Прибыль и рентабельность торгового предприятия

Автор: t**********@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов, связанных с увеличением прибыли и повышением уровня рентабельности предприятия.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
а) рассмотреть теоретическое содержание прибыли и рентабельности в торговле, обобщить методику их анализа;
б) изучить организационно-правовую и экономическую характеристику предприятия;
в) провести анализ финансовых результатов, сделать выводы;
г) по итогам анализа внести конкретные предложения по улучшению финансового результата на предприятии.
Основные методы исследования – анализ и синтез данных, сравнение, группировка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Прибыль и рентабельность как результативные показатели деятельности предприятия..........................................5
1.1. Сущность, источники формирования, направления использования и виды прибыли торгового предприятия………………………………………..…5
1.2. Экономическое содержание рентабельности и ее показатели…….…9
1.3. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность в торговле…….12
2.Анализ прибыли и рентабельности на примере ГГТУП «Лимож»……………………………………………………………………….18
2.1. Организационно-экономическая характеристика ГГТУП «ЛИМОЖ»………………………………………………………………………19
2.2. Анализ прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………….26
2.3. Пути повышения прибыли и рентабельности ГГТУП «ЛИМОЖ»…………………………………………………………………….… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………...…42

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 109.03 Кб (Скачать)

     Чистая (нераспределенная) прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов. [15, с.458] Чистая прибыль может быть вычислена по следующей формуле: 

           ЧП= ВП – НП, (1.2) 

      Где ЧП- чистая прибыль предприятия, руб.; ВП- валовая прибыль, руб;

НП –  налог на прибыль, руб.[14, с.135]

     Естественно, что  все  торговые  предприятия  заинтересованы  получить  как можно более высокий процент чистой прибыли.

     Основные  направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяется его учредительными документами, в которых должно быть указано, какие  фонды и в каких размерах создаются  на предприятии за счет чистой прибыли  и на какие цели они направляются.[14,с 135]

     В общем виде прибыль, остающаяся в  распоряжении предприятия, распределяется на фонды накопления, потребления и резервный фонд.

     По  экономическому содержанию фонды —  это чистая прибыль отчетного  года либо прошлых лет, распределенная по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники (фонд накопления); на мероприятия социальной направленности , на материальное поощрение (фонд потребления) и т.д.

     В конечном итоге цель анализа распределения прибыли — установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования предприятия.[9, с.25]

     Из  изложенного можно сделать вывод, что анализ хозяйственной деятельности не может обойтись без изучения такого показателя, как прибыль. Она отражает эффективность работы торгового  предприятия, показывает перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчет и анализ прибыли приведет к ее максимизации, в будущем к стабильному росту и развитию предприятия, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития. 

    1. Экономическое содержание рентабельности и ее показатели
 

  Оценить эффективность функционирования торговых предприятий, провести сравнительный анализ невозможно исходя только из абсолютной величины полученной прибыли, поэтому для оценки используют ее относительную величину, определяемую показателями рентабельности.

     При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли (чистая прибыль, прибыль от реализации товаров, работ, услуг). Показатели рентабельности позволяют не только выявить общую эффективность работы предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

     Существует  множество показателей рентабельности, главным из которых является рентабельность оборота (Р.П. Валевич). Но он может иметь разные трактовки, например, ведущий экономист А.В. Пархимович, называет его общей экономической рентабельностью хозяйственной деятельности предприятия, так же в некоторых источниках он трактуется как рентабельность продаж (Н.В.Максименко).  Данный показатель  рассчитывается по формуле 

                                                                 (1.3) 
         
         

     где П — сумма прибыли (валовой или чистой): Т — объем товарооборота (без НДС).[9, с.25]

     Данный  показатель характеризует величину прибыли на каждый рубль товарооборота.

      Рентабельность  основных средств  (Ренос) — отношение прибыли к средней за период стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной): 

           
            .                                               (1.4) 
           

     Показатель  характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль основных средств.

       Рентабельность оборотных  средств (Ренобс) -   отношение прибыли к средней за период стоимости оборотных средств:

                                                              (1.5) 

     Показатель  характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль оборотных средств (собственных, заемных и привлеченных).

     Рентабельность  функционирования капитала (Ренф.к) – это отношение прибыли (общей или чистой) к объему вложенных организацией средств, выраженное в процентах:

                                                        (1.6)

где ОС – среняя за период сумма основных средств, ОбС – средняя за период сумма оборотных средств.

     Данный  показатель  характеризует величину прибыли, полученную на каждый рубль  вложенных средств.

     Рентабельность  реализованной продукции, товаров (Ренр) – отношение прибыли от реализации к расходам на реализацию (Рр), выраженное в процентах:

                                                                (1.7)

     Показатель  характеризует величину прибыли, полученную на один рубль текущих затрат.[5, с.557]

     Рентабельность  затрат живого труда(Ренж.т) могут характеризовать два относительных показателя:

     1) отношение прибыли к фонду заработной платы (ФЗП), характеризующее величину прибыли, полученной с каждого рубля средств израсходованных на оплату труда: 

                                                      (1.8) 

     2) отношение прибыли к среднесписочной численности работников (СЧР). Его лишь условно можно отнести к показателям рентабельности, по всем признакам это показатель прибыльности. Он характеризует величину прибыли, приходящуюся на одного работника: 

                                                               (1.9) 

     Следующим является показатель рентабельности собственного капитала, рассчитываемые по формуле 

           РК = ЧП / К ×100, (1.10) 

     Где ЧП – чистая прибыль предприятия, К — средняя величина собственного капитала.

     Этот  показатель служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного предприятия на фондовой бирже. Он позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложенных средств в акции и другие ценные бумаги.[9, с.25]

     Рентабельность  вложенного капитала (Ренк.в) рассчитывается по формуле:

                                                    (1.11)

     Где Кв – средняя за период сумма вложенного капитала.

     Показатель  рентабельности вложенного капитала может  служить индикатором привлекательности  отрасли и организации при сравнении его с величиной банковского процента по депозитам сроком на пять лет (z) как минимальной рентабельностью на вложенный капитал. Если величина   Ренкв < z, это означает, что вложение капитала в данную организацию или отрасль невыгодно или организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы.[5, с.558]

     При характеристике рентабельности торговой деятельности наряду с вышерассмотренными показателями используется понятие прибыльности, которое не только шире понятия рентабельности, но и определяется показателями последней, а кроме них — относительными показателями, исчисляемыми как отношение прибыли к различным параметрам, характеризующим потенциал организации (торговая, складская и общая площадь (прибыль/площадь), среднесписочная численность работников и количество торгово-оперативных работников (прибыль/численность) и др.). [5, с.558]

     Таким образом, можно сделать вывод, что рассчитывать и анализировать показатели рентабельности необходимо, так как они не только позволяю выявить общую эффективность работы предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.  

    1. Факторы, влияющие на прибыль  и рентабельность в торговле
 

     Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники сбыта. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.  Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании [13, с.31].

        Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить на 2 группы. В первую относят так называемые основные факторы, непосредственно влияющие на объем прибыли предприятия:

  • прибыль (убыток) от реализации товаров;
  • сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям;
  • прибыль (убыток) от операционной деятельности.

  Ко  второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:

  • объем продажи товаров;
  • розничные цены на реализуемые товары;
  • расходы на реализацию;
  • фондовооруженность работников;
  • налогоемкость предприятия;
  • численность работников предприятия;
  • оборачиваемость и состав капитала;
  • затраты, относимые на прибыль.

     На  практике валовая (балансовая) прибыль  в основном создается за счет прибыли  от реализации товаров, но может быть увеличена (уменьшена) на величину:

  • прибыли от неторговой деятельности предприятия;
  • выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям;
  • прибыли (убытка), полученной от реализации основных фондов (представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией.

     Взаимозависимые факторы, как и основные, сильно влияют на величину прибыли. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, затем — их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа, можно выявить следующие необходимые условия для нормального функционирования и развития предприятия:

     Тп > Тт > Тр > Тф > Тч, (1.12) 

     где Тп — темп роста прибыли;

     Тт — темп роста товарооборота;

     Тр — темп роста расходов на реализацию;

     Тф  — темп роста фондовооруженности работников;

     Тч -- темп роста численности работников.

     Коэффициенты  роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда работников, увеличением капитала и др.

     Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли в форме не наличных выплат, а акций или переводит ее на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, пускаемый предприятием в оборот, что в некоторой мере снижает потребность в заемных средствах и сокращает затраты на выплату процентов по банковским кредитам.[9, с.25]

     Ряд авторов, в т.ч. Р.П. Валевич, разделяют факторы, влияющие на прибыль и рентабельность, на внутренние и внешние.

Информация о работе Прибыль и рентабельность торгового предприятия