Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 22:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и оценка основных аспектов оптовой закупки и цепи поставок товаров на примере деятельности ООО «Навигатор-Центр».
Задачи работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты управления оптовой закупкой в, акцентируя внимание на целях и задачах управления закупкой и цепью поставок.
2. Проанализировать основные аспекты организационно-экономической деятельности исследуемой организации.
3. Охарактеризовать состояние существующей системы управления закупкой и цепью поставок товаров и выработать рекомендации по оптимизации управления закупкой и цепью поставок.
Введение 3
1 Теоретические основы управления оптовой закупкой товаров 5
1.1 Задачи и методы закупочной деятельности оптовой торговой организации 5
1.2 Организация и управление закупочной деятельности 11
1.2 Организация и управление закупочной деятельности 18
1.3 Принципы оценки и отбора поставщиков 21
2 Анализ организации управления оптовой закупкой товаров в ООО «Навигатор-Центр» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Навигатор-Центр» 29
2.2 Анализ организации управления оптовой закупкой товаров в ООО «Навигатор-Центр» 33
3 Развитие организации управления оптовой закупкой товаров 47
Заключение 51
Список литературы 54
Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане – ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта. Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что отсутствие претензий у потребителя, вероятно, может служить показателем хорошего снабжения. Трудность состоит в том, что некоторые компании никогда ничего большего от функции снабжения не ожидают, поэтому ничего большего в этом плане и не получают.
Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т.п. Потенциал стратегической сферы закупок велик. Его развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто уполномочен управлять функцией снабжения - повсюду находить стратегические возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства компании. Остановимся на терминологическом аспекте. Знакомясь с терминологией в этой области, необходимо учитывать особенности и традиции, сложившиеся в разных отраслях экономики, а также национальные особенности ведения хозяйства.
Важнейшей функцией управления коммерческой деятельностью торгового предприятия является планирование.
Планирование - одна из важнейших функций управления коммерческой деятельностью торгового предприятия. Планирование закупок, товарных запасов и продаж связано с динамикой торговых процессов и способствует достижению поставленных целей торгового предприятия. Планы закупок и продаж обычно содержат показатели, которые должны быть достигнуты в результате их выполнения. В планах отражается содержание работ, устанавливается персональная ответственность за их выполнение, намечаются сроки и определяются методы контроля и анализа эффективности выполнения заданий [8, c.79].
Выделяют следующие этапы планирования закупок:
1. Определение потребности. Она рассчитывается исходя из 2-х недельного запаса. Один поставщик идет из расчета - 10% от клиентской базы, а одна единица продукции (коробка) – в каждую торговую точку клиентской базы. В преддверии праздников эти данные могут корректироваться. Периодически происходит корректировка ассортиментной матрицы, копания избавляется от товаров-аутсайдеров в пользу товаров-лидеров.
2. Выбор поставщика. При выборе поставщика компании придерживается таких критериев как цена товара, его качество, сроки доставки, условия платежа за товар, имидж поставщика, а также учитываются сроки годности товара, так как компания не работает с продукцией с короткими сроками хранения.
3. Составление заказа с участием или без участия поставщика.
4. Согласование с поставщиком ассортимента, сроков поставки, порядок поставки.
5. Проверка правильности составления сделки.
6. Передача заказа поставщику.
7. Проверка сопутствующей поставке документации на соответствие. Помимо сертификатов, к каждой партии товаров прилагается товарная накладная и иногда счет-фактура.
8. Контроль за поддержанием 2-х недельного товарного запаса на складе компании и корректировка в зависимости от факторов, влияющих на реализацию продукции.
Конъюнктурные обзоры рынка являются отражением спроса и конкурентной среды рынка, в котором реализуется закупаемые товары. Для компании наиболее полезны обзоры о перспективах и тенденциях развития рынка кондитерских изделий и бакалейной продукции. Зная о них, можно повышать или понижать объемы закупок отдельных товаров, корректировать закупки в целом по объему или конкретным товарным позициям.
Объем товарных запасов компании рассчитывается в стоимостных единицах или в относительных показателях – днях оборота. Товарные запасы в днях показывают, на сколько дней хватит товарных запасов.
Ассортимент продукции также является неотъемлемой частью изучения закупочной деятельности. ABC – анализ является одним из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента, основанный на, так называемом принципе Парето. ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. По результатам анализа ассортиментные позиции ранжируются и группируются в зависимости от размера их вклада в совокупный эффект. В логистике ABC-анализ обычно применяют с целью отслеживания объемов отгрузки определенных артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объему сделанных ими заказов.
Принцип Парето можно применить практически к любой сфере бизнеса:
за 20% рабочего времени делается 80% работы;
20% клиентов приносят компании 80% дохода;
80% товарных запасов поставляются 20% поставщиков;
80% объема продаж обеспечивается 20% продавцов и т. д.
Важно, что данное правило является эмпирическим: конкретная пропорция может оказаться иной – не 80/20, а, например, 90/10 или 67/ 33. Но пропорция «20/80» все же является универсальным термином. Увеличение продаж и повышение эффективности ассортимента напрямую зависят от правильной оценки прибыльности каждой товарной позиции, отсутствия «залежавшихся товаров» и товаров, затраты на который не окупаются .
Ни один статистический, математический или любой другой метод не дает 100% результат, поскольку все рассчитывается на основании лишь статистики, на практике ожидания могут и не оправдаться, тем не менее прогнозирование нельзя опускать, поскольку это позволяет предусмотреть различные так называемые нюансы, возникающие в деятельности компании.
Чем больше статистика, чем она точнее, тем точнее можно строить прогнозы, но ни в коем случае не основываясь только на статистических данных, нужно также учитывать роль товара в ассортименте, его значимость и спрос по отношению к потребителю продукции.
Маркетинговая стратегия выбора поставщика предполагает анализ альтернативных вариантов сотрудничества на базе выработки основных показателей его деятельности. Каждая фирма устанавливает свои критерии оценки поставщиков, исходя из принятой стратегии деятельности. Вместе с тем существуют общие маркетинговые требования к поставщикам:
поставка продукции "точно в срок" по согласованному графику;
продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, производиться по передовой технологии;
соблюдение требуемых объемов поставки;
оперативное реагирование на новые требования фирмы-заказчика;
предоставление необходимой сопроводительной документации;
сохранение согласованных цен;
предоставление при необходимости дополнительных услуг;
доступность поставщика и т.д.
Перед тем как сделать окончательный выбор, кампания может провести переговоры с предпочтительными поставщиками в расчете на получение благоприятных цен и условий поставок.
Выбор поставщика - одно из важнейших стратегических решений в области сбыта продукции предприятия. Принимая это решение, производитель практически предопределяет свой успех или провал при предложении товара на рынке.
Процесс выбора партнеров по каналу сбыта можно разделить на четыре этапа:
1. определение доступности участников канала. На этом этапе о потенциальных оптовиках можно узнать из рекламы, на торговых ярмарках и выставках и т.д.;
2. проведение первоначальной оценки участников. Здесь можно использовать анкету. Она предоставляется потенциальным поставщикам. В анкету необходимо включить вопросы: размер компании - поставщика, список представляемых на данный момент товаров, численность технического персонала, кредитный рейтинг компании;
3. контрольная проверка потенциальных поставщиков, при которой используется разработанная система оценок.
При оценке так же может использоваться анализ слабых и сильных сторон потенциального участника канала сбыта.
Основными критериями, по которым может осуществляться оценка сильных и слабых сторон являются:
уровень качества услуг;
возможность сервисного обслуживания до и после продажи товара;
гибкость при выполнении специальных пожеланий клиентов;
скорость поставки товара и выполнения заказа;
надежность поставки товара установленного объема в необходимые сроки;
квалификация сотрудников, имеющих прямые контакты с покупателями;
возможность установления устойчивых связей с постоянными клиентами.
4. подробный анализ и выбор поставщиков. При этом может использоваться следующая методика (табл. 5.2.).
Таблица 5.2.
№ | Характеристика | Оценочная | Значимость характеристики | |||
п/п |
| шкала | Плохо | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Цена | 0,3 |
|
|
| X |
2. | Репутация | 0,2 |
|
| X |
|
№ | Характеристика | Оценочная | Значимость характеристики | |||
п/п |
| шкала | Плохо | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично |
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Надежность | 0,3 |
|
|
| X |
4. | Уровень обслуживания | 0,1 |
| X |
|
|
5. | Гибкость | 0,1 |
|
| X |
|
Информация о работе Принципы управления оптовой закупкой товаров