Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 22:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и оценка основных аспектов оптовой закупки и цепи поставок товаров на примере деятельности ООО «Навигатор-Центр».
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления оптовой закупкой в, акцентируя внимание на целях и задачах управления закупкой и цепью поставок.
2. Проанализировать основные аспекты организационно-экономической деятельности исследуемой организации.
3. Охарактеризовать состояние существующей системы управления закупкой и цепью поставок товаров и выработать рекомендации по оптимизации управления закупкой и цепью поставок.
Введение 3
1 Теоретические основы управления оптовой закупкой товаров 5
1.1 Задачи и методы закупочной деятельности оптовой торговой организации 5
1.2 Организация и управление закупочной деятельности 11
1.2 Организация и управление закупочной деятельности 18
1.3 Принципы оценки и отбора поставщиков 21
2 Анализ организации управления оптовой закупкой товаров в ООО «Навигатор-Центр» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Навигатор-Центр» 29
2.2 Анализ организации управления оптовой закупкой товаров в ООО «Навигатор-Центр» 33
3 Развитие организации управления оптовой закупкой товаров 47
Заключение 51
Список литературы 54
Общая оценка работы поставщика:
Оп = 0,3 - 4+0,2 • 3+0,3 • 4+0,1 • 2+0,1 • 3 =3,5
Подобным образом оцениваются все потенциальные поставщики и выбираются те, которые имеют больший балл.
В соответствии с избранной стратегией определяют метод закупок. Сравнительный анализ методов закупок представлен в табл. 1.1
Таблица 1.1
Сравнительный анализ методов закупок
Наименование | Сущность | Преимущества | Недостатки |
Закупка по долгосрочному контракту | Частные поставки МР по мере необходимости в производстве | Ускорение оборота капитала, снижение запасов до нулевого уровня | Жесткие требования к качеству МР, срокам и объемам поставки |
Оптовые закупки | Поставка МР большой партией за один раз | Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота | Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат, замедление оборота капитала |
Регулярные закупки | Поставка МР мелкими партиями в течение заданного периода | Ускорение оборота капитала, экономия площади склада | Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества МР |
Оперативные закупки по котировочным ведомостям | Поставка недорогих, часто используемых МР заданного объема | Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижени затрат на хранение | Постоянный контроль уровня запасов МР |
Закупка с немедленной сдачей | Поставка редко используемых МР различными поставщиками | Своевременность и точность поставки, снижение затрат на хранение | Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе |
Одним из главных критериев выбора оптимального метода закупок является принцип минимизации затрат на закупки МР и содержание складских запасов. Для его реализации теория логистики предлагает логистическому менеджеру использовать базовую модель АНМ, которую разработали американские ученые Arrow, Harris, Marshak в 1915 году. Она предназначена для определения оптимального объема поставки материалов и количества поставок в году. Данная модель базируется на принципе минимизации общих годовых затрат, которые складываются их постоянных (на закупку) и переменных (на обслуживание складских запасов МР). Функция общих затрат записывается в виде следующего уравнения:
ТС (Q) = М / Q К + 0,5 Q Р (r + l) / 100,
где: Р - цена единицы материала, ден. ед.; n - кол-во поставок в году, партий;
М - годовая потребность в материале, физ.ед.;
К - постоянные расходы на приобретение партии материалов, ден.ед.;
Q - объем партии поставки материалов - это постоянное кол-во материалов, которое нужно закупать через равные промежутки времени, физ.ед.;
l - норма расхода на хранение материала, %; r - альтернативная стоимость хранения материалов на складе, равная ставке банковского процента по депозиту, %.
| |
|
В результате дифференцирования данной функции получают оптимальный объем поставки (или заказа) материалов:
Тогда количество поставок в году составит: n = M / Qопт .
При этом важнейшим фактором, наряду с затратами на приобретение и доставку ресурсов, является фактор времени. Поэтому сегодня во всем мире наблюдается возрастающий интерес к стратегии закупок в режиме JIT (Just-In-Time – «точно в срок»). Она основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов (МР) и готовой продукции (ГП) в необходимых количествах к тому времени, когда в них возникает потребность у партнеров в сферах производства и распределения. Таким образом, данную стратегию закупок целесообразно применять в условиях известного спроса, основанного на заказах потребителей. JIT-технология характеризуется следующими принципами:
1) минимальными (по возможности, нулевыми) запасами МР и ГП;
2) небольшими объемами производства и поставок;
3) прочными связями с надежными поставщиками и перевозчиками;
4) эффективной информационной поддержкой;
5) высоким уровнем качества готовой продукции и логистического сервиса.
Закупки в режиме JIT требуют более частого размещения заказов у надежных поставщиков и, соответственно, более частых поставок продукции. Поэтому одним из условий реализации JIT является требование фирмы-производителя хранить определенный запас материалов на складах поставщика, находящихся поблизости от предприятия. Это приведет не только к снижению затрат закупочной деятельности, но и общих логистических издержек работы всей логистической системы. Английский специалист М. Кристофер утверждает, что «большая часть возможностей для сокращения затрат и/или повышения ценности связаны с взаимодействием партнеров по цепи поставок». Если организации, например, поставщик и заказчик длительно и успешно сотрудничают, появляется возможность образования стратегического союза или партнерства. Основными условиями партнерства являются следующие:
- тесное взаимодействие партнеров на всех уровнях логистики;
- долгосрочные обязательства и прогнозирование результатов совместной работы;
- взаимное доверие, общие задачи, цели и культура бизнеса;
- гибкость и готовность совместно решать возникающие проблемы;
- совместная разработка продуктов и процессов;
- гарантированная надежность и высокое качество товаров и услуг.
Одной из распространенных форм оптовых закупок товаров является заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках.
На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых предприятий на производство товаров в отношении их ассортимента и качества. Поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте друг с другом, поэтому ускоряется процесс заключения договоров.
В процессе закупок товаров на ярмарках оптовые покупатели имеют возможность сравнить товары нескольких оптовых продавцов, выбрать из них те, которые в большей мере отвечают спросу населения итого поставщика, который предложит более выгодные условия поставок.
Участие в ярмарках помогает товаропроизводителям лучше изучить рыночную конъюнктуру, скорректировать планы выпуска товаров, найти покупателей своего товара.
Посетителями торговых ярмарок являются в основном коммерческие работники как оптовых, так и розничных предприятий. Они имеют возможность познакомиться с образцами товаров, неизвестных им ранее, провести переговоры по вопросам закупок товаров с потенциальными партнерами и заключить договоры.
Таким образом, деятельность по организации и управлению закупочной деятельностью направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой фирме. Значение деятельности по организации и управлению закупками можно рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом.
Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане – ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что отсутствие претензий у потребителя, вероятно, может служить показателем хорошего снабжения. Трудность состоит в том, что некоторые компании никогда ничего большего от функции снабжения не ожидают, поэтому ничего большего в этом плане и не получают.
Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п. Потенциал стратегической сферы закупок велик. Его развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто уполномочен управлять функцией снабжения - повсюду находить стратегические возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства компании. Остановимся на терминологическом аспекте. Знакомясь с терминологией в этой области, необходимо учитывать особенности и традиции, сложившиеся в разных отраслях экономики, а также национальные особенности ведения хозяйства.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Навигатор-Центр», именуемое в дальнейшем «Общество», учреждено на основании Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и действует на основании Устава.
Место нахождения (почтовый адрес) общества: РФ, 125162, г. Москва, ул. Мастеркова, 4. По данному адресу размещается орган управления общества – Генеральный директор. Общество имеет самостоятельный баланс, круглую печать, эмблему, штампы, бланки со своим наименованием, иные средства индивидуализации, а также расчетные, валютные и иные счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вид деятельности предприятия: дистрибуция и продажа водной техники, а также комплектующих, запчастей и расходных материалов. Компания ООО «Навигатор-Центр» - это один из крупнейших в России официальных дистрибьюторов продукции всемирно известных торговых марок: Mercury (Меркури), MerCruiser (Меркрузер), Quicksilver (Квиксильвер) и т.д..
ООО «Навигатор-Центр» предоставляет следующий ассортимент товарных групп:
Лодочные моторы
Катера и лодки
Надувные лодки
Моторное масло и смазочные материалы
Основными клиентами компании являются дилерские центры и яхт клубы, продающие ассортимент компании конечному потребителю.
Главным показателем работы компании, как и любого поставщика, являются продажи на торговую точку, а, в данном случае, продажи на дилерский центр или яхт клуб. Средние продажи на точку за год составляют 15-20 млн рублей в год
Как свидетельствуют данные таблицы 2.1, доходы ООО «Навигатор-Центр» в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 31696 млн. руб. Наибольший удельный вес в доходах ООО «Навигатор-Центр» занимают доходы по основным видам деятельности в 2010 году 99,38%, в 2011 году 98,80%, Прочие операционные доходы составляют менее 2 % по каждой статье доходов.
Доход по основному виду деятельности ООО «Навигатор-Центр» включает валовой доход, который предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия и образования прибыли.
Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем:
• является источником формирования прибыли;
• возмещаются издержки производства и обращения;
• служит источником пополнения собственных оборотных средств;
• формируются республиканские и местные бюджетные фонды.
Таблица 2.1
Структура и динамика доходов ООО «Навигатор-Центр» за 2010-2011 гг.
Виды доходов | Абсолютные значения, млн. руб. | Удельный вес (%) в общей величине доходов | Изменения 2011 г. к 2009 г. | |||
2010г.
| 2011г. |
2010г.
| 2011г. | Абс. откл.(млн. руб.) | Отн. откл.(%) | |
А | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доходы по обычным видам деятельности | 215245 | 245305 | 99,38% | 98,80% | 30060 | 113,97% |
Прочие операционные доходы | 1333 | 2969 | 0,62% | 1,20% | 1636 | 222,73% |
Всего доходов ООО «Навигатор-Центр» | 216578 | 248274 | 100% | 100% | 31696 | 114,63% |
Информация о работе Принципы управления оптовой закупкой товаров