Автор: t**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 00:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышением уровня рентабельности предприятия.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
а) рассмотреть теоретическое содержание прибыли и рентабельности в торговле, обобщить методику их анализа;
б) изучить организационно-правовую и экономическую характеристику предприятия;
в) провести анализ финансовых результатов, сделать выводы;
г) по итогам анализа внести конкретные предложения по улучшению финансового результата на предприятии.
Основные методы исследования – анализ и синтез данных, сравнение, группировка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Прибыль и рентабельность как результативные показатели деятельности предприятия..........................................5
1.1. Сущность, источники формирования, направления использования и виды прибыли торгового предприятия………………………………………..…5
1.2. Экономическое содержание рентабельности и ее показатели…….…9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в торговле…….12
2.Анализ прибыли и рентабельности на примере ГГТУП «Лимож»……………………………………………………………………….18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГГТУП «ЛИМОЖ»………………………………………………………………………19
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………….26
2.3. Пути повышения прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………………………………………………………………….… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...…42
Расходы предприятия на реализацию товаров, продукции, работ, услуг возросли с 2785 млн. руб. в 2008 г. до 3047 млн. руб. в 2009, или на 9,41%, в 2010 году выросли на 175 млн.руб.(5,74%) по отношению к 2009 году. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта.
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг как уже отмечалось, возросла за отчетный период и составила 16155 млн. руб. в 2010 г. против 14441 млн. руб. в 2008 г. В относительном выражении рост себестоимости за этот период составил 111,8%.
Оценим влияние факторов, формирующих прибыль, на ее изменение. Основными факторами, влияющими на размер прибыли является объем товарооборота, уровень доходов и расходов на реализацию и прочее.
Данные для анализа представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Показатель | 2009 | 2010 | Отклонение(+/-) |
Выручка от реализации, млн.руб | 22212 | 22721 | 509 |
Прибыль от реализации, млн.руб. | 450 | 459 | 9 |
Доходы
от реализации, млн. руб.,
% к товарообороту |
3497 15,744 |
3681 16,201 |
184 0,457 |
Расходы
на реализацию, млн. руб.
% к товарообороту |
3047 13,718 |
3222 14,181 |
175 0,463 |
Рентабельность продаж, % | 2,03 |
2,02 |
-0,01 |
Источник: собственная разработка на основе прил.3
Из табл.2.4 видим, что выручка от реализации в 2010 году по сравнению с 2009 увеличилась на 509 млн.руб. Прибыль от реализации так же увеличилась за соответствующий период на 9 млн.руб. Доходы от реализации увеличились на 184 млн.руб в 2010 по отношению к 2009году, уровень дохода увеличился на 0,5 % и составил 16,2%. Расходы на реализацию в 2010 по сравнению с 2009 увеличились на 175 млн.руб, уровень расходов увеличился на 0,5% и составил 14,2%.
Рассчитаем
влияние изменения объема выручки
от реализации на сумму прибыли по формуле
1.11:
Это значит, что за счет увеличения выручки от реализации на 509 млн.руб. прибыль увеличилась на 10,31 млн.руб.
Влияние
изменения уровня доходов от реализации
на сумму прибыли:
За счет увеличения уровня доходов от реализации на 0,457% прибыль от реализации увеличилась на 103,86 млн.руб.
Влияние
изменения уровня расходов на величину
прибыли от реализации определяется
следующим образом:
То есть за счет увеличения уровня расходов на реализацию на 0,463% прибыль от реализации снизилась на 105,17 млн.руб.
Рассчитаем общее изменение прибыли:
∆П=∆ПВ +∆ПУД -∆ПУР=10,31 +103,86-105,17=9 млн.руб.
Таким образом, из расчетов видно, что в большей степени увеличение прибыли от реализации обусловлено увеличением объема выручки от реализации, что говорит о резервах развития прибыли путем стимулирования сбыта, а так же за счет снижения расходов на реализацию.
Теперь после анализа прибыли проведем анализ рентабельности ГГТУП «Лимож».
Расчет показателей рентабельности по данным ГГТУП «Лимож» проведем по методике, рассмотренной в теоретической части курсовой работы.
Исходные данные и расчеты рентабельности продаж оформим в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Исходные данные и расчет рентабельности за 2008, 2009 и 2010 года
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Относительные изменения, % | |
2009 к 2008 | 2010 к 2009 | ||||
1.Выручка от реализации, млн. руб. | 20711 | 22212 | 22721 | 107,25 | 102,29 |
2.Прибыль от реализации, млн. руб. | 552 | 450 | 459 | 81,52 | 102,00 |
3.Средняя за период сумма внеоборотных активов, млн. руб. | - | 1971 | 2725,5 | - | 138,28 |
4. Средняя за период сумма оборотных активов, млн. руб. | - | 1391 | 1527 | - | 109,78 |
5.Средняя за период сумма ОС,млн.руб | 3052 | 3447,5 | 112,96 | ||
6. Чистая прибыль, млн. руб. | 335 | 226 | 287 | 67,46 | 126,99 |
7. Себестоимость, млн. руб. | 14441 | 15761 | 16155 | 109,14 | 102,50 |
8.
Рентабельность продаж по |
2,67 | 2,03 | 2,02 | 76,01 | 99,71 |
9. Рентабельность продаж по чистой прибыли, %, ( 6 : 1 * 100) | 1,62 | 1,02 | 1,26 | 62,90 | 124,15 |
10.Рентабельность оборотных средств, % (2:4*100) | - | 32,35 | 30,06 | - | 92,92 |
11.Рентабельность основных средств, % (2:5*100) | - | 14,74 | 13,31 | - | 90,30 |
12.Экономическая рентабельность (2: (4+5)*100) | - | 10,13 | 9,23 | - | 91,10 |
Источник: собственная разработка автора на основании прил. 3, прил. 4
С положительной стороны работу предприятия характеризуют показатели рентабельности.
Рентабельность продаж (оборота) характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
Анализ данных таблицы свидетельствует о резком снижении показателя рентабельности продаж по прибыли от реализации за отчетный период. В 2009 г. рентабельность продаж по прибыли от реализации снизилась на 23,99% по сравнению с 2008 г. В 2010 г. данный показатель практически не изменился и снизился на 0,29% и составил 2,02%.
Снижение рентабельности продаж по прибыли от реализации в 2009 и 2010 гг. связано с существенным снижением прибыли от реализации, на которую в свою очередь повлиял рост себестоимости, о чем говорилось выше.
Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли так же значительно снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом (на 37,1%), однако в 2010 увеличился до 1,26 по сравнению с 2009 (1,02), т.е. на 24,15%. Рентабельность продажи товаров выросла за счет роста покупательской активности и, как следствие, увеличения объема продаж.
Рентабельность
оборотных и основных средств
в 2010 году по сравнению с 2009 годом
снизилась. Рентабельность оборотных
средств, которая показывает величину
прибыли на 1 рубль оборотных средств,
снизилась на 7,08 % и составила 13,31%, что
связано с увеличением себестоимости
реализуемых товаров. Рентабельность
основных средств снизилась на 9,7%, что
обусловлено увеличением суммы основных
средств на сумму превышающую сумму увеличения
выручки от реализации.
По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей экономической рентабельности. Экономическая рентабельность так же снизилась в 2010(9,23) году по сравнению с 2009(10,13) на 8,9%.
Таким образом, по результатам проведенного анализа экономических и финансовых показателей деятельности ГГТУП «Лимож», можно сказать, что в 2010 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с 2009 г., но тем не менее не достигло результатов 2008, по показателям выручки от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли. Негативным моментом явилось резкое снижение прибыли от реализации товаров, продукции, работ и услуг, а также увеличение себестоимости реализуемых товаров и суммы расходов на реализацию.
Увеличение прибыли в 2010 году по сравнению с 2009 обусловлено в первую очередь ростом выручки от реализации. Рост прибыли за счет доходов от реализации меньше чем величина ее снижения за счет расходов на реализацию, что говорит о необходимости поиска резервов снижения расходов.
Выросли
такие показатели рентабельности как
рентабельность продаж по чистой прибыли,
что обусловлено ростом объема продаж.
Рентабельность продаж, общая рентабельность,
рентабельность оборотных и основных
средств снизилась, что связано с увеличением
среднегодовых сумм данных средств в отчетном
году.
2.3.
Пути повышения прибыли
и рентабельности ГГТУП
«Лимож»
На основе проведенного анализа показателей деятельности ГГТУП «Лимож» можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию экономического механизма осуществления его коммерческой деятельности. Как видно из анализа, торговое предприятие является прибыльным, кроме того, в наличии имеются резервы увеличения рентабельности.
Из результатов факторного анализа прибыли следует, что необходимо наращивать объем выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг и снижать расходы на реализацию.
С целью увеличения продаж ГГТУП «Лимож», а, следовательно, и выручки от реализации, предлагается проведение мероприятий по совершенствованию функций контроля в сфере закупок. Необходимо отслеживать среди закупаемой продукции товары с низкой оборачиваемостью, а также с низким уровнем рентабельности. Для более тщательного отбора поставщиков и закупки продукции по более выгодным ценам, имеет смысл проводить тендеры на закупаемую продукцию.
В частности, имеет место необходимость по реализации ГГТУП «Лимож» следующих направлений:
Мероприятия
по снижению расходов на реализацию не
должны влиять на качество обслуживания.
Для ГГТУП «Лимож»
а) сокращение дальности перевозок товаров;
б) использование
прогрессивной технологии транспортирования
и продажи товаров в таре-
в) внедрение прогрессивных методов продажи, в наибольшей степени соответствующих специфике реализуемого ассортимента товаров;
г) завоз на предприятие предварительно расфасованных товаров;
д) своевременный возврат тары поставщикам;
е) автоматизизация расчета.
а) повышение в общем объеме реализации удельного веса продажи товаров с низким уровнем издержкоемкости;
б) снижение удельного веса товарных запасов с высоким периодом обращения в днях в общей сумме товарных запасов;
в) осуществление своевременной уценки сезонных товаров, изделий,
г) совершенствование рекламной деятельности, повышение эффективности отдельных рекламных мероприятий;
д) обеспечение достаточной широты и высокой устойчивости ассортимента товаров.
а) обоснование нормирования численности работников отдельных категорий, профессий, специальностей и уровней квалификации;
б) повышение квалификации работников, сопровождающееся ростом производительности их труда;
в) построение эффективной системы материального стимулирования персонала, тесно увязанной с основными результатами деятельности предприятия и экономией ресурсов.
Необходимо
отметить, что по результатам анализа
эффективности использования
Для
увеличения заинтересованности персонала
в работе, необходимо повышать его
мотивацию. Материальная мотивация
– один из ключевых факторов в достижении
результатов в работе. Другие два
не менее важных фактора – это
дополнительное обучение и условия
работы, предоставленные предприятием.
Заработная плата сотрудников организации
напрямую должна зависеть от объема ее
продаж. Хороший эффект могут давать
ежемесячные поощрения лучших работников,
премирование лучших сотрудников. Можно
также порекомендовать
Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия