям в сфере, бывшей традиционно чисто торговым бизнесом.      Некоторые дистрибьюторы электронных компонентов также добились успеха в организации предварительной сборки соединительных устройств или комплектовании наборов.

  В некоторых случаях увеличение добавленной стоимости может быть достигнуто путем вертикальной интеграции производства с последующими стадиями оптовой или розничной торговли. Такая мера может нейтрализовать рыночную власть покупателей или способствовать большей дифференциации продукта за счет усиления контроля над условиями продажи.

  Специализация по типу продукта или продуктовому сегменту. Если низкий уровень концентрации торговой отрасли существует благодаря или наряду с широкой производственной специализацией и номенклатурой изделий, успешная стратегия может состоять в ограниченной специализации по группе продуктов. Этот подход представляет собой разновидность стратегии фокусирования. Он может способствовать достижению фирмой определенной рыночной власти в отношении поставщиков за счет увеличения объемов поставок, а также повышению уровня дифференциации продукта в отношении потребителей за счет более высокой оценки ими квалификации и имиджа производителя как специалиста в конкретной области производства. Стратегия фокусирования позволяет фирме быть лучше информированной в данной области производства, а также потенциально улучшить осведомленность потребителей и обеспечить предоставление услуг в конкретной области. Издержками данной стратегии специализации могут быть некоторые ограничения перспектив роста фирмы.

  Интересный пример продуктовой специализации в сочетании с увеличением добавленной стоимости дает фирма Ethan Allen, достигшая больших успехов в такой фрагментированной отрасли США, как продажа мебели. Фирма была новатором в специализации на продукции, позволяющей потребителю составлять мебельные комплекты из отдельных предметов по профессиональным дизайнерским проектам: «Мы продаем то, что вы можете делать с товаром, а не сам товар. Мы предлагаем среднему классу услугу, которую могут себе позволить только богачи».

  Такой подход позволил Ethan Allen устанавливать цены с 20%-ной надбавкой и заняться интенсивной рекламой на телевидении. Кроме того, торговая компания осуществляет продажи только через специализированную сеть независимых эксклюзивных розничных магазинов, что позволяет ей повышать дифференциацию и избегать сложных отношений с универсальными магазинами и магазинами низких цен. Хотя доля рынка, занимаемая торговой фирмой, составляет всего около 3%, ее прибыльность значительно выше средней.

  Специализация по типу потребителей. Торговая организация может извлечь потенциальную выгоду за счет специализации на конкретной категории потребителей. Возможна специализация, например, на немногочисленных потребителях с самым малым объемом закупок и, следовательно, с наименьшей рыночной властью; на потребителях, имеющих наименьшую чувствительность к цене, или на таких потребителях, которые наиболее нуждаются в дополнительных услугах, предоставляемых наряду с основным продуктом или услугой. Специализация на потребителе, как и специализация на продукте, способствуя более высокой прибыльности фирмы, может в то же время ограничить перспективы ее роста.

  Специализация по типу заказов. Чтобы приспособиться к интенсивной конкуренции в отрасли с низким уровнем концентрации, торговая организация может независимо от типа потребителей специализироваться на конкретном виде заказов. Один из подходов состоит в обслуживании только небольших заказов, когда потребитель желает немедленной доставки и менее чувствителен к цене. При другом подходе торговая организация может обслуживать только эксклюзивные заказы с тем, чтобы воспользоваться меньшей чувствительностью к цене или создать издержки переключения. Опять-таки, ценой такой специализации может быть ограничение объемов операций.

  Географическое фокусирование. В случаях, когда достижение существенной доли рынка в масштабах всей  отрасли торговли невозможно или когда отсутствует экономия на масштабе в рамках всей экономики страны (или даже возможен отрицательный эффект масштаба), значительная экономия может достигаться при сосредоточении на отдельном географическом районе и концентрации в нем производственных мощностей, маркетинговой и сбытовой деятельности. Такая политика может дать экономию в сфере сбыта, повысить эффективность рекламы, создать единую оптовую базу и т.д. С другой стороны, наличие разрозненных торговых точек в нескольких географических районах усугубляет проблемы конкуренции в отрасли с низким уровнем концентрации. Стратегия географического фокусирования показала свою эффективность в торговле продовольственными товарами, которая остается раздробленной отраслью, несмотря на присутствие нескольких крупных национальных сетей.

  Голый скелет, никаких излишеств. В условиях интенсивной конкуренции и низкой прибыльности в торговой отрасли простой, но действенной стратегической альтернативой может быть строгая приверженность к конкурентной позиции, определяемой как «голый скелет, никаких излишеств», то есть к сохранению низких накладных расходов, низкой квалификации занятых, жесткому контролю над издержками, вниманию к любым деталям. Такая политика дает фирме наилучшие позиции для ведения ценовой конкуренции и, несмотря на это, позволяет получать прибыль выше средней.

 

 

1.2 Факторы, влияющие  на формирование и реализацию  конкурентной стратегии развития

Возможности и угрозы для отрасли (экономические и технические)


   В общем виде формулирование конкурентной стратегии связано с рассмотрением четырех ключевых факторов, определяющих границы возможностей успешных компании (рисунок 1.2). Преимущества и слабости компании заключаются в структуре ее активов и компетенций по сравнению с конкурентами, в том числе в финансовых ресурсах, технологическом состоянии, узнаваемости брендов и т.д. Индивидуальные ценности организации представляют собой мотивации и запросы топ-менеджеров и других работников, на которых лежит задача реализации выбранной стратегии. Преимущества и слабости в сочетании с индивидуальными ценностями определяют внутренние (по отношению к компании) ограничения, накладываемые на возможности выбора успешно реализуемой стратегии.


Преимущества и слабости компании



 


 


Факторы,                                                                                Факторы

Конкурентная стратегия


Индивидуальные ценности ключевых исполнителей


внутренние                                                                              внешиние


по отношению                                                                    по отношению 


Широкие социальные ожидания


к компании                                                                           к компании


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Контекст формулирования конкурентной стратегии

 Внешние ограничения компании определяются ее отраслью и более широким окружением. Возможности и угрозы, существующие в отрасли, характеризуют конкурентную среду, свойственные ей риски и потенциальные выгоды. Социальные ожидания отражают влияние на компанию таких факторов, как государственная политика, социальные отношения, общественные нравы и многое другое. Эти четыре элемента должны обязательно учитываться при разработке реалистичной и легко осуществимой совокупности целей и средств. [10, 51 с.]

  Адекватность конкурентной стратегии может быть определена путем тестирования предлагаемых целей и средств на согласованность.

  Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».

  Выбор маркетологами компании конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:

  1. конкурентной позицией фирмы (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши);
  2. стратегической задачей (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу);
  3. рыночной ситуацией (находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости).

Информация о работе Разработка мероприятий по совершенствования конкурентоспособности предприятия