Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Автор: t**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышением уровня рентабельности предприятия.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
а) рассмотреть теоретическое содержание прибыли и рентабельности в торговле, обобщить методику их анализа;
б) изучить организационно-правовую и экономическую характеристику предприятия;
в) провести анализ финансовых результатов, сделать выводы;
г) по итогам анализа внести конкретные предложения по улучшению финансового результата на предприятии.
Основные методы исследования – анализ и синтез данных, сравнение, группировка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Прибыль и рентабельность как результативные показатели деятельности предприятия..........................................5
1.1. Сущность, источники формирования, направления использования и виды прибыли торгового предприятия………………………………………..…5
1.2. Экономическое содержание рентабельности и ее показатели…….…9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в торговле…….12
2.Анализ прибыли и рентабельности на примере ГГТУП «Лимож»……………………………………………………………………….18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГГТУП «ЛИМОЖ»………………………………………………………………………19
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………….26
2.3. Пути повышения прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………………………………………………………………….… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...…42

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 109.03 Кб (Скачать)

     Для оценки основных финансовых показателей  деятельности ГГТУП «Лимож» обратимся к табл. 2.1.

Таблица 2.1

Анализ  основных показателей эффективности коммерческой деятельности ГГТУП «Лимож» за 2008, 2009, 2010 года

Показатель  
2008г.
 
2009г.
 
2010г.
Абсолютные  изменения, млн. руб. Относительные изменения, %
        2009 к 2008 2010 к 2009 2009 к 2008 2010 к 2009
Первоначальная  стоимость основных средств, млн.руб.  
2925
 
3179
 
3716
254 537 108,7 116,9
Остаточная  стоимость основных средств, млн. руб  
1945
 
1993
 
2281
 
48
 
288
102,5 114,4
Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн.руб.  
20711
 
22212
 
22721
 
1501
 
509
107,2 102,3
Прибыль от реализации, млн.руб. 552 450 459 -102 9 81,5 102
Чистая  прибыль, млн.руб. 335 226 287 -109 61 67,5 126,9
  Рентабельность продаж, % 2,6 2,03 2,02 -0,6 -0,01 78,1 99,5
Издержки  обращения, млн. руб. 2785 3047 3222 262 175 109,4 105,7
  Среднесписочная численность работников, чел.  
143
 
151
 
153
 
8
 
2
105,6 101,3
  Производительность труда, млн. руб./чел.  
144,8
 
147,1
 
148,5
2,3 1,4 101,5 100,9
Коэффициент текущей ликвидности  
1,04
 
1,18
 
1,03
 
0,14
 
-0,15
113,46 87,29

     Источник: собственная разработка автора на основании  прил. 1,прил.2.

     Из  таблицы 2.1 видно, что сумма основных средств по первоначальной стоимости ежегодно увеличивается. В 2009 году она увеличилась по сравнению с 2008 на 254 млн.руб. или на 8,7 % , в 2010 году увеличилась на 537 млн.руб. и составила 116,9% от суммы за 2009 год. По остаточной стоимости сумма основных средств так же ежегодно увеличивается. В 2009 году по сравнению с 2008 годом она увеличилась на 2,5%, что составляет 48 млн.руб, в 2010 по сравнению с 2009  данная сумма увеличилась на 288 млн. руб. или на 14,4 %.

     Выручка от реализации товаров растет из в года в год, однако темп роста выручки в 2010 году к 2009 ниже чем в 2009 к 2008. В 2009 году прибыль снизилась по сравнению с 2008 годом на 102 млн. руб. и составила только 81,5 % от предыдущего года, что связано с увеличением издержек обращения на 9,4%, в 2010 году по сравнению с 2009 возросла на 9 млн.руб. и составила 102 % от предыдущей. Увеличение выручки от реализации объясняется увеличением себестоимости товаров.

     Динамика  чистой прибыли так же имеет скачкообразный характер. В 2009 году она уменьшилась  на 109 млн.руб. и составила 67,5 % за аналогичный период предыдущего года, но в 2010 году наблюдается положительная динамика чистой прибыли, а именно она увеличилась на 63 млн.руб. или на 8,7%.

     Рентабельность  продаж в 2009 по отношению к 2008 упала на 0,57 % , а в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилась на 0,01 %, что говорит о снижении эффективности деятельности данного предприятия.

     Производительность  труда, как важнейший показатель эффективного использования трудовых ресурсов возросла, что говорит о повышении интенсивности и результативности труда.

     Коэффициент текущей ликвидности увеличился в 2009 году по сравнению с 2008 и составил 1,18, что свидетельствует о достаточной платежеспособности предприятия, однако в 2010 году этот показатель снизился до 1,03, но тем не менее соответствует нормативному значению.

     Подводя итоги можно отметить, что в  целом ГГТУП «Лимож» работает эффективно, обеспечивая себе уровень  прибыли для расширенного воспроизводства, однако есть резерв для роста за счет снижения расходов на реализацию, увеличения выручки от реализации.

     Изучим  состояние  материально-технической базы предприятия и рассчитаем показатели эффективности ее использования.

       Материально-техническая  база предприятия включает в себя само здание магазина, сезонное кафе, а  так же оборудование, которое можно  разделить на следующие группы:

       -торговая  мебель (витрины, горки, прилавки, столы для упаковки товаров);

       -торговый  инвентарь (приспособления для  вскрытия тары, противопожарный  инвентарь);

       -измерительное  и фасовочное оборудование;

       -контрольно-кассовые  машины ;

       -холодильное  оборудование ;

       -подъемно-транспортное  оборудование (лифт для разгрузочно-погрузочных  работ между первым и вторым  этажом).

       - аквариум для живой рыбы.

       Общая площадь ГГТУП «Лимож » составляет 1024 метров квадратных.

       Торговая  площадь магазина составляет 585 квадратных метров.

     Установочная  площадь магазина - часть площади  торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, составляет 212 метров квадратных.

     Демонстрационная  площадь магазина и специально отведенная площадь под аукционный товар составляет соответственно 493,1 и 6,35 метров квадратных.

     Первоначальная  стоимость основных средств  на 1 января 2011 года составила 3716 млн.руб., что на 537 млн. руб. больше по сравнению с этой стоимостью на 1 января 2010 года.

     Можно рассчитать основные показатели эффективности использования основных фондов торгового предприятия (табл.2.2). 
 
 

                           Таблица 2.2

     Анализ  основных показателей эффективности  использования основных фондов ГГТУП  «Лимож» за 2009 и 2010 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение 2010г. от 2009г.
      +/- %
Фондоотдача,млн.руб 7,28 6,59 -0,69 90,56
Фондоемкость,млн.руб 0,14 0,15 0,01 110,43
Фондорентабельность 0,15 0,13 -0,02 90,30
Фондовооруженность,млн.руб/чел 20,21 22,53 2,32 111,48
Интегральный  показатель эффективности использования ОС  
1,04
 
0,94
-0,10 90,43

        Источник: собственная разработка на основе прил. 1, прил.2

     Анализ  данных таблицы 2.2 свидетельствует, что  в целом эффективность использования  основных средств снизилась. Фондоотдача  снизилась в 2010 году по сравнению  с 2009 на 9,44 %и составила 6,59 млн.руб, фондоемкость же в свою очередь возросла на 0,1 млн.руб или на 10,43%. Величина прибыли на единицу среднегодовой стоимости основных средств (фондорентабельность) уменьшилась на 0,02 млн.руб. и составила 90,3 % в 2010г. По сравнению с 2009 г. Фондовооруженность (показатель оснащенности основными фондами) увеличился на 2,32 млн.руб./чел за счет увеличения стоимости основных фондов на 537 млн.руб. О снижении эффективности использования основных фондов говорит и снижение интегрального показателя эффективности использования основных фондов на 9,57%.

     Таким образом, несмотря на то, что стоимость  основных фондов в 2010 году по сравнению 2009 годом значительно увеличилась, эффективность использования основных средств незначительно, но снизилась, поэтому целесообразно совершенствовать организацию торгово-технологического процесса и труда работников на предприятии, чтобы наращивать темпы роста товарооборота и обеспечить рост фондоотдачи основных средств. 
 

2.2 Анализ прибыли и рентабельности ГГТУП «Лимож» 

     Коммерческую деятельность торгового предприятия можно анализировать по различным экономическим показателям. К ним в частности относятся показатели использования основных средств, материальных ресурсов, трудовых ресурсов; показатели товарооборота; показатели деловой активности предприятия; показатели платежеспособности торгового предприятия. Но, поскольку основными показатели деятельности любого коммерческого предприятия являются, в первую очередь, его прибыль и рентабельность, то анализ экономических показателей ГГТУП «Лимож» будет проведен с точки зрения показателей прибыли и рентабельности .

     В процессе анализа состава и динамики прибыли необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру и динамику. Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике по данным отчета о прибылях и убытках за 2009 г (прил. 3) и за 2010 г (прил. 4) составим аналитическую таблицу (табл. 2.3).

      Таблица 2.3

      Показатели прибыли ГГТУП «Лимож» за 2008-2010 гг., млн. руб.

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. Абсолютные  изменения, млн. руб. Относительные изменения, %
2009 к 2008 2010 к 2009 2009 к 2008 2010 к 2009
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг 20711  
 
22212
  22721 1501 509 107,25 102,29
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг 552  
 
450
459 -102 9 81,52 102,00
Операционные  доходы 44 62 79 18 17 140,91 127,42
Операционные  расходы 4 4 8 0 4 100,00 200,00
Внереализационные доходы 15  
19
48 4 29 126,67 252,63
Внереализационные расходы 76  
 
129
102 53 -27 169,74 79,07
Чистая  прибыль   335  
226
287 -109 61 67,46 126,99
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг 14441  
 
15761
16155 1320 394 109,14 102,50
Доходы  от реализации 3337 3497 3681 160 184 104,79 105,26
Расходы на реализацию 2785  
 
3047
3222 262 175 109,41 105,74

Источник: собственная разработка автора на основании  прил. 3, прил. 4 

      Из  анализа данных видно, что предприятие получает подавляющее большинство прибыли в виде дохода от основной деятельности  – продажи товаров и услуг, и эта тенденция остается неизменной.

      Анализируя  данные табл. 2.3 нужно отметить, что выручка от реализации ежегодно растет, однако динамика прибыли от продаж за отчетный период более противоречива. Увеличение выручки от реализации объясняется увеличением отпускных цен на продукцию и ростом объема производства.

     В 2009 г. произошло снижение прибыли от реализации (на 18,48%). Однако, в 2010 г. году произошло ее увеличение на 9 млн. руб. (на 2%). Она составила 102% от уровня 2009г. Однако это все равно ниже значения данного показателя за 2008 год. Такие изменения прибыли связаны с динамикой внереализационных и операционных доходов и расходов.

      Одним из определяющих факторов, положительно повлиявших на прибыль от реализации в 2010 году, явились сдвиги в структуре ассортимента реализованной продукции: в составе продукции уменьшился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности, что привело к увеличению прибыли предприятия.

     С 2008 по 2010 годы наблюдается сначала снижение ( в 2009 г.), а затем  рост (в 2010 г.) чистой прибыли предприятия. Темп ее роста в 2009 году по отношению к 2008 составил 67,46%, а в 2010 году по отношению к 2009 – 126,99%.

     Тенденция увеличения темпа роста и прироста наблюдается при расчете выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Это также связано в первую очередь с ростом себестоимости продукции. В 2009 г. выручка от реализации продукции, работ, услуг по сравнению с 2008 г. увеличилась на 1501 млн.руб., т.е. на 7,25%, а в 2010 г. по сравнению с 2009 только на 2,29%, но тем не менее наблюдается положительная тенденция.

      Операционные  доходы предприятия ежегодно растут. Их рост в первую очередь связан с увеличением доходов от операций с активами. Темп прироста операционных доходов 2009 года по отношению к 2008 составил 40,91%, а 2010 года по отношению к 2009 – 27,42%. Что касается внереализационных доходов, то можно отметить следующие изменения: в 2009 году их размер вырос на 26,67% по отношению к прошедшему году, а в 2010 году вырос на 152,63 %.

      Операционные  расходы предприятия в 2008 и 2009 не изменились, а уже в 2010 году увеличились в 2 раза и составили 8 млн.руб. Внереализационные расходы в 2009 году по отношению к 2008 значительно увеличились на 53 млн.руб.(69,74%), но уже в 2010 по отношению к 2009 году снизились на 20,93% и составили 102 млн.руб.

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия